Жизнь — это большой, большой холст, и Вы должны бросить на него всю краску, какую только сможете!
Денни Кэй
Символика цвет окружала человечество всюду и воздействовала на него с незапамятных времен. Люди придавали огромное значение чтению «языка красок», которое нашло свое отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, а также в разных религиозных и мистических учениях. Всем известно, что в астрологии лучи Солнца разложены в спектр и дают семь цветов, которые соответствуют семи основным планетам. Так же эти цвета и краски символизируют не только планеты, но и социальное положение людей. Во всех народах сложена определенная символика цветов и красок, которая дошла до наших дней, однако только недавно люди смогли воспроизводить и использовать цвет так широко, как это делают сегодня.
Разновидность цвета окружало нас с самого рожденья. Мы воспринимаем цвет как неотъемлемую часть бытия и редко задумываемся о том, как он влияет на восприятие нами тех или иных вещей и явлений.
Вспомним, как поднимается настроение, когда в пасмурный день солнышко, вдруг, появившись из-за тучи, окрашивает всё вокруг нежно-золотистым цветом, какие тревожные мысли навевает созерцание кроваво-красного заката, и сколько радости и надежды нам дарит первая, ярко-зелёная, весенняя травка. Эти перемены настроения, помимо нашей воли, лишний раз, говорят о том, что реакция подсознания на цвет очень сильна.
До XIX века было известно небольшое число красящих веществ и пигментов, да и те, органического происхождения, и были они весьма дорогостоящими, так что цветные ткани и декоративные материалы оказывались доступными только для самых состоятельных слоев населения. Сотни тысяч улиток отдали свою жизнь за то, чтобы римский император мог носить мантию темно-красного цвета.
В последние сто лет картина существенно изменилась, сначала благодаря синтезу анилиновых красителей, затем — каменноугольных производных и окисей металлов. Сегодня лишь немногое из того, что производится человеком, остается в своем изначальном, природном виде, не окрашенным и не расцвеченным полностью, либо частично. С древних времен люди проявляли особый интерес и любовь к красному цвету. Красный цвет символизирует все красивое и прекрасное, которое нас окружает. В Полинезии красный цвет считался синонимом слова «возлюбленный», в Китае людей с искренним сердцем называли «красное сердце», а с коварным сердцем называли «черное сердце».
Сегодня мы не только имеем цвета голубого неба, багрового заката или зелени растений и все прочие природные цвета, но пользуемся предметами, сделанными руками человека — неоновые огни, обои и цветное телевидение, — которые порой завораживают, порой раздражают нас. Человечество отдает предпочтение не более чем двум или трем любимым цветам, которые окружают нас по всюду. Цвета и краски, которые предпочитали люди, могли многое рассказать о характере и эмоциональном складе. Цвет очень влияет на психику и настроение всего человечества. В зависимости от того, в какой стране живём, у нас зарождается субъективное «культурное» восприятие цвета.
Сегодня психологи способны выявить несколько универсальных истин о цвете и о его влиянии на наше настроение. Психологи разработали методику «Цветные дети», с помощью которой по цветам, которые ребенок чаще всего использует в рисунках и какой цвет он любит больше всего, определяли его характер, его реакцию на жизненные ситуации и эмоциональный климат в семье, а главное прогнозировали, каким он может вырасти.
В зависимости от того, какой цвет чаще всего использует в своих рисунках наш ребенок, а также какой цвет является для него самым любимым, выделялись особенности его характера. Психологами делаются активные попытки, используя влияние цвета на психофизиологию человечества в коммерции и в быту. Как уже не раз отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему и по этой причине дизайнеры, оформляя интерьер, учитывают социально-демографические особенности каждого: возраст, профессию и пол людей. Они знают, что цветовая гамма интерьера сильно воздействует на подсознание человека.
В произведениях живописи или на цветных фотографиях психологическая значимость цвета менее очевидна, потому что вовлекается большое количество других факторов, таких как сюжет, соотношение форм или фигур, специфика всей цветовой гаммы, образование и компетентность зрителя, особенности его эстетического восприятия.
Иногда можно определить личные пристрастия художника, когда особое ударение делается им на одном или двух цветах, например, Гоген был одержим желтым цветом в поздний период творчества. Воздействуя на чувства, различные цвета влияют на мировоззрение и манеру поведения, улучшают или ухудшают настроение и даже манипулируют нашим сознанием. Учитывая это свойство цвета, мы можем влиять на наше окружение и различные жизненные ситуации, изменяя их в свою пользу. В 1750 году было известно около 12000 цветовых оттенков, а в настоящее время считается, что человеческий глаз способен различать до 10 миллионов оттенков цвета.
Цвет — это свет. К этому заключению пришел английский физик и математик Исаак Ньютон. Это естественнонаучный, физический феномен, связанный со свойством предметов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. Но, не смотря на сугубо физическую природу, цвет имеет огромное влияние на нашу эмоциональную жизнь.
Цвет и краски никого не оставляют равнодушным, они оживляют, наполняют и обогащают мир вокруг и внутри нас. Никто не относится равнодушно и нейтрально к окружающей нас цветовой гамме. Как только мы видим красочные цвета, в нас сразу же возникают определённые чувства: симпатия или антипатия, принятие цвета или напряжение, успокоение или раздражение.
При помощи красок, художники передают различные периоды жизни человека: юность, полная любви, изображается голубыми, зелеными, лиловыми и красными цветами, а старость — с помощью не очень ярких красок — оттенков коричневых, синих и серых цветов. Когда же используется много цветов для создания некого целого, то именно эстетическое чувство, а не наша психологическая реакция на определенные цвета в значительной степени оценивает это целое и определяет, нравится оно или нет. В этом случае предпочтение одного цвета и отвержение другого означает нечто определенное и отражает существование определенного состояния души и гормонального баланса. Чтобы увидеть, почему это может быть так, почему это отношение является универсальным и почему оно существует независимо от расы, пола или социальной среды, необходимо вспомнить, что человек длительное время был открыт природным цветам.
Жизнь людей определялась двумя факторами, находящимися вне его контроля, — днем и ночью, светом и тьмой. Ночь приносила с собой те условия, при которых всякая деятельность должна была прекращаться, поэтому человек отправлялся в свою пещеру, закутывался в меха и засыпал, или же взбирался на дерево и устраивался там возможно удобнее, ожидая наступления рассвета. День создавал условия для деятельности, так что он снова отправлялся в путь, чтобы пополнить свои запасы пищи или охотился, чтобы добыть еду. Ночь приносила с собой пассивность, состояние покоя и общее замедление обменной и секреторной деятельности, день — возможность действовать, повышение скорости обменных процессов и секреции гормонов, таким образом, обеспечивая людей и энергией, и побудительными мотивами.
С этими двумя условиями связаны такие цвета, как темно-синий (ночь) и ярко-желтый (день). Темно-синий цвет, следовательно, является цветом спокойствия и пассивности, ярко-желтый — надежды и активности. Но по причине того, что эти цвета представляют ночную и дневную обстановку, они являются факторами, которыми человек не может управлять, они воздействуют на человека, и, следовательно, характеризуются как гетерономные цвета, т. е. цвета, которые регулируют извне. Темно — синий цвет ночи, заставлял деятельность приостанавливаться и усиливал состояние покоя; а ярко-желтый цвет — дня, позволял деятельности совершаться, но не принуждал к ней.
Все увеличивающееся использование цвета, в сочетании с постоянно растущей конкуренцией между фабриками, ищущими новые способы повышения уровня своих продаж, привело к значительному развитию в области психологии цвета. Мы видим мир цветным, а потому цвета оказывают огромное влияние на нашу психику, на наше восприятие окружающей действительности. В зависимости от того, какого цвета наше имя, а также от того, продукты каких цветов мы предпочитаем, мы можем реагировать на цвета совсем не так, как наши близкие и друзья. Однако с точки зрения психологии цвета, каждый оттенок все-таки наделен определенными, свойственными только ему, способностями влиять на человека. Воздействуя на чувства, цвет и краски влияют на восприятие, могут улучшить или ухудшить настроение, способны очаровать нас и даже манипулировать нашим сознанием и поведением. Это свойство цвета основано на так называемой генетической, или видовой памяти человека.
Цвет — это логика, психология, философия и эстетика существования человека, это внешнее свойство любого явления, которое призывает постичь тайны сознания человека и бытия. Таким образом, цвет — это представление жизни человека во всех проявлениях его сознания. Он раскрывает все грани человеческого существования в пределах созидания и разрушения, определяет ментальность живших в прошлом и живущих в современном мире людей, отношение человека к бытию, к самому себе, к окружающим людям и явлениям, которые предстают перед человеком в результате внутренних изменений бытия и его собственного сознания.
Литература:
- Б. А. Базыма. «Цвет и психика». Монография. ХГАК. — Харьков, 2001.
- Л. Н. Собчик. «Метод цветовых выборов».
- И.Иттен. «Искусство цвета». Издатель Д.Аронов; М.; 2004