В данной статье рассматриваются основные количественные и качественные критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, качественные показатели, количественные показатели.
Малый и средний бизнес вносит большой вклад в экономику любой страны и способствует ускоренному экономическому росту. Развитие малого и среднего предпринимательства обеспечивает увеличение рабочих мест, сокращение уровня безработицы, насыщение рынков. Но для успешного функционирования предприятиям малого и среднего бизнеса необходима финансовая поддержка. В свою очередь, для ее осуществления необходимы четкие критерии выделения малых и средних предприятий среди других субъектов экономической деятельности. На сегодняшний день в мире не существует единых стандартов определения малого и среднего предпринимательства.
В связи с этим, актуальным вопросом является определение параметров отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу.
Субъектами малого и среднего предпринимательства согласно положениям Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» являются зарегистрированные по требованиям законодательства Российской Федерации, хозяйственные общества и партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели [4].
Субъектами малого и среднего предпринимательства могут выступать как юридические, так и физические лица, которые отвечают требованиям, установленным законодательством. Определение критериев отнесения субъектов экономической деятельности к малому и среднему бизнесу, установление объекта государственной поддержки, является важным этапом при анализе состояния малого и среднего предпринимательства, а также при разработке государственной политики в области малого и среднего бизнеса.
Разделение субъектов предпринимательской деятельности на группы является также обязательным условием при определении специальных налоговых режимов, координировании антимонопольной деятельности, введении льгот для субъектов экономической деятельности, проведении государственной поддержки, разработке программ развития, банковском кредитовании, а также в других целях.
В развитых странах порядок отнесения субъектов предпринимательства к малому или среднему бизнесу базируется на комбинации количественных и качественных показателей. Наиболее распространено использование количественных критериев.
Как правило, к наиболее общим для всех стран количественным показателям, на базе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, относятся размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода, выручки), валюта баланса, средняя численность работников, занятых за отчетный период в организации и другие [1, с. 328].
Критерий численности работников является общепринятым количественным показателем для определения субъектов малого и среднего предпринимательства. Но в его применении в разных странах есть свои особенности: используются разные расчеты численности населения, при определении учитываются или не учитываются виды деятельности предприятия.
Годовой оборот или объем продаж также применяется как дополнительный показатель к численности работников. Основными причинами использования ограничений на объем продаж или годовой оборот как критериев для разграничения предприятий на группы являются: однозначность интерпретации данного показателя, отсутствие потребности применять специальный учет, легкость определения необходимой группы субъектов хозяйственной деятельности.
Показатель валюты баланса также применяется в некоторых странах как еще один критерий вместе с показателями количества занятых и размером оборота. Данный критерий имеет большое значение для определения размеров предприятия в зависимости от имущественных прав. Но так как не все субъекты малого и среднего бизнеса формируют отчетность в виде балансов, применение данного показателя имеет ограниченное использование.
Также распространенным показателем является ограничение на структуру собственности, который дает возможность точнее дифференцировать субъекты малого и среднего бизнеса. Применение этого критерия дает возможность исключить из субъектов малого и среднего предпринимательства несамостоятельные и зависимые субъекты (дочерние, ассоциированные или государственные предприятия).
В России с 2015 года принята классификация микро-, малых и средних предприятий, использующая в своей основе количественный подход (табл. 1).
Таблица 1
Критерии отнесения предприятий ксубъектам малого исреднего предпринимательства вРоссийской Федерации
|
Микропредприятия |
Малые предприятия |
Средние предприятия |
|
Средняя численность работников |
1–15 чел. |
16–100 чел. |
101–250 чел. |
|
Выручка от реализации |
До 120 млн. руб. |
До 800 млн. руб. |
До 2 млрд. руб. |
|
Суммарная доля участия в уставном капитале (для ООО): |
государство, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные, религиозные организации, благотворительные и иные фонды; |
25 % |
25 % |
25 % |
Иностранные юр. лица, юр. лица, не являющиеся малыми и средними предприятиями |
49 % |
49 % |
49 % |
|
Источник: [4].
К микропредприятиям в России относятся предприятия, в которых средняя численность работников за предшествующий календарный год была не более 15 человек; к малым — от 16 до 100 человек; к средним — от 101 до 250 человек. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предыдущий календарный год для микропредприятий не должна превышать 120 млн. руб., малых предприятий — 800 млн. руб., средних — 2 млрд. руб. Доля участия в уставном капитале предприятия других коммерческих организаций различается в зависимости от вида организации и не должна превышать 25 % для государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов; 49 % — для иностранных юридических лиц, юридических лиц, не являющихся малыми и средними предприятиями.
В России в рамках законодательства предприятия также имеют возможность вместо доходов использовать балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за предыдущий календарный год. В расчет включается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов. Однако в нем не учитываются предельные значения остаточной стоимости, поэтому в большинстве случаев этот показатель не принимается ведомствами.
В США, например, микропредприятиями считаются предприятия с численностью сотрудников до 20 человек; малыми предприятиями — от 20 до 100 человек; средними предприятиями — от 100 до 499 человек. В США применяется более сложная система разделения субъектов предпринимательства на группы, так как для расчета предельной выручки предприятий малого и среднего бизнеса используется градация среднегодовых доходов в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия: средних уровнях занятости и среднего числа клиентов, свойственных для этих отраслей. Например, предприятие относится к малому предпринимательству в розничной торговле, при условии, что его среднегодовой доход за последние три финансовых года не превышал 5 млн. долл., при этом около 11 видов деятельности являются исключениями из правила.
В странах ЕС на микропредприятиях количество работников должно быть не более 10 человек; на малых предприятиях — не более 50 человек; на средних предприятиях — не более 250 человек, при максимальных показателях годовой выручки для микропредприятий не более 2 млн. евро; для малых предприятий — не более 10 млн. евро; для средних — не более 50 млн. евро [3, с. 65].
Преимуществом количественных критериев деления субъектов предпринимательства на группы является удобство их применения для статистического наблюдения. Количественные критерии легко рассчитать и оценить при изменении экономической ситуации.
В целом показатели выручки и количества занятых на малых и средних предприятиях, несомненно, свидетельствуют о масштабе их деятельности и принадлежности к определенной группе. Но для практической цели приведенные показатели не являются достаточными. Если есть такая возможность, то необходимо учитывать и качественные критерии при расчете количественных показателей.
В соответствии с данными исследований зарубежных экономистов, которые изучают различные качественные критерии для определения размеров предприятия, оптимальным показателем является способ управления организацией, так как именно от успешности управления зависят все иные параметры.
Также важным качественным показателем, успешно применяемым в США и Южной Корее, является отраслевой признак. Применение данного показателя неотрывно связано с количественными показателями осуществления бизнеса.
Обобщая данные западных исследований, среди качественных особенностей, отличающих малый бизнес от других групп предприятий, следует выделить:
– единство права собственности и непосредственного управления фирмой;
– прозрачность деятельности предприятия, небольшой размер которого дает возможность собственнику быть осведомленным обо всем происходящем в организации;
– относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, локальный уровень осуществления бизнеса;
– семейное ведение бизнеса, формирование базового капитала за счет семейных накоплений;
– наличие одного управленческого звена между руководителем и сотрудниками;
– осуществление маркетинговой деятельности самим руководителем;
– особый характер финансирования. В отличие от крупных фирм, получающих необходимые финансовые ресурсы с помощью фондовых бирж, малые предприятия могут надеяться только на небольшие кредиты банков, собственные средства, а также на средства, взятые взаймы [2, с. 58].
В научных трудах особое внимание уделяется особенностям, присущим именно малому бизнесу, при этом, не выделено качественных критериев, характеризующих средний бизнес. Это связано с тем, что понятия малого и среднего бизнеса используются неразрывно друг от друга.
Средний бизнес является связующим звеном между крупным бизнесом, малыми предприятиями и потребителями. Средние предприятия выполняют задачи как малого, так и крупного бизнеса, так как предприятия ни одной из двух групп не могут осуществлять сотрудничество напрямую друг с другом. Такая ситуация вызвана относительной рыночной неустойчивостью малого бизнеса и высоким уровнем рисков.
При осуществлении банковского кредитования малого и среднего бизнеса особенно важно правильно определить к какой группе относится данное предприятие. От корректного разграничения предприятий зависит определение подходящих условий кредитования, а следственно дальнейшее эффективное функционирование предприятия.
К качественным показателям, определяющим средний бизнес, можно отнести следующие:
– осуществление деятельности на региональном уровне. Субъекты среднего бизнеса как правило ведут свою деятельность на большой территории (город, область);
– наличие от 2 до 4 управленческих звена в структуре руководства;
– осуществление маркетинговой деятельности определенным специалистом;
– лидерство в инновационной, технологической деятельности. Субъекты среднего предпринимательства способствуют открытию новых сегментов рынка и развивают новые производства;
– высокая гибкость предприятия в изменяющейся рыночной среде.
Таким образом, при отнесении предприятий к малому и среднему бизнесу необходимо использовать комбинированный подход, объединяющий как количественные, так и качественные показатели. Такой метод позволяет безошибочно определить к какой группе предприятий относится исследуемый субъект экономической деятельности, и как следствие со стороны государства оказать ему должную поддержку, а со стороны банка предложить подходящий кредитный продукт и условия сделки.
Литература:
- Лапуста, М. Г. Предпринимательство: Учебник / М. Г. Лапуста. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 384 с.
- Литау, Е. Я. Малые и средние предприятия: критерии разграничения // Е. Я. Литау / Экономический анализ: теория и практика. — 2013. — 34 (337). — С. 55–64
- Пурыжова, Л. В. Особенности финансирования малого и среднего бизнеса // Л. В. Пурыжова, С. Н. Клочко / Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 2. — С. 64–67.
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 27.11.2017) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/