Дошкольное детство — это важнейший этап становления ребенка. В этот период развиваются все общие способности, нужные взрослому человеку в любом виде деятельности.
Чтобы приобщить детей к духовным ценностям общества нужно в первую очередь сформировать нравственные и эстетические качества личности. Поэтому многие отечественные и зарубежные педагоги рассматривают процессы нравственного и патриотического воспитания детей в тесной взаимосвязи.
Нравственно — эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств, одним из важных является изобразительная деятельность детей, включающая в себя рисование, лепку и аппликацию. Как правило, на занятиях в детском саду дети выполняют изображение индивидуально, каждый свою работу. Но особое удовлетворение ребятам доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы, такие картины называются коллективными. Особое удовлетворение детям доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них наиболее яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа, они понимают, что вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективной деятельности создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и воспитателем по поводу того, что они создают и как это лучше сделать. По завершении изображения дети все вместе радуются результатам совместной деятельности, радостные чувства их объединяют. Коллективные работы вызывают у ребят восхищение, поистине, как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
Включение детей в коллективную творческую работу активизирует, что выражается в самостоятельности рассуждений, развивает стремление самому контролировать свои действия, совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, учит оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Особенностью изобразительной деятельности, отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что результат ее (рисунок, скульптура, аппликация) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения, как это происходит в музыкальной, театральной и других видах художественного творчества детей. Созданное детьми изображение остается, его можно рассматривать, оценивать, сравнивать, совершенствовать. В коллективной деятельности оценивается не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы. Все это требует тщательного продумывания организации коллективной формы создания изображения, подбора содержания, интересного для всех детей.
Использование коллективных форм работы в художественном творчестве будет наиболее эффективным, если коллективную деятельность сделать эмоциональной, легко осуществимой, способствовать развитию воображения, осознанию своего вклада в общий результат. Занимательные игровые ситуации, приемы художественно-педагогической драматизации способствуют интересу к коллективной деятельности.
Важным обстоятельством, определяющим необходимость внедрения коллективной формы организации изодеятельности, является то, что детям дошкольного возраста очень нравится такая работа. Здесь каждый чувствует себя причастным к полученному общему продукту, что очень радует детей, и как результат — картина, созданная вместе, — получается наиболее впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей.
Коллективная форма не снижает значение деятельности каждого ребенка, не оставляет без внимания его собственные усилия и от качества работы каждого воспитанника зависит общий результат: ведь чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, интереснее будет общая композиция. И самое главное то, что дети понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективной работы создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и воспитателем по поводу того, что они создают, и как это лучше сделать, а по завершении изображения все вместе радуются результатам совместной деятельности, радостные чувства объединяют их.
Чтобы решить проблему развития коллективного творчества, педагогу нужно основываться на следующих принципах:
– творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
– учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
– управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
– комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.
При организации коллективной деятельности выделяют 3 этап : подготовительный этап, позволяет детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы, рассматривание репродукций и т. д.
Основной этап — этап выполнения работы, который включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель — предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создать в ходе коллективного изобразительного творчества условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формирований у них умений работать в коллективе.
Заключительный — это период взаимодействия детей с уже завершенной работой.
Руководство воспитателя на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои отличительные особенности. На первом этапе, когда планируются коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивации — возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело.
Следующим шагом является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми.
Есть еще другой вариант организации сотрудничества детей, он заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и результат уже зависит от качества работы каждой из подгрупп. Такая деятельность вызывает у детей чувство удовлетворения, у каждого ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело.
Заключительный этап коллективного творчества связан с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог обращает внимание детей на личный вклад каждого в общее дело, подчеркивает, что без общих усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна.
Коллективная изобразительная деятельность детей должна быть тесно связана с игрой. Эта связь определяется общностью игры и изобразительной деятельности: обе деятельности отражают впечатления, полученные детьми из окружающего мира. Использование на коллективных занятиях игровых методов и приемов повышает эффективность коллективной деятельности.
Для успешного внедрения коллективной изобразительной деятельности в педагогический процесс детского сада как одной из важных форм творческой деятельности нужна проверенная на практике классификация видов ее организации. Это позволит педагогам понять сущность детской коллективной деятельности и форму ее организации в каждом конкретном случае. Советскими психологами, занимающимися проблемами совместной деятельности (В. Г. Асеев, Ф. Д. Горбов, А. И. Донцов и др.) выделены три основные формы ее организации:
- Совместно-индивидуальная (ребенок-участник деятельности — выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции).
Так, перед проведением комбинированного занятия по теме «Зоопарк», на первом этапе мы с детьми знакомились с разными животными по книгам, рисункам, фотографиям, некоторые побывали в зоопарке. При планировании, в ходе беседы выяснили, кому какое животное больше нравится, кто кого хотел бы нарисовать. Заранее перед занятием мы готовили листы цветной бумаги с прорезями по вертикали, которые наклеили на белые листы разного размера, т. к. и животные у всех будут разные. Когда дети нарисовали животных, они вырезали их и аккуратно подклеили под полоски цветной бумаги — в итоге родился зоопарк. Завершила работу игра «Экскурсия в зоопарк», в ходе которой дети рассказывали интересные факты о своем животном, как они живут, чем питаются и т. д.
- Коллективно изобразительная деятельность на основе совместно-последовательной формы организации (результат действия, выполненного одним, становится предметом деятельности другого).
На занятии по теме «Сказки», мы с ребятами решили придумать свою сказку. В начале занятия всем детям раздали листы бумаги — страницы будущей книги. В ходе коллективного обсуждения определили главного героя, наметили сюжет, затем первый ребенок назвал свое предложение, например: «В одной волшебной стране жил одинокий принц», второй: «Он был очень богат», третий: «Однажды он встретил бедную старушку на дороге». Затем четвертый, пятый и так все дети группы по очереди продолжают сказку.
Высказанные детьми предложения записывались нами на листах, а воспитанники рисовали на них свои рисунке в соответствии с придуманным предложением. Страничкам присвоили соответствующие номера -1, 2, 3 и т. д. Затем группе детей поручили изготовить обложку, после рисования все странички скрепили и получилась книжка, написанная и проиллюстрированная коллективно.
- Совместно-взаимодействующая (представляется возможность вести работу одновременно всем участникам, согласовывая действия на каждом этапе).
На занятии по изобразительной деятельности (лепке) по теме «Дорожные знаки» дети разделились на пары, для каждой из которой делались заготовки из палочек, бумажных кругов. Задача пары — вылепить свой определенный дорожный знак, с которыми ранее познакомились. В этом случае дети в парах распределяют, кто какие части будет лепить. По окончании работы все знаки ребята сами расставили на макете «Город».
Таким образом выбор разных форм проведения коллективных занятий дает педагогу возможность для творчества в области конкретной педагогической инструментовки — выборе тем, разработке содержания, методов, приемов.
Коллективное творчество помогает детям обрести опыт творческого сотрудничества, способствует формированию терпения, умения считаться с мнением товарища, уважительного отношения к труду другого. В процессе коллективной работы обогащается эмоциональный фон ребенка, в основе которого лежит ожидание неизвестного эффекта от завершения создаваемой работы, а сфера эмоций в дошкольном возрасте играет немалую роль в развитии творческой деятельности.
Потребность в коллективной деятельности всегда сопряжена с ярко выраженными положительными эмоциями, поэтому для ее развития нужно создавать, укреплять, развивать чувство удовольствия, радости от творческой деятельности. Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывают в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивает важные организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих товарищей делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст дает прекрасные возможности для развития изобразительного творчества. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Перед воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад вырастить не только сознательным членом нашего общества, не только здоровым и крепким человеком, но и — обязательно! — инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое бы он ни взялся. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования. Коллективная работа в области изобразительной деятельности может дать детям возможность получить практический опыт нравственных отношений.
Литература:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991. — 276с.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М., 2004. — 193с.
- Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. — № 4. — 2008. — 21-29; № 5. — 2008. — 3-13.
- Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. — М.: Педагогическое общество России, 2009.-128 с.
- Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. -106 с.
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3 –е изд., испр. и доп. –М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2016. — 368с.
- Сакулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. — М., 2007. — 202 с.