Цель: обобщение знаний о технологии деятельностного метода обучения, знакомство с формируемыми на каждом этапе урока ОНЗ универсальных учебных действий, представление опыта применения данной технологии на уроках в начальной школе.
Задачи:
- Познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
- Раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с технологией деятельностного метода обучения, разработанного педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. Г. Петерсон;
- Показать практическую значимость использования данной технологии для достижений требования Стандарта, убедить участников мастер-класса в целесообразности использования деятельностного метода обучения в практической деятельности на уроках.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса углубляют знания о технологии деятельностного метода обучения, расширяют знания о формировании УУД на уроках в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания в своей практике.
Оборудование: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.
Ход мастер-класса
- Введение.
Основная цель: организовать презентацию о «технологии деятельностного метода обучения» и представление опыта применения данной технологии на уроках в начальной школе.
Новые социальные запросы, отраженные во ФГОС НОО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «умение учиться». На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формировать умение учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Л. С. Выготский говорил: «Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
Парадигмой современного образования становится системно — деятельностный подход к обучению. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом обучения.
По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.
Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов — технология деятельностного метода обучения.
Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
1. Мотивация (самоопределение) кучебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); устанавливаются тематические рамки (“могу”). На данном этапе идет формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий таких как самоопределение, смыслообразование, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация, планирование учебного сотрудничества.
2. Актуализация ификсирование индивидуального затруднения впробном учебном действии. Цель данного этапа — повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивацию к пробному учебному действию (“надо” — “могу” — “хочу”) и его самостоятельное осуществление; фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. На данном этапе идет формирование практически всех видов УУД.
ЛУУД |
РУУД |
ПУУД |
КУУД |
— мотивационная основа учебной деятельности; — смыслообразование; — эмпатия; развитие этических чувств и регуляторов морального поведения; |
волевая саморегуляция |
— анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; — структурирование знаний; — извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; — использование знаково-символических средств; — смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; — построение логической цепи рассуждений |
— остаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; — формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
3. Выявление места ипричины затруднения. Цель данного этапа — обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
ЛУУД |
РУУД |
ПУУД |
КУУД |
- учебно-познавательный интерес; - смыслообразование; — эмпатия |
— волевая саморегуляция |
— анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; — подведение под понятие; — использование знаково-символических средств; — определение основной и второстепенной информации; — постановка и формулирование проблемы; |
— учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; — формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель итема, способ, план, средство). Цель этапа — по возможности включения детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение проблемы детьми с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково.На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т. д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем — побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
ЛУУД |
РУУД |
ПУУД |
КУУД |
— самоопределение; — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; |
— познавательная инициатива; — планирование, прогнозирование |
— постановка познавательной цели; — построение логической цепи рассуждений; — использование знаково-символических средств; — построение речевых высказываний; — выбор наиболее эффективных способов решения задач; — определение основной и второстепенной информации |
— планирование учебного сотрудничества; — разрешение конфликтов; — формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации — понимание относительности мнений и подходов для решения проблем; — адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности |
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
ЛУУД |
РУУД |
ПУУД |
КУУД |
— нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; — осознание ответственности за общее дело; — следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; — чувство прекрасного и эстетические чувства; — установка на здоровый образ жизни; |
— волевая саморегуляция; — познавательная инициатива; |
— анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; — выдвижение гипотез и их обоснование; — использование знаково-символических средств; — поиск необходимой информации; — моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.) самостоятельное создание алгоритмов деятельности; — установление причинно-следственных связей, доказательство; — самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; |
— формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; — учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; — достижение договоренностей и согласование общего решения; — разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников; — управление поведением партнера; — адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач |
6. Первичное закрепление спроговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
ЛУУД |
РУУД |
ПУУД |
КУУД |
— развитие этических чувств и регуляторов морального поведения |
— Контроль: — Коррекция; — Волевая саморегуляция |
- Подведение под понятие; - Использование общих приемов решения задач; - Использование знаково-символических средств; - Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; - Построение речевых высказываний; - Выведение следствий |
— планирование учебного сотрудничества; — адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач |
7. Самостоятельная работа ссамопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
ЛУУД |
РУУД |
ПУУД |
КУУД |
— развитие этических чувств и регуляторов морального поведения |
— самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном; — волевая саморегуляция материале; — познавательная инициатива; — осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; — самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив; |
— анализ, сравнение, классификация; — использование знаково-символических средств; — использование общих приемов решения задач; — рефлексия способов и условий действия; — выделение и формулирование проблемы; — постановка познавательной цели; — постановка и формулирование проблемы; — подведение под понятие; — выведение следствий, доказательство |
— координирование разных позиций с учетом разных мнений; — достижение договоренностей и согласование общего решения; — адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) |
8. Включение всистему знаний иповторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой — подготовка к введению в будущем новых норм.
ЛУУД |
ПУУД |
КУУД |
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
— анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация; — поиск и выделение необходимой информации; — моделирование, преобразование модели; — умение структурировать знания; — смысловое чтение, извлечение необходимой информации; — использование знаково-символических средств; — свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание; — выбор наиболее эффективных способов решения задач; — использование общих приемов решения задач; — построение речевых высказываний; — подведение под понятие; — выведение следствий; — доказательство; |
— планирование учебного сотрудничества; — формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; — постановка вопросов; — адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; — управление поведением партнера |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
ЛУУД |
ПУУД |
КУУД |
- внутренняя позиция школьника; - самооценка на основе критерия успешности; - эмпатия; - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности |
— рефлексия способов и условий действия; — контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
- формулирование и аргументация своего мнения; - планирование учебного сотрудничества |
Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в общества за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.
Сегодня как никогда актуальны слова Д.Писарева: “Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”.
Двадцатилетний опыт практической апробации в школах страны дидактической системы деятельностного метода обучения показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для комплексного своевременного развития многогранной личности гражданина XXI века.
- Постановка задачи мастер— класса.
Основная цель: актуализировать знания и сформулировать конкретную педагогическую проблему, решение которой будет демонстрироваться с помощью деятельностного метода
‒ раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с технологией деятельностного метода обучения, разработанного педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. Г. Петерсон;
‒ показать практическую значимость использования данной технологии для достижений требования Стандарта, убедить участников мастер-класса в целесообразности использования деятельностного метода обучения в практической деятельности на уроках.
- Практическая часть.
Основная цель: продемонстрировать решение поставленной задачи в форме имитационной игры.
Задание для педагогов для восстановления последовательности шагов деятельностного метода обучения
Предлагаю немного освежить ваши знания. Определите, пожалуйста, последовательность этапов урока открытия нового знания. (1 минута) на экране.
___ Реализация построенного проекта.
___ Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
___ Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
___ Выявление места и причины затруднения.
___ Целеполаганиеипостроение проекта выхода из затруднения.
___ Актуализация и пробное учебное действие.
___ Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
___ Включение в систему знаний и повторение.
___ Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Рефлексия.
Основная цель: соотнести поставленную цель и результат мастер — класса, получить обратную связь от участников мастер — класса.
Уважаемые коллеги! На заключительном этапе мастер-класса я предлагаю оценить результаты нашей совместной деятельности. Давайте подведём итог наше работы исоставим СИНКВЕЙН.
Мой синквейн.
- Подход.
- Деятельностный, эффективный.
- Находить, наблюдать, искать.
- Хочу уметь применять на уроках!
- Результативно!