По своему определению термин «подход к обучению» многозначен. Это а) мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; б) глобальная и системная организация, и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: преподавателя и студента. Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» — он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения.
Информационно-компетентностный поход (ИКП) к обучению студентов в разработанной модели объединил в себе две инновации в контексте информационной и компетентностной составляющих. В основе первой составляющей лежат: информационная грамотность, информационная культура, информационная компетентность. Вторая составляющая включает ключевые компетенции и ключевые компетентности.
Анализ отечественной литературы показал, что многие исследователи считают, что информационная грамотность включает набор навыков, необходимых для поиска, анализа и использования информации в своей деятельности. В зарубежной, в частности, американской литературе, информационная грамотность понимается как комплекс необходимых навыков, которые требуются от каждого индивида для того, чтобы осознавать необходимость в информации, уметь ее найти, дать верную оценку и эффективно использовать необходимую информацию.
По нашему мнению, информационная грамотность — это оптимальные способы обращения со знаками, моделями, данными, информацией и представление их студентам для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования навыков освоения информационных и компьютерных технологий, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки будущих специалистов к эффективному использованию информационных средств, информации и телекоммуникаций.
Информационная культура — степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом пользовании.
Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информация культура личности» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен» мимо действия человека и информации.
Информационно-компетентностный подход в обучении выдвигает на первое место не владение информацией, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях. По мнению Б. Д. Эльконина, данного подхода надо строить и заранее задавать ситуации «включения» в проблему. Специфика ИКП в том, что здесь не усваивается кем-то к усвоению знания, а прослеживаются условия происхождения знания. При таком подходе учебная деятельность, периодически перейдя то в форму исследовательской, то в форму практико-преобразовательной деятельности, сама становится предметом усвоения.
В условиях ИКП персональные компетенции охватывают личностные качества, такие, как самостоятельность, самоуважение, надежность, осознанная ответственность, чувство долга, развитие самоосознанной ориентации на продуктивные ценности, ориентированные на профессиональную деятельность. Опираясь на теорию организации содержания образования в процессе формирования профессиональной компетентности будущих специалистов, мы выделили основные элементы ИКП: мотивационно-целевую составляющую (постановка и осознание целей информационной деятельности); когнитивная-(наличие информационных знаний, умение их анализировать, классифицировать, систематизировать и применять в деятельности); операционно-деятельностную (эффективность и продуктивность информационной деятельности; рефлексивную-(готовность к поиску решения возникающих проблем, к их творческому преобразованию на основе анализа своей информационной деятельности).
Проблема измерения информационной компетентности связана с проблемой выявления критериев и уровней ее сформированнонности. Анализ существующих исследований в этой области (Л. Д. Васильева, A. B. Вишнякова, О. А. Кизик и др.) позволил выделить наиболее приемлемые критерии, по которым можно оценить уровень развития информационной компетентности личности. Каждый критерий характеризуется совокупностью нескольких показателей. Степень их развития у конкретной личности и будет определять уровень профессиональной компетентности будущих педагогов.
Информационный критерий характеризуется следующими показателями: интерес к работе с информацией, осознание потребностей работы с информационными технологиями, знание методов работы с информацией.
Технологический характеризуется наличием информационных знаний, умением и применением их в профессиональной деятельности; умением выбирать программные и аппаратные средства для обработки данных.
Рефлексивно-результативный: включение в информационную деятельность, совершенствование своих информационных знаний, умений на основе самоанализа.
Можно выделить три взаимосвязанных и последовательных уровня развития информационной компетентности: интуитивный (начальный), нормативный (достаточный), творческий (высокий). Таким образом, информационная компетентность развивается, переходя из одного уровня на другой, при этом ее состояние каждый раз может быть диагностировано, исходя из соответствия структуры и содержания компьютерных знаний и умений определенному уровню развития.
ИКП подход носит двойственный характер, определенный как особенностями самого индивида, так и характером его социальной среды. В связи с этим, психолого-педагогические условия реализации ИКП можно условно разделить на внешние (условия и факторы) и внутренние (психологические механизмы: интериоризации, внутреннего плана действий, понимания, экстериоризации). Известно, что психологические механизмы, в основном, ориентированы на направленность личности. Таким образом, формирование профессиональной компетентности будущего педагога включает две составляющие: объективную (внешнюю) и субъективную (личностную).
В ИКП к каждой изучаемой дисциплине, мы рассматриваем компетенции как «стартовый капитал» в контексте данных составляющих. К объективным составляющим мы относим: принятые Госстандартом требования к академическим знаниям, ключевым компетенциям ориентированных на формирование профессиональной компетентности будущих педагогов. К субъективным — персональные компетенции (компетенции принятые личностью); познавательные качества и личностные свойства студентов (самопознание, самоконтроль, самооценка, индивидуально-психологические особенности).
«Финишный капитал» как результат ИКП к обучению, включает: информационную и профессиональную компетентность по каждой изучаемой дисциплине; развитые способности к разрешению проблем; владение устными и письменным общением; личностные качества: персональную компетентность, нравственное, духовное развитие; владение новыми технологиями и приемами обработки информации.
ИКП — внедисциплинарный, он не реализуется в рамках одной дисциплины. Завершая анализ места и роли информационно-компетентностного подхода в современной образовательной среде, мы подчеркиваем его инновационность, которая проявляется за счет: содержательной и инструментальной новизны подхода и его результатов вклада в развитие педагогики и педагогической психологии; интегративные тенденции в системе подготовки специалистов. В связи с этим ИКП рассматривается нами как подход, во всех своих смыслах и аспектах наиболее глубоко отражающий основные аспекты процесса модернизации образования и его результатов.
Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.
В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.
Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным.
Литература:
- American Library Assoziation. Presidential Committee on Information Literacy. Final ReporUChicago: American Library Association, 1989.)
- Семенюк Э. Л. Информационная культура общества и прогресс информатики ПНТИ. Сер. 1.-1994. — № 7. — С. 3).
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. С. 220–257.