Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направленных на обеспечение соблюдения и применения новых норм на практике, а также рассматривает ФЗ «Об образовании в РФ».
Ключевые слова: управление, образовательная организация, правовое регулирование.
Согласно с частью 1 статьи 4 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [1] (далее — Закон № 273-ФЗ) отношения в области образования регулируются, преимущественно, Конституцией РФ, указанным Федеральным законом, прочими федеральными законами, которые содержат нормы, регулирующие отношения в области образования.
Понятие образования как единого целенаправленного процесса обучения и воспитания, выступающего общественно значимым благом и осуществляемого в интересах семьи, человека, государства и общества, а также общности приобретаемых навыков, умений, знаний, ценностных установок, опыта компетенции и деятельности определенной сложности и объема с целью творческого, духовно-нравственного, интеллектуального, физического и (либо) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных интересов и потребностей в статье 2 Закона № 273-ФЗ дано как раз-таки в русле статьи 2 Конституции РФ [3].
Нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, он принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.
Нормативно-правовой акт представляет собой акт правотворчества, он принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.
В нормативно-правовых актах есть нормы, которые учитывают интересы меньшинства и большинства в целом, координирующие их в зависимости от определенных социальных, экономических, международных и национальных отношений в какой-либо период.
Нормативно-правовыми актами выступают конституции, прочие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. По порядку принятия и юридической силе нормативно-правовые акты делятся на подзаконные акты и законы.
К законодательным актам РФ об образовании относятся Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ» и законы об образовании, которые принимаются субъектами РФ. Конституция РФ как акт высшей юридической силы закрепляет право на образование (статья 43) и прочие права, которые способствуют его реализации, а также согласно с принципом федерализма определяет региональный и федеральный уровни правового регулирования отношений, которые возникают в области образования. Законы, принимаемые на федеральном уровне, устанавливают общее направление развития и регулируют общие вопросы сферы образования, получающие последующее развитие в законодательных актах субъектов Федерации с целью учета особенности того либо другого региона. Следовательно, система законодательства об образовании имеет трехзвенную структуру.
Системообразующим законодательным актом в системе российского законодательства об образовании выступает ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — Закон). Он выполняет интегрирующую функцию, т. е. объединяет в общую отрасль законодательства все разнообразие нормативно-правовых актов, которые регулируют правоотношения в области образования. По этой причине его следует назвать базовым либо основополагающим законом. Данные законодательные акты, согласно с теорией законодательной техники, вводят «общие режимы и принципы правового регулирования, получающие в дальнейшем развитие в видовых законах». Иными словами, нормы базового закона как правило отражены в нормах прочих федеральных законов, которые имеют более узкий предмет регулирования, а также в нормативных правовых актах, которые издаются федеральными органами исполнительной власти.
Новый ФЗ «Об образовании в РФ», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, значительно отличается от предыдущего. Помимо финансово-экономических и управленческих отношений, он регламентирует еще и содержание образования, т. е. обязанности и права участников образовательного процесса.
Также в новом Законе вводятся отчетливые определения понятий «учебный план», «уровень образования», «воспитание», «обучение», «образование», «квалификация» и так далее. Одним из главных изменений выступает смена термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация».
Согласно с новым законом структура образования в РФ состоит из общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения.
Общее образование состоит из:
‒ дошкольного образования;
‒ начального общего образования;
‒ основного общего образования;
‒ среднего общего образования.
Что касается системы профессионального образования, то она состоит из 4 уровней:
- среднего профессионального образования;
- высшего образования — бакалавриата;
- высшего образования — специалитета, магистратуры;
- высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование в ФЗ «Об образовании в РФ» базируется на концепции образования в течение всей жизни и состоит из 3 элементов:
- дополнительного образования детей;
- дополнительного образования взрослых;
- дополнительного профессионального образования.
Огромную роль вопросам правового регулирования образования отводит Парламент РФ. В Совете Федерации и Государственной Думе работают специальные парламентские комитеты по образованию и науке, которые состоят из депутатов, имеющих профессиональную связь с образованием. Перед тем, как принять определенный закон, его тщательно обсуждают специалисты и представители общественности.
Министерство образования и науки РФ с целью осуществления нового закона реализует несколько проектов, которые направлены на обеспечение соблюдения и использования новых норм на практике. К ним следует отнести: формирование справочно-экспертной онлайн-системы, повышение квалификации работников органов государственной власти в области образования, направление методических разъяснений по использованию определенных норм Федерального закона.
В России успешно реализуется и законодательно утвержден национальный проект «Образование», в пределах которого выражается образовательная политика государства. Этот проект рассматривает увеличение качества образования как основную государственную задачу, на решение которой народ направляет нужные силы государства и общества. По этой причине проект именуется национальным.
В пределах этого национального проекта проводятся разные мероприятия: осуществляется поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ; государственная поддержка научных исследований вузов, внедрение инновационных образовательных программ; организаций среднего профессионального образования; интернетизация российского образования.
Эти направления имеют тесную связь с преобразованием всей системы образования, они формируют целостную мозаику, главное назначение которой — это системный сдвиг в области образования.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598.
- Матюшева Т. Н. Образование как общая ценность международного права // Теория и практика общественного развития. 2014. № 14.
- Толстик В. А., Дворников Н. Л., Каргин К. В. Системное толкование норм права. М.: Юриспруденция, 2010. с.136
- Ф. Гафиуллина. Эффективность деятельности системы образования.// Социально-экономические вопросы развития региона. — 2009.- № 1. — с.44–48.
- Козырин А. н. Современные контуры образовательного права // Закон, — 2012. — № 4.
- Шкатулла В. И. Образовательное право: учеб. для вузов, — М.: НОРМА, 2001.