Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направленных на обеспечение соблюдения и применения новых норм на практике, а также рассматривает ФЗ «Об образовании в РФ».
Ключевые слова: управление, образовательная организация, правовое регулирование.
Согласно с частью 1 статьи 4 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [1] (далее — Закон № 273-ФЗ) отношения в области образования регулируются, преимущественно, Конституцией РФ, указанным Федеральным законом, прочими федеральными законами, которые содержат нормы, регулирующие отношения в области образования.
Понятие образования как единого целенаправленного процесса обучения и воспитания, выступающего общественно значимым благом и осуществляемого в интересах семьи, человека, государства и общества, а также общности приобретаемых навыков, умений, знаний, ценностных установок, опыта компетенции и деятельности определенной сложности и объема с целью творческого, духовно-нравственного, интеллектуального, физического и (либо) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных интересов и потребностей в статье 2 Закона № 273-ФЗ дано как раз-таки в русле статьи 2 Конституции РФ [3].
Также в русле определения права на образование как одной из конституционных ценностей представлена в Законе № 273-ФЗ трактовка воспитания как деятельности, которая направлена на развитие личности, формирование условий для социализации и самоопределения обучающегося на базе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и устоявшихся в обществе норм и правил поведения в интересах семьи, человека, государства и общества, и обучения как целенаправленного процесса организации деятельности обучающихся по овладению умениями, знаниями, компетенцией и навыками, развитию способностей, приобретению опыта деятельности, приобретению опыта использования знаний в повседневной жизни и созданию у обучающихся мотивации к получению образования на протяжении жизни.
Нормативно-правовой акт представляет собой акт правотворчества, он принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.
В нормативно-правовых актах есть нормы, которые учитывают интересы меньшинства и большинства в целом, координирующие их в зависимости от определенных социальных, экономических, международных и национальных отношений в какой-либо период.
Нормативно-правовой акт среди источников современного права занимает лидирующее место. Он закрепляет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством.
Система законодательства об образовании, подразумевается как общность подзаконных актов и законов, состоит из большого массива нормативных правовых актов, которые объединены в отдельную отрасль законодательства. Главная роль данной системы состоит в том, чтобы обеспечить законодательную основу для правового регулирования отношений, которые возникают в области образования [2].
К законодательным актам РФ об образовании относятся Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ» и законы об образовании, которые принимаются субъектами РФ. Конституция РФ как акт высшей юридической силы закрепляет право на образование (статья 43) и прочие права, которые способствуют его реализации, а также согласно с принципом федерализма определяет региональный и федеральный уровни правового регулирования отношений, которые возникают в области образования. Законы, принимаемые на федеральном уровне, устанавливают общее направление развития и регулируют общие вопросы сферы образования, получающие последующее развитие в законодательных актах субъектов Федерации с целью учета особенности того либо другого региона. Следовательно, система законодательства об образовании имеет трехзвенную структуру.
Системообразующим законодательным актом в системе российского законодательства об образовании выступает ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — Закон). Он выполняет интегрирующую функцию, т. е. объединяет в общую отрасль законодательства все разнообразие нормативно-правовых актов, которые регулируют правоотношения в области образования. По этой причине его следует назвать базовым либо основополагающим законом. Данные законодательные акты, согласно с теорией законодательной техники, вводят «общие режимы и принципы правового регулирования, получающие в дальнейшем развитие в видовых законах». Иными словами, нормы базового закона как правило отражены в нормах прочих федеральных законов, которые имеют более узкий предмет регулирования, а также в нормативных правовых актах, которые издаются федеральными органами исполнительной власти [4].
Новый ФЗ «Об образовании в РФ», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, значительно отличается от предыдущего. Помимо финансово-экономических и управленческих отношений, он регламентирует еще и содержание образования, т. е. обязанности и права участников образовательного процесса.
Также в новом Законе вводятся отчетливые определения понятий «учебный план», «уровень образования», «воспитание», «обучение», «образование», «квалификация» и так далее. Одним из главных изменений выступает смена термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация».
Согласно с новым законом структура образования в РФ состоит из общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения.
Общее образование состоит из:
‒ дошкольного образования;
‒ начального общего образования;
‒ основного общего образования;
‒ среднего общего образования.
Что касается системы профессионального образования, то она состоит из 4 уровней:
- среднего профессионального образования;
- высшего образования — бакалавриата;
- высшего образования — специалитета, магистратуры;
- высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование в ФЗ «Об образовании в РФ» базируется на концепции образования в течение всей жизни и состоит из 3 элементов:
‒ дополнительного образования детей;
‒ дополнительного образования взрослых;
‒ дополнительного профессионального образования.
Огромную роль вопросам правового регулирования образования отводит Парламент РФ. В Совете Федерации и Государственной Думе работают специальные парламентские комитеты по образованию и науке, которые состоят из депутатов, имеющих профессиональную связь с образованием. Перед тем, как принять определенный закон, его тщательно обсуждают специалисты и представители общественности.
В России успешно реализуется и законодательно утвержден национальный проект «Образование», в пределах которого выражается образовательная политика государства. Этот проект рассматривает увеличение качества образования как основную государственную задачу, на решение которой народ направляет нужные силы государства и общества. По этой причине проект именуется национальным.
В пределах этого национального проекта проводятся разные мероприятия: осуществляется поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ; государственная поддержка научных исследований вузов, внедрение инновационных образовательных программ; организаций среднего профессионального образования; интернетизация российского образования.
Эти направления имеют тесную связь с преобразованием всей системы образования, они формируют целостную мозаику, главное назначение которой — это системный сдвиг в области образования.
Литература:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (в редакции от 31 декабря 2014 года) // СЗ РФ. 31 декабря 2012 года. № 53 (часть первая). Ст. 7598.
- Матюшева Т. Н. Конституционные основы конкретизации статуса педагогического работника в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» // Современное право. 2015. N 4. С. 47–52.
- Матюшева Т. Н. Статус педагогического работника: соотношение общего, специального и индивидуального // Право и образование. 2014. N 5.
- Матюшева Т. Н. Образование как общая ценность международного права // Теория и практика общественного развития. 2014. № 14.