Автором рассматриваются особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дается определение нормативно-правовому акту, рассматривается несколько проектов, которые разработаны Министерством образования и науки РФ, направленных на обеспечение соблюдения и применения новых норм на практике, а также рассматривается Федеральный Закон «Об образовании в РФ».
Ключевые слова: управление, образовательная организация, правовое регулирование.
Понятие образования как единого целенаправленного процесса обучения и воспитания, которое является общественно значимым благом и осуществляется в интересах семьи, человека, государства и общества, а также общности получаемых ценностных установок, навыков, умений, знаний, опыта деятельности и компетенции определенной сложности и объема с целью творческого, духовно-нравственного, интеллектуального, физического и (либо) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных интересов и потребностей в статье 2 Закона № 273-ФЗ дано именно в русле статьи 2 Конституции РФ [2].
Также в русле определения права на образование как одной из конституционных ценностей указана в Законе № 273-ФЗ трактовка воспитания как деятельности, которая направлена на развитие личности, формирование условий для социализации и самоопределения обучающегося на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения в интересах семьи, человека, государства и общества, и обучения как целенаправленного процесса организации деятельности обучающихся по овладению умениями, знаниями, компетенцией и навыками, развитию способностей, приобретению опыта деятельности, приобретению опыта использования знаний в повседневной жизни и созданию у обучающихся мотивации к получению образования на протяжении жизни.
Система законодательства об образовании, понимаемая как общность подзаконных актов и законов, состоит из большого количества нормативных правовых актов, которые объединены в отдельную отрасль законодательства. Главная задача данной системы состоит в том, чтобы обеспечить законодательную основу для правового регулирования отношений, которые возникают в области образования.
Системообразующим законодательным актом в системе российского законодательства об образовании выступает ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — Закон). Он выполняет интегрирующую функцию, т. е. объединяет в единую отрасль законодательства большое число нормативно-правовых актов, которые регулируют правоотношения в области образования. По этой причине его следует именовать базовым либо основополагающим законом. Данные законодательные акты, согласно с теорией законодательной техники, вводят «общие режимы и принципы правового регулирования, в дальнейшем получающие развитие в видовых законах». Другими словами, нормы базового закона как правило отражены в нормах прочих федеральных законов, которые имеют более узкий предмет регулирования, а также в нормативных правовых актах, которые издаются федеральными органами исполнительной власти.
Новый ФЗ «Об образовании в РФ», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, значительно отличается от старого. Помимо финансово-экономических и управленческих отношений, он регламентирует еще и содержание образования, т. е. обязанности и права участников образовательного процесса.
Также в новом Законе вводятся отчетливые определения понятий «воспитание», «обучение», «образование», «учебный план», «уровень образования», «квалификация» и так далее. Одним из главных изменений выступает замена термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация».
Большое значение вопросам правового регулирования образования отводит Парламент РФ. В Совете Федерации и Государственной Думе работают специальные парламентские комитеты по науке и образованию, которые состоят из депутатов, имеющих профессиональную связь с образованием. Перед тем, как принять какой-нибудь закон, он тщательно обсуждается представителями общественности и специалистами.
Министерство образования и науки РФ с целью осуществления нового закона реализует несколько проектов, которые направлены на обеспечение соблюдения и применения новых норм на практике. К ним можно отнести: формирование справочно-экспертной онлайн-системы, повышение квалификации работников органов государственной власти в области образования, направление методические разъяснений по применению некоторых норм Федерального закона.
В России успешно реализуется и законодательно утвержден национальный проект «Образование», в рамках которого отражена образовательная политика государства. Этот проект рассматривает рост качества образования как основную государственную задачу, на решение которой народ направляет нужные силы государства и общества. Поэтому проект именуется национальным.
В рамках этого национального проекта проводятся всевозможные мероприятия: реализуется поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ; государственная поддержка научных исследований вузов, организаций среднего профессионального образования; внедрение инновационных образовательных программ; интернетизация российского образования.
Эти направления имеют тесную связь с преобразованием всей системы образования, они формируют целостную мозаику, главная цель которой — системный сдвиг в сфере образования.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598.
- Матюшева Т. Н. Образование как общая ценность международного права // Теория и практика общественного развития. 2014. № 14.