Для того чтобы дать ответ на такой вопрос как: «Несовершеннолетний осужденный — преступник или ребенок?», для начала нужно разграничить понятия «преступник», «ребенок», «несовершеннолетний осужденный».
Рассмотрим анализ некоторых законодательных закреплений данных категорий. Так, Конвенция о правах ребенка в статье 1 определяет ребенка как человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее [1].
В Семейном кодексе Российской Федерации в п.1 ст. 54 закреплено, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) [3].
В Гражданском Кодексе Российской Федерации в статье 26 указано, что несовершеннолетним является лицо в возрасте от 14 до 18 лет [2].
Сопоставление части 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой дается понятие дееспособности гражданина, позволяет сделать вывод: понятие «ребенок» и «несовершеннолетний» используются в Российской Федерации, как равнозначные [15. С. 171].
Под преступником понимается человек, который совершает или совершил преступление [13].
Согласно ч. 1 ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. В случаях совершения преступлений, перечисленных в ч.2 ст. 20 УК РФ, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцати лет [4].
В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации в п. 9 ст. 74 закреплено положение, что в воспитательных колониях (далее — ВК) отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет [5].
Одной из наиболее важных задач уголовно-исполнительной системы является исправление лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте. В большинстве случаев подростки встают на путь совершения преступления под воздействием социума, который влияет на всю структуру личности молодого человека [12. С. 10].
Наиболее социально дезориентированные и педагогически запущенные несовершеннолетние правонарушители сконцентрированы в воспитательных колониях, следственных изоляторах, а также состоят на учете в уголовно-исполнительных инспекциях [14. С. 10].
Содержание подростков в изоляции порождает у них целый комплекс негативных и специфических проявлений, обусловленных резким сломом привычного стереотипа поведения и многих жизненных планов, психологическим стрессом; разрывом социально полезных связей с близкими родственниками и друзьями и полной неопределенностью дальнейшей судьбы [14. С. 10].
Характерной особенностью (а в последнее время это становится серьезной проблемой для многих учреждений) является поступление несовершеннолетних, уже придерживающихся криминальных традиций и обычаев. Отдельные элементы криминальной субкультуры среди подростков культивируются в школах, детских домах (интернатах). Несовершеннолетние, являющиеся носителями криминальной субкультуры (при поступлении в СИЗО, помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора, ВК), быстро завоевывают авторитет среди других подростков, негативно влияют на них и провоцируют совершение правонарушений.
Именно по этой причине на первый план выходит направление в Воспитательные колонию упреждающей информации из СИЗО о поведении и намерениях отрицательно настроенной части несовершеннолетних. С учетом поступивших сведений в воспитательной колонии может разрабатываться алгоритм действий и профилактических мероприятий еще до прибытия осужденных в учреждение [14. С. 11].
Оказавшись в воспитательной колонии за совершенные преступления, они подвергаются исправительному воздействию, не всегда достигающему нужного эффекта. У осужденного появляется психологический барьер — внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т. д.), мешающее ему успешно выполнять некоторое действие.
Психологические барьеры несовершеннолетних осужденных представляют собой затруднения, возникающие в процессе адаптации к условиям отбывания наказания, общения с другими осужденными, смыслового восприятия требований представителей администрации, саморегуляции эмоционального состояния, формирования мотивационно сферы личности.
Для осужденных характерна адаптация на психофизиологическом и социально-психологическом уровне. В первом случае они приспосабливаются к условиям исполнения уголовного наказания, во втором — к элементам среды в учреждении. Условия исполнения уголовного наказания вызывают внутриличностный конфликт, повышенную эмоциональную напряженность и другие психические состояния и чувства. Осужденные испытывают глубокие острые переживания, обусловленные воздействием уголовного наказания, чувство страха в связи с тем, что им предстоит находиться в среде преступников. На этой стадии у некоторых из них могут наблюдаться конфликты, различные эмоциональные расстройства, агрессивные проявления или депрессивные состояния [12. С. 10].
По данным Л. А. Китаева-Смыка, довольно часто во время адаптации личности к условиям социальной изоляции наблюдается не только тревожность, но и стресс. Несовершеннолетний осужденный, оказавшись в стрессовой ситуации, затаивается, присматриваясь к окружающим, оценивает перспективу своих контактов с ними [9].
Вновь прибывшие осужденные в некоторых случаях с целью адаптации самоутрверждаются в отрицательной среде путем создания различных конфликтов. Такое поведение служит своего рода доказательством верности и адаптированности к обычаям и традициям малых групп отрицательной направленности [12. С. 11].
Основными психологическим барьерами, возникающими у несовершеннолетних осужденных, являются адаптационные, смысловые, эмоциональные, мотивационные барьеры и барьеры общения, которые имеют свою специфику проявления в условиях отбывания наказания (невротичность, агрессивность, раздражительность, ощущение одиночества, повышенная тревожность, фрустрация, ригидность и др.). Эффективно справиться с ними в процессе психологической коррекции будет возможно при следующих условиях:
– выявление и преодоление внутриличностных противоречий, возникающих между личностью и средой, а также внутренних противоречий личности осужденного;
– коррекция мотивационной среды, исключающая безнравственное отношение к нормам поведения члена общества;
– реализация программы преодоления психологических барьеров в процессе перевоспитания несовершеннолетних осужденных [12. С.14].
Рассмотрим некоторые аспекты данной темы с психологической точки зрения.
Преступление есть лишь проявление некой внутренней сущности определенной человеческой личности и, следовательно, опасность для общества представляет не столько предусмотренное законом конкретное преступление, сколько сама преступная личность [7. С. 9].
Оказавшись в трудной жизненной ситуации и чувствуя безразличие к своей судьбе, несовершеннолетние пытаются сами решать свои проблемы, зачастую криминальными и жестокими способами; при этом многие правонарушения совершаются демонстративно, с проявлениями немотивированной агрессии и цинизма [11. С. 40].
Характеристика несовершеннолетних правонарушений во многом обусловлена особенностями подросткового возраста, с которым связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности [7. С. 10].
Несовершеннолетние преступники по сравнению с подростками, правонарушений не совершивших, имеют социально отягощенные дефекты психофизиологического и интеллектуального развития, в том числе:
– различные нарушения в деятельности организма, происходящие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах (в том числе от черепно-мозговых травм, общесоматических и инфекционных заболеваний);
– ярко выраженные, начиная с детского возраста, невропатологические черты и патохарактерологические реакции (чрезмерная крикливость, плаксивость, повышенная обидчивость, легкая ранимость, капризность, аффективность, раздражительность, постоянное беспокойство, нарушение сна, речи и др.);
– заболевание алкоголизмом;
– явления физического инфантилизма (вялость, работоспособность и т. д.) либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;
– пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками, воспитателями, в учебе и труде, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта [10. С. 212].
Попадая в места лишения свободы, несовершеннолетний ограничивается в реализации своих прав, он «изолируется» от общества, разрывается прямая связь с семьей и друзьями. И, следовательно, каждому несовершеннолетнему осужденному, находящемуся в местах лишения свободы необходима поддержка и понимание, которую в Воспитательных колониях должны обеспечивать сотрудники воспитательных, психологических, социальных и других структур.
Анализ психолого-педагогической литературы, а также изучение результатов анкетирования практических работников позволил разработать и выделить Ким Н. П. следующие требования к работе с осужденными несовершеннолетними, которые будущий сотрудник должен усвоить:
- Воспитательно-коррекционную работу с осужденными несовершеннолетними нельзя понимать только как устранение, искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками. Воспитательно-коррекционная работа с осужденными несовершеннолетними — это формирование развития положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.
- Необходимо вовлечь несовершеннолетнего в процесс самовоспитания, организовать борьбу его с собственными недостатками. Раскрывая систему воспитательных воздействий на трудных подростков, необходимо понимать, что формирование личности трудновоспитуемого есть сочетание перевоспитания с обычными мерами воспитания и самовоспитания. Иначе говоря, подросток должен быть пассивным объектом воспитательных воздействий, необходима активизация его личности, использование ее здоровых нравственных сил для борьбы с собственными недостатками.
- Воспитательно-коррекционная работа с осужденными несовершеннолетними не должна быть эпизодичной.
- Общение с осужденными несовершеннолетними должно быть доброжелательным. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости подростка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость.
- Сотруднику необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого осужденного несовершеннолетнего и стараться опереться на положительное в работе по его перевоспитанию.
- Строить работу на доверии к несовершеннолетнему. Осужденные несовершеннолетние очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу, дурную репутацию. Существуют три условия, при которых ставка на доверие оказывается оправданной:
а) доверие должно быть естественным и непринужденным, а не явно искусственным приемом. Несовершеннолетний должен поверить в искренность сотрудника и правильно воспринять сам факт выраженного ему доверия;
б) сотрудник должен быть более или менее уверен в том, что дурные черты у несовершеннолетнего не укоренились настолько, чтобы совершенно заглушить здоровые нравственные тенденции;
в) сотрудник, оказав доверие несовершеннолетнему, не должен занимать позицию пассивного созерцателя результатов своего эксперимента, а терпеливо и тактично помогать несовершеннолетнему освоиться с новой ролью, постоянно держать такого подростка в центре внимания, вовремя оказывать ему помощь и поддержку [8. С. 111].
По утверждению Л. С. Выготского, личность — не законченная, а постоянно текущая динамическая форма взаимодействия между организмом и средой, что доказывает возможность «перевоспитания» ее в иной социальной среде. [6].
В заключении ответим на вопрос, поставленный в начале статьи: «Несовершеннолетний осужденный — преступник или ребенок?». Несомненно, каждый человек может оступиться, совершить ошибку, но если несовершеннолетний в силу каких-то причин и обстоятельств совершает правонарушение и признается судом виновным, он переходит в категорию несовершеннолетний осужденный. Если правильно организовать работу с несовершеннолетними осужденными в Воспитательных колониях, чтобы они не совершали больше правонарушений, переосмыслили свое поведение и сделали выводы, то несовершеннолетние осужденные после освобождения из мест лишения свободы больше не попадут в исправительные колонии, а пойдут по пути ресоциализации и адаптации к современному обществу. К каждому несовершеннолетнему осужденному необходимо относиться как к ребенку, а не как преступнику, ведь всем несовершеннолетним необходима поддержка и забота. Если несовершеннолетний будет чувствовать, что к нему относятся как к преступнику, то и поступки он будет совершать соответствующие категории «преступник».
Здоровый (физически и психически) подросток — это полноценное поколение будущего, активный, творческий, экономический потенциал страны [7. С. 2].
Литература:
- «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13.06.1990 № 1559–1 // СПС Консультант Плюс.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, № 1, ст. 16.
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
- «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017) // «Собрание законодательства РФ», 13.01.1997, № 2, ст. 198.
- Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.
- Иванов В. А. Социальная работа с несовершеннолетними преступниками / В. А. Иванов, А. С. Говорун, В. А. Негребецкий // Учебно-методическое пособие. — 2017. — 40 с.
- Ким Н. П. Некоторые аспекты профессиональной подготовки будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с осужденными несовершеннолетними / Н. П. Ким // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № 13(342). — С. 110–113.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983, 368 с.
- Кушнарева Т. М. Психология несовершеннолетних преступников / Т. М. Кушнарева, А. Э. Зибер // Живая психология. — 2016. — № 3. — С. 209–214.
- Леус Э. В. Несовершеннолетние в исправительном учреждении закрытого типа (социально-психологическая характеристика) / Э. В. Леус, А. Г. Соловьев, П. И. Сидоров // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2009. — № 1 (36). — С. 40–45.
- Маришин С. В. Преодоление психологических барьеров у несовершеннолетних осужденных / С. В. Маришин // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2016. — № 5. –С. 10–14.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцов. — М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. — 1376 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=23567.- Заглавие с экрана. — (Дата обращения: 14.02.2018).
- Пахальчук В. Алгоритм совместных действий / В. Пахальчук // Преступление и наказание. — 2016. — № 10. — С. 10–11.
- Токарева А. В. Подходы к трактовке понятий «несовершеннолетний» и «ребенок» в конституционном праве Российской Федерации / А. В. Токарева // Наука и мир. — 2015. — № 9 (25). — С. 171–173.