В статье актуализируется тема социального самочувствия молодёжи. Для оценки последнего приводятся результаты опроса, проведённого среди студентов профессиональных образовательных учреждений города Таганрога.
Ключевые слова: социальное самочувствие, социальные самоощущения, уровень жизни, уровень удовлетворённости, социальный опыт
Понятие «социальное самочувствие» сегодня одно из самых часто упоминаемых как в научном, так и медийном российском пространстве. Это можно счесть одновременно и признаком профилактической заботы, и явственным симптомом того, что наше общество действительно чувствует не вполне хорошо. Несмотря на частоту употребления данного термина, социологическая наука пока не выработала единого подхода к его определению. Тем не менее, обобщая уже данные учёными трактовки, «социальное самочувствие» можно интерпретировать как состояние оценочного характера, субъективное восприятие реальности и себя в ней, определяемое по ряду следующих показателей: уровень жизни; качество свободного времени; эмоционально-психологическое состояние; социальные самоощущения; самооценка потенциала и др. [1, с.100]
В условиях продолжающегося в нашей стране переходного периода, отмечаемого такими негативными для общества процессами, как его криминализация и маргинализация, усугубление социального расслоения и усложнение социальной структуры как таковой изучение и систематический мониторинг социального самочувствия представляется действительно важной задачей. [2, с.57] И первостепенное значение имеет её решение применительно к молодёжи –самой активной и в то же время самой уязвимой социальной группе, выбор жизненной стратегии которой в конечном счёте определяет будущее и всего нашего общества.
Именно социальным самочувствием молодёжи во многом обуславливается выбор ею тех или иных моделей социального поведения, построение жизненных стратегий, а неудовлетворённость социально-экономическим положением является одним из ключевых факторов формирования в молодёжном сознании экстремальных и даже экстремистских установок. [3, с.18]
Для определения социального самочувствия студентов профессиональных образовательных учреждений г. Таганрога был проведён письменный опрос в форме анкетирования, в котором приняли участие 55 юношей и 45 девушек в возрасте от 18 до 20 лет. Вопросы анкеты условно объединялись в несколько групп, каждая из которых охватывала свой набор показателей социального самочувствия, уровень удовлетворённости каждым из которых молодым людям предлагалось оценить по 5-балльной шкале.
Первая группа вопросов была направлена на определения степени удовлетворённости молодёжи её уровнем жизни — материальным положением, жилищными условиями, качеством отдыха и питания. Согласно полученным ответам, молодые люди данными параметрами в целом удовлетворены: 80 % опрошенных выбрали оценки «4» и «5» по каждому из этих показателей, кроме качества отдыха — хорошим и отличным его считают только 40 % респондентов; 60 % молодых людей оценили его в 3 балла. Выборочное интервьюирование впоследствии позволило определить главные причины такой оценки. Чаще прочих называлось недостаточное количество в городе мест отдыха, располагающих к интересному и разнообразному времяпрепровождению и обладающих к тому же ценовой доступностью.
Ответы на вопросы второго блока, позволяющие судить о социальных самоощущениях молодёжи, продемонстрировали высокий уровень лояльности молодых людей по отношению к семье и ближайшим устойчивым референтным группам — кругу друзей и сокурсников. Свою удовлетворённость отношений с ними 90 % молодых людей оценивают высшим баллом, 10 % — оценкой «хорошо». Это позволят сделать вывод о том, что молодёжи комфортно в окружающей её микросреде — той важной части социальной среды, в которой непосредственным образом проявляется её деятельностная и коммуникативная активность и которая играет ключевую роль в накоплении социального опыта, который у подавляющего числа молодых людей оказался позитивным.
Однако же в отношении города и страны уровень молодёжной лояльности оказался заметно ниже: для выражения своей удовлетворённости ими 25 % молодых людей выбрали оценку «3», а более лояльно настроенное большинство — 75 % респондентов — предпочло оценке «отлично» более отстранённый и сдержанный вариант «хорошо».
Вариант «хорошо» оказался самым популярным у молодёжи и при оценке ею личного потенциала — своих способностей, успехов и личностных качеств. Свои же перспективы в плане получения дальнейшего образования, духовного развития, улучшения социального положения, повышения материального благополучия молодёжь оценивает ещё более сдержанно, и в 60 % ответов — оценкой «удовлетворительно» по первым двум параметрам, оценкой, в 70 % ответов — оценкой «хорошо» по двум другим. Вариант «отлично» среди ответов на вопросы этого блока практически не встречается.
Очевидно, опрошенные молодые люди не склонны демонстрировать безоговорочный оптимизм в том, что касается их будущего. Низкая оценка шансов изменить своё социальное положение говорит о недостаточности существующих в нашем обществе социальных лифтов, а кажущееся молодёжи мало возможным духовное развитие, по всей видимости, во многом обязано таким представлением воздействием современной поп-культуры.
В целом же результаты проведённого опроса позволяют сделать вывод о том, что социальное самочувствие таганрогских студентов профессиональных образовательных учреждений можно назвать вполне удовлетворительным, но всё же требующим определённых мер по улучшению качества отдыха молодёжи, по повышению уровня её лояльности к городу и стране, а также по привитию ей навыков построения позитивной жизненной стратегии.
Для реализации таковых образовательными учреждениями может быть разработан и проведён комплекс мероприятий, направленных на усвоение молодёжью патриотических ценностей и реализованных с учётом наиболее популярных в молодёжной среде форматов. Так, например, вместо традиционного экскурсионного посещения музеев с целью знакомства с историей города молодым людям можно предложить тематическую квест-игру, предполагающую не только посещение историко-культурных объектов, но интерактивный игровой контакт с ними.
Важным представляется и вовлечение молодёжи в творческую жизнь, привлечение её к научной работе. Эти направления деятельности поспособствуют повышению самооценки личностного потенциала молодёжи, повысят качество её досуга, а также позволят ей более оптимистично оценивать перспективы духовного развития.
Улучшению качества досуга молодёжи вне стен образовательных учреждений может поспособствовать и поддержка малого бизнеса на местном уровне. Так, например, открытие ряда новых арт-кафе и антикафе могло бы не только разнообразить досуг молодёжи, но и реализовать её креативный бизнес-потенциал.
Кроме того, представляется необходимым привлечение внимания молодёжи к ряду существующих на региональном уровне государственных молодёжных программ, предлагающих поддержку в реализации перспективных стартапов.
Литература:
- Суняйкина О. Н. Понятие «социальное самочувствие» в социологии// Вестник Мордовского университета, 2011 г., № 3. — с. 98–101
- Антипьев А. Г. Современное российское общество и его социальная структура// Вестник Пермского университета, 2010 г., выпуск 1. — с.56–66
- Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. — М.: Academia, 2009. — 320 с.
- Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив.- М.: Альтаир,1995.