Встатье рассматриваются особенности формирования и развития управленческой компетентности государственных служащих.Дана социально-экономическая оценка регионального потенциала развития уровня управленческой компетентности государственных служащих в Республике Башкортостан, включающая результаты социологического опроса государственных гражданских служащих.
Ключевые слова: управленческая компетентность, региональный потенциал, дополнительное непрерывное образование, инновационные кадровые технологии, государственная гражданская служба.
Существующая государственная потребность в профессионально подготовленных специалистах гражданской службы, способных оперативно реагировать на динамику социально-экономической ситуации в мире, в стране и в регионе, обуславливает обновление системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы. Поэтому вопрос модернизации и внедрения инноваций в организацию процесса обучения и профессионального развития государственных гражданских служащих на сегодняшний день является одним из ключевых в системе государственной службы и кадровой политики.
За годы реформирования института государственной гражданской службы в Российской Федерации и в Республике Башкортостан реализованы приоритетные направления модернизации, в частности:
– обеспечен процесс конкурсного замещения должностей государственной гражданской службы, который в достаточной степени оказался способным к преодолению негативных протекционистских явлений при приеме на государственную гражданскую службу; [1]
– сформирована система дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих и определены правила размещения государственного заказа на программы дополнительного профессионального образования; [2, с.8]
– конкретизированы квалификационные требования к уровню высшего образования для государственных гражданских служащих в зависимости от категории и группы замещаемой должности государственной службы. [4]
– введены требования постоянного профессионального развития государственного гражданского служащего, что позволяет (при условии успешного, целенаправленного, корректируемого исполнения) существенно повысить эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего. [3]
Региональная система профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих регламентируется законодательными и иными нормативными актами, принятыми в Республике Башкортостан в полном соответствии с федеральным законодательством, что обеспечивает единство, согласованность и стабильность функционирования института гражданской службы.
Особенностями региональной (республиканской) системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы в Республике Башкортостан являются:
– наличие программ по развитию государственной гражданской службы, учитывающих специфику территории в части формирования кадров и в дополнительном профессиональном образовании; [5; 3]
– наличие в Республике Башкортостан Института дополнительного профессионального образования Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, миссией которого является организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов органов государственного управления; [7]
– разработка и предложение программ для самообразования государственных служащих с использованием интернет-технологий; [9]
– использование технологических инноваций государственными служащими в своей профессиональной деятельности. [8]
Основные особенности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для государственной гражданской службы в Республике Башкортостан представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Региональный потенциал развития компетентности госслужащих
Администрацией Главы Республики Башкортостан и Государственным комитетом Республики Башкортостан по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая Республика» в рамках V Межрегионального HR-Форума «Человеческий капитал страны: вызовы региональной стратегии 2030» проведено совещание представителей государственных органов и органов местного самоуправления по организации обучения государственных гражданских и муниципальных служащих на корпоративном портале «Электронное образование Республики Башкортостан». [9] Вопросы организации самообразования служащих вызвали живой интерес участников совещания. В ежегодном Послании Главы Республики Башкортостан Р. З. Хамитова от 09.12.2016 была выдвинута идея и дано поручение учредить Региональный центр профессиональных компетенций (РЦПК). [6]
Подготовку и переподготовку кадров государственного управления в современных условиях следует рассматривать как часть системы многоуровневого образования специалистов, создающей условия для профессионального развития государственных гражданских служащих через обучение и самообразование.
Проведенный в рамках диссертационного исследования соцопрос государственных гражданских служащих в Республике Башкортостан показал наиболее востребованные, по мнению госслужащих, направления для обучения (повышения квалификации и управленческой компетентности).
Распределение ответов по количеству представлено на рисунке 2.
Рис. 2. Выявление направлений дополнительного образования госслужащих
Как выяснилось в рамках соцопроса, все респонденты считают, что им требуется дополнительное профессиональное образование (несмотря на достаточно высокую самооценку своей профессиональной компетентности).
В первую очередь, госслужащие хотели бы расширить знания в области «Управление проектами», что неудивительно, в аспекте стремительного развития проектно-ориентированных практик государственного управления.
Также госслужащие считают необходимым совершенствовать знания и умения в области работы с нормативно-правовыми актами, информацией.
Привлекает их внимание владение методиками экономического анализа, социологических исследований, а также умение обработки, систематизации и обобщения массивов информации.
По мнению респондентов, повышению уровня управленческой компетентности государственных гражданских служащих наилучшим образом способствуют следующие мероприятия (рисунок 3).
Рис. 3. Перспективные направления роста уровня компетентности
Как можно видеть, повышение управленческой компетентности государственные гражданские служащие связывают, прежде всего, с освоением информационно-коммуникационных технологий. Повышение компьютерной грамотности госслужащих, как наиболее актуальное направление, может работать и для самообразования. В перечень основных задач также вошли: систематизация и детализация должностных регламентов, разработка четких моделей должностей и компетентностных портретов. Это отражает мнение о том, что для развития уровня управленческой компетентности необходимо сначала четко определить и регламентировать требования к означенному уровню.
Результаты исследования позволяют определить основые направления развития управленческой компетентности госслужащих — это внедрение автоматизированной системы непрерывного образования и самообразования; развитие коммуникативных качеств через интерактивные методы обучения.
Референтная группа показала готовность к непрерывному образованию, включая интерактивные методы и самообразование, прежде всего, в области проектно-ориентированных управленческих технологий.
Наиболее перспективным путем повышения уровня управленческой компетентности госслужащих представляется освоение новых информационно-коммуникационных технологий, непрерывное образование по индивидуальному графику на рабочем месте, и широкое внедрение проектно-ориентированной практики государственного управления, включая, в том числе, координирование государственных программ.
Таким образом, региональный потенциал развития управленческой компетентности государственных служащих в Республике Башкортостан включает внедрение в практику обучения новых форм профессионального развития и новых методов формирования кадрового резерва, изменения принципов организации процесса дополнительного профессионального образования, расширение практики применения электронного и дистанционного обучения, а также создание условий для повышения компьютерной грамотности государственных служащих.
Литература:
- Закон РБ от 18.07.2005 № 206-з «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан»
- Закон РБ от 29.12.2014 № 173-з «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Республики Башкортостан»
- Указ Президента РБ от 24.01.2013 № УП-10. Программа мероприятий по реализации Концепции кадровой политики в системе государственных органов и органов местного самоуправления Республики Башкортостан.
- Указ Президента РБ от 02.10.2012 № УП-378. Концепция кадровой политики в системе государственных органов и органов местного самоуправления Республики Башкортостан.
- Указ Президента РБ от 13.10.2009 № УП-595. Программа развития государственной гражданской службы Республики Башкортостан и муниципальной службы в Республике Башкортостан на 2009–2013 годы.
- Послание Главы Республики Башкортостан Р. З. Хамитова Государственному Собранию — Курултаю Республики Башкортостан (09.12.2016)
- Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан (БАГСУ). Институт дополнительного профессионального образования. Официальный сайт. [Электронный ресурс] http://www.bagsurb.ru/refresher_course/ (Дата обращения 20.12.2017)
- Интернет-портал «Открытая Республика» [Электронный ресурс] https://www.openrepublic.ru/ (Дата обращения 20.12.2017)
- Интернет-портал «Электронное образование Республики Башкортостан» [Электронный ресурс] https://edu.bashkortostan.ru (Дата обращения 20.12.2017)