В статье на примере сельского хозяйства Красноярского края рассматриваются факторы, снижающие эффективность государственной поддержки.
Когда мы даем общую характеристику той или иной национальной экономике, мы, в первую очередь, опираемся на информацию о крупных корпорациях: их названия на слуху, с их продукцией мы знакомы, их налоги формируют большую часть государственного бюджета, именно по ним определяют «лицо» национальной экономики. Но при этом следует учитывать, что ее устойчивость обеспечивается малыми и средними формами хозяйствования.
Каждый из участников экономической системы преследует определенную цель и выполняет свойственные только ему функции. Крупные корпорации поддерживают макроэкономическое равновесие, создают основной объем добавочного продукта и обеспечивают налоговые поступления в государственный бюджет.
Для предпринимательской деятельности в малых формах хозяйствования, как для всякой коммерческой деятельности, основополагающей целью является получение прибыли, и как источника воспроизводства и как «премии» за авансированный капитал. На этом уровне хозяйствования предприниматель не берет на себя ответственности за удовлетворение общественных потребностей, хотя и платит налоги. Общественные потребности удовлетворяются из потока налогов и сборов, собираемых с корпораций, и множества «ручейков» от малых и средних организаций.
Малые и средние организации решают важную социальную задачу — обеспечивают занятость населения, что весьма актуально для сельской местности, заполняют «ниши» в тех сферах экономики, которые не интересны корпорациям, такие как сфера услуг или ремонтные работы.
Для малых предприятий установлены пороговые значения: численность до 100 человек, выручка не более 800 млн. рублей в год, для микропредприятий — численность до 15 человек и выручка не более 120 млн. в год и для средних — 250 человек и 2 млрд. рублей. [1,2]
Для современной России деятельность малых и средних организаций в аграрном секторе, явление относительно новое и их появление связано с процессом разгосударствления собственности на средства производства, в первую очередь, на землю.
Мировой опыт показывает, что важнейший фактор сельскохозяйственного производства — земля, может находиться в частной собственности или оставаться государственной и использоваться на правах долгосрочной аренды.
Отношение к частной собственности на средства производства в нашей стране за ХХ век претерпело значительные изменения: после революции советская власть не только пресекала попытки возродить частную собственность, но и возвела предпринимательскую деятельность в ранг уголовного преступления. Даже НЭП преследовал цель не использовать частную собственность для подъема разрушенной экономики, а выявить скрытые от экспроприации капиталы.
Приватизация, в той форме, в какой она была проведена в РФ в 90-е годы, через ваучеры, не могла дать необходимый объем средств производства для начала частной предпринимательской деятельности, понадобилось время, чтобы образовались хозяйствующие субъекты.
Выбранный вариант перехода к рыночным отношениям в аграрном секторе через частную собственность на землю, породил ряд проблем. Среди них, особенно серьезной стала скупка земли владельцами крупного капитала и вывод земли из оборота.
Если первое время малые формы предприятий отдавали предпочтение розничной торговле и общественному питанию, то позже проявилась своеобразная «специализация» в зависимости от размера. По данным Росстата, 38,8 % малых предприятий занимались розничной торговлей и ремонтом автотранспорта, мотоциклов и бытовой техники, 20,4 % операциями с недвижимостью. Средние предприятия распределились иначе:
– 26,6 % в торговле и ремонте автотранспорта;
– 24,6 % в обрабатывающем производстве;
– 16,8 % в сельском хозяйстве. [3. C.14]
Вовлечение сельского населения в малое и среднее предпринимательство имеет большое значение, так как этот вид занятости дает другой уровень материального интереса к своему труду, снижает миграционное настроение, что в перспективе может положительно отразиться на социальной обстановке и на демографической ситуации в сельской местности.
Однако, следует обратить внимание, что наибольшая доля в обороте малого и среднего предпринимательства приходится на оптовую и розничную торговлю и ремонт автотранспортных средств, мотоциклов и бытовых приборов, что более востребовано и прибыльно в городах (в малых предприятиях — 58.3 % оборота, в микропредприятиях — 56.4 %, в средних — 46.4 %), доля сельского хозяйства, соответственно составляет: 2.0 %; 2.8 %; 6.2 % оборота.
Примерно у четверти организаций малого и среднего предпринимательства деятельность в аграрном секторе убыточна. Во-первых, зависимость сельского хозяйства от природно-климатических условий порождает высокий риск и наносит значительный ущерб. С целью защиты имущественных интересов сельхозпроизводителей, с 2000 года разрабатывалась и применялась программа агрострахования с государственной поддержкой. Наконец, после ряда не очень удачных вариантов, в 2011 году был принят ФЗ N260 «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», который вступил в силу с 01.01.2012 года и действовал без изменений 3 года. Программа консолидации государственной поддержки, начатая в 2016 г., внесла существенные изменения в организацию поддержки, что привело к резкому сокращению объема агрострахования.
Среди форм государственной поддержки в программе консолидации применяются субсидии, льготные кредиты, гранты и др.
Гранты используются с 2013 года, их на конкурсной основе могут получить на развитие семейных животноводческих ферм, начинающие фермеры и на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных кооперативов. В «Национальном докладе» за 2015 год даны средние размеры грантов [4 с.125–128].
Таблица 1
Средний (расчетный) размер гранта (млн.руб.)
Год |
Начинающим фермерам |
На развитие семейных животноводческих ферм |
2013 |
1,04 |
3,8 |
2014 |
1,2 |
4,1 |
2015 |
1,14 |
4,35 |
В открытом обращении к Президенту РФ В. В. Путину Забайкальские ветераны АПК обратили внимание на то, что по размеру гранты отличаются по регионам и это не связано с природно-климатическими факторами: «Господдержка 1 га пашни в Краснодарском крае — 6000 руб., в Белгородской области — от 6000 до 9000 руб., в Забайкальском крае — 440 руб. на 1 га. В масштабах государства при 10 природно-климатических условий, дифференциации господдержки, в зависимости от почвенных, природно-климатических и экономических условий производства, не существует», — пишут они. [5]
На грантовую поддержку, выделяемой региону, объявляется конкурс. Как сказано в «Национальном докладе» 2015 года, размер гранта зависит от числа конкурсантов. В результате такого подхода, финансовая поддержка не связана с затратами на производство и ее малый размер не окажет существенного влияния на производство.
В «Национальном докладе» 2016 года даны наибольшие и наименьшие размеры грантов по регионам и по подпрограммам. [6.с.57–58]
Таблица 2
Ранжирование грантов по субъектам РФ
Назначение гранта |
Красноярский край, млн руб. |
Наибольшее значение |
Наименьшее значение |
||
субъект |
Млн руб. |
субъект |
Млн руб. |
||
На развитие семейных животноводческих ферм |
9,4 |
Магаданская область |
19, 50 |
Республика Алтай |
1,3 |
На поддержку начинающих фермеров |
2,89 |
Красноярский край |
2,89 |
Воронежская область |
0,47 |
На развитие материально-технической базы сельхоз. кооперативов |
17,96 |
Омская область |
55,92 |
Орловская область |
1,11 |
На наш взгляд, при таком подходе к распределению грантов, эффект от государственной поддержки снижается. В таком субъекте РФ, как Красноярский край, с природно-климатическими зонами, в которых существенно разнятся затраты на производство сельскохозяйственной продукции, себестоимость и урожайность могут быть критериями при определении назначения и размера государственной поддержки.
Таблица 3
Показатели себестоимости иурожайности при производстве продукции растениеводства по природно-климатическим зонам Красноярского края (по сельскохозяйственным организациям). [7. С.76–77]
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
|
зерно |
картофель |
Овощи открытого грунта |
||||
Восточная зона |
||||||
Себестоимость, руб/т |
5861 |
5868 |
4320 |
3987 |
6739 |
5174 |
Урожайность, ц/га |
19,4 |
21,3 |
149,5 |
146,9 |
283,9 |
352,3 |
Западная зона |
||||||
Себестоимость, руб/т |
5547 |
5934 |
6864 |
6962 |
7588 |
3096 |
Урожайность, ц/га |
29,1 |
28,9 |
99,5 |
98,0 |
120,0 |
232,1 |
Центральная зона |
||||||
Себестоимость, руб/т |
5964 |
6183 |
6163 |
6150 |
4819 |
4456 |
Урожайность, ц/га |
20,6 |
20,7 |
172,9 |
168,1 |
214,0 |
266,9 |
Южная зона |
||||||
Себестоимость, руб/т |
7134 |
7644 |
5210 |
6897 |
12102 |
12500 |
Урожайность, ц/га |
13,5 |
15,1 |
133,5 |
85,9 |
97,0 |
141,0 |
Северная зона |
||||||
Себестоимость, руб/т |
6453 |
6123 |
5820 |
5951 |
||
Урожайность, ц/га |
13,0 |
14,1 |
221,8 |
299,0 |
||
Данные по себестоимости и урожайности основных видов сельхозпродукции Красноярского края даны по сельскохозяйственным организациям, но эти тенденции сохраняются и в малых и средних формах хозяйствования.
Видно, что по климатическим зонам Красноярского края есть различия по себестоимости и по урожайности: наименее благоприятна Южная зона — затраты выше, урожайность нестабильна и наиболее благоприятна Восточная зона (табл.3). В связи с этим надо выяснить, только ли природно-климатические условия — причина таких результатов в Южной зоне?
Если это климат, то, учитывая, что объем производства зерна и картофеля в крае превышает потребности населения края, то можно или увеличить государственную поддержку на их выращивание в тех зонах, где это более эффективно. В зонах с неблагоприятными климатическими условиями развивать инфраструктуру, создать базы для профессиональной подготовки и переподготовки, чтобы, в конечном счете, отказаться от убыточного растениеводства.
Интересен опыт других стран, например, Израиля, где в таких случаях стимулируют развитие промышленного производства или переработку сельскохозяйственной продукции. Есть кибуцы, которые действуют как дочерние подразделения крупных предприятий или занимаются научными разработками.
Литература:
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) от 29.12.2015 N 408-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» http://ivo.garant.ru/#/document/71370186/entry/2:1
- Малое и среднее предпринимательство в России.. Стат.сб./Росстат.-М., 2015.
- Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2015 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия нп 2013–2020 годы.-М.2016 https://news.mail.ru/economics/31895188/?frommail=1.
- https://kprf.ru/activity/derevnya/171986.html
- Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2016 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия нп 2013–2020 годы.-М.2017.
- АПК Красноярского края в 2016 году. Красноярск, 2017.