Применение визуальных историй в обучении детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (195) март 2018 г.

Дата публикации: 05.03.2018

Статья просмотрена: 1845 раз

Библиографическое описание:

Колягина, О. В. Применение визуальных историй в обучении детей дошкольного возраста / О. В. Колягина, Е. А. Суханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48612/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье речь пойдёт об апробированном, эффективном, действенном способе донесения информации для дошкольников-визуальной истории. Это не только прекрасная возможность удержать внимание малышей, но и способ получения обратной связи, развития мышления, речи, памяти. Это возможность увидеть в герое истории себя или своего друга, анализировать и мыслить. Это развитие долгосрочной памяти, то есть это больше чем запоминание сухих подробностей и скучных фактов, это истории, помогающие облегчить ее развитие. С помощью интересного повествования детские сказки прививали нам важные жизненные принципы, добродетели. Вообще, любая важная информация гораздо легче и быстрее усваивается, если подана под соусом живой интересной истории.

Научные исследования показывают, что свыше 80 % информации, получаемые человеком из внешнего мира, приходится на зрение, 10 % — на тактильные ощущения, и 10 % составляет аудиальная информация. В связи с тем, что наши дети визуалы, то создание и проигрывание историй является очень актуальным и действенным способом донесения информации до ребенка. Эти истории вызывают доверие у детей, вызывают сильную эмоциональную реакцию, легко запоминаются. Картинки могут и умеют рассказывать-порой в них можно заключить десятки, сотни слов и передать нужный смысл. Эффективность изображений в этом плане превосходит текст: наш мозг способен обрабатывать их в 60 тысяч раз быстрее.

Многое в нашей жизни зависит от рассказанных и услышанных историй. Визуальные истории можно и нужно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Остановимся на наиболее важных моментах, которые необходимо учитывать при создании истории для детей. В повествовании должен быть персонаж или герой. У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях.

Для небольшой зарисовки приведем две условных интерпретации понятия этикет.

  1. Этикет — это составная часть внешней культуры общества, выражается в правилах поведения, организующих жизнь общества. «Словарь по этике» определяет это понятие так: «Этикет (фр. etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)».
  2. В одном маленьком французском городке, в старинном и большом замке жил граф Этикет. Был он очень обходительным, вежливым и воспитанным, всегда очень хорошо вёл себя за столом, красиво и аккуратно одевался, всегда здоровался при встрече и улыбался. И вот однажды, к нему в замок попал невоспитанный, невежливый, немытый мальчишка, который не знал ни одного вежливого слова и совершенно не умел вести себя за столом. Он раскачивался на стуле, пихал в рот большие куски еды и не слушался взрослых. И вот, граф Этикет принялся перевоспитывать мальчишку…. Несложно представить какая из интерпретаций вызовет больший интерес у дошкольников, если ещё и будет сопровождена картинкой какого-нибудь французского графа в алонжевом старинном парике. Запоминание столь сложного иноязычного слова во втором случае гарантировано.

Виды визуальных историй

Необходимо остановиться на техниках или иначе способах создания визуальных историй, которые могут взаимодополнять, совмещать друг друга, или же жить в отдельных историях.

  1. «Рисовательная» визуальная история. Это, пожалуй, классический вариант. Картинки, схемы нарисованы заранее рукой художника, либо изображаются параллельно со звучащим текстом и предстают перед аудиторией, в нашем случае перед детьми.
  2. «Аппликационная» визуальная история. На лист бумаги или любой другой фон в кадре выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.
  3. «Магнитная» визуальная история. Похожа на аппликацинную. Единственное различие — готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
  4. «Фланелеграфная» визуальная история. Используется старый добрый забытый фланелеграф. Это уже почти театр! Хорошо подходит для «экранизации» сказок и других историй для детей.

Предпосылки создания визуальной истории

История должна быть написана в ответ на конкретные проблемы, нужды ребенка. Визуальные истории лучше и эффективнее усваиваются, когда после демонстрации ребенок практикует навык, представленный в этой истории. Ролевые игры, поведенческие репетиции используются прежде всего для обучения необходимым навыкам коммуникации — история должна быть «живая», с опорой на жизнь, на живые эмоции- в придуманных историях дети представляют и видят себя, проживают события вместе с героями. Опишите в истории ту ситуацию, которая вызывает затруднение у ребенка. Включите описание того, какое поведение ожидается от ребенка в такой ситуации. Опишите почему это важно. Завершить историю заверением в достижении соответствующего поведения в описанной ситуации. Расскажите о влиянии такого поведения на других людей и на самого ребенка. Т. е. визуальные истории составляются индивидуально для конкретной ситуации, для обучения как вести себя, освоения распорядка дня, алгоритма мытья рук и т. п.

Основные шаги создания истории

Самое важное, что нужно помнить: история-это всегда последовательность действий и событий, т. е. повествование, в котором есть начало, середина и конец. Это если говорить очень упрощенно. История — это всегда эмоциональное повествование. Существуют основные элементы, которые позволяют добиться высокой эмоциональной вовлеченности.

  1. Шаг первый — определяем проблему.
  2. Шаг второй. Наличие персонажа — он обязательно должен присутствовать в истории. И совсем не обязательно что это будет одушевленный персонаж, их может быть несколько. Вокруг них будет выстраиваться вся история. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека: ёлка-мудрая, прутик-труженик, лужа-грязнуля. Идет описание жизни объектов в обозначенном месте.
  3. Шаг третий. Конфликт или событие, благодаря которому происходит действие. Именно он запускает действие, придает эмоциональный окрас, энергию. Это может быть внутренний конфликт героя. Пропишите путь персонажа. В какой ситуации он находится в начале истории и в каком состоянии должен находиться в конце. Происходит случай: Коля уронил мячик в лужу.
  4. Шаг четвертый. Действие — персонаж, находящийся в конфликте, начинает совершать действия, которые помогают этот конфликт решить. Из этих действий и складывается повествование, сюжет.
  5. Шаг пятый — подберите картинки, сделайте зарисовки. Это шаг облачения сюжета в визуальную форму.
  6. Шаг шестой — представьте историю детям.

«История на лужайке»

Жил-был мальчик Коля. Решил он с мячиком погулять на лужайке. Неподалеку росла умная и красивая ёлочка. Она смотрела вокруг и много думала. По соседству с ней жили Прутик труженик и грязнуля Лужа. Играя, Коля уронил мяч в лужу и сразу испачкался. «Ура!» — закричала Лужа, -он стал таким же грязным, как и я!». Прутик стал быстро разгонять воду, и мячик стал подплывать к краю Лужи. Ёлочка всё это видела и стала раскачиваться из стороны в сторону, чтобы ветер помог мячу выбраться из Лужи, ведь она знала: «Помогаешь другу в беде и тебе помогут!».

«Вовка вмагазине игрушек»

Мальчик Вовка пришёл с мамой и папой в магазин игрушек, чтобы выбрать одну игрушку себе в подарок.

Он очень долго ходил мимо полок с игрушками, хватал их с полок, ему нравились и мячи, и пистолеты, и самолёты с машинками. И он сказал маме с папой: «Я хочу всё!» На что родители ему ответили: «Мы договаривались только на одну игрушку. У нас нет возможности купить всё!»

На что Вовка стал плакать, кричать и уговаривать родителей купить ему все выбранные игрушки. Видя, что слёзы не действуют, он упал и стал бить кулачками о пол. На шум сбежались все продавцы магазина. И сказали Вове: «Мы продаём игрушки только послушным детям, которые слушаются маму и папу, которые умеют себя вести в магазине и не устраивают истерик!»

Так Вовка остался без игрушки.

При рассказывании истории можно использовать схематическое изображение, которое не составит труда нарисовать параллельно со звучащим текстом. Качество рисунка здесь играет не первоочередную роль. Задача педагога завладеть вниманием детей, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории. Вот один из примеров таких историй.

«Иду я утром на работу в детский сад. Вдруг слышу, позади меня кто-то идёт, чьи-то шаги. Я оглянулась и вижу — собака. Смотрит она на меня грустными глазами. Хорошо, что у меня в сумке было печенье. Съела печенье и пошла со мной рядом. Вот так она проводила меня до ворот детского сада». Педагог, рассказав это реально произошедшее событие детям, а возможно и придуманное им, что не противоречит основным принципам педагогики, задает вопрос: «Ребята, а почему у собаки были грустные глаза, как вы думаете?» Дети предлагают свои варианты ответов. Данный приём является очень эффективным в процессе рассуждения, потому что визуальные истории вызывают доверие у детей, развивают фантазию, воображение, логику, вызывают сильную эмоциональную реакцию, легко запоминаются.

В данном случае история сыграла решающую роль при выборе детьми темы проекта и переросла в долгосрочный и увлекательный проект «Собака — друг человека».

Литература:

  1. Этикет –это…Что такое Этикет? https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/2624/Этикет
  2. 5 способов использования инфографики в образовательных целях. https://rusability.ru/.../5-sposobov-ispolzovaniya-infografiki-v-obrazovatelnyih-tselya.
  3. Сторителлинг-Блог-Сибирикс https://blog.sibirix.ru/2014/01/16/storytelling/
  4. Визуальные истории МАДОУ № 40 г. Томска madou40-tomsk.ru/nashi-gruppy-3/iii-korpus/proekt...a.../vizualnye-istorii
  5. Что такое сторителлинг. Сторителлинг это…
  6. https://samopoznanie.ru/schools/storitelling/
  7. Визуальная история. Инфографика. https://rusability.ru/content-marketing/vizualnaya-istoriya-kontent-marketinga-infografika/
Основные термины (генерируются автоматически): история, ребенок, визуальная история, звучащий текст, действенный способ донесения информации, действие, детский сад, Лужа, сильная эмоциональная реакция, Этикет.


Задать вопрос