Пояснительная записка:
Актуальность темы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театрализованной деятельности возможно формирование активной творческой личности. Театрализованная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов, развивает речь.
Театр — искусство синтетическое, оно воздействует на детей комплексом художественных средств. При показе спектаклей применяются и художественное слово, и наглядный образ, и живописно-декоративное оформление, и музыка — песня, и музыкальное сопровождение.
''Угадай: что я делаю?''
Цель: Оправдать заданную позу. развивать память, воображение
Ход игры: Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.
1. Стоять с поднятой рукой (вешаю куртку, украшаю елку…)
2. Сидеть на корточках (рисую мелом, ….)
3. Наклониться вперед (завязываю шнурки, срываю цветок…)
Одно ито же по-разному
Цель Развивать умениеоправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами, развивать воображение, фантазию.
Ход игры Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию.:
Человек идет, сидит, бежит …и т. д.
Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные должны догадаться, чем он занимается.
Дети делятся на 2–3 группы, и каждая получает определенное задание.
1-я группа: задание'' сидеть''(сидеть у телевизора, сидеть в кабинете у зубного врача, сидеть с удочкой на берегу реки)
2-я группа: задание ''идти ''(по дороге, по бревну, идти по горячему песку
Кругосветное путешествие
Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.
Ход игры: Детям предлагается отправиться в путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес..
ИГРЫ НА ПРЕВРАЩЕНИЯ
Превращение предмета
Цель: развивать чувство веры, смелость, сообразительность, воображение, фантазию.
Ход игры: Предмет кладется в центре круга на стул или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение
- карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, градусник, дудочка…т.д.
- маленький мячик — яблоко, ракушка, колобок цыпленок и т.д.
- стул — королевский трон, печка, трюмо и т. д.
Превращение детей
Цель: Та же
Ход игры: По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы бабочек и т. д.
Педагог превращается сам в героя и превращает детей.
Игры на развитие двигательных способностей
МУРАВЬИ:
Цель: Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.
Ход игры: По хлопку педагога дети двигаются по залу, не сталкиваясь друг с другом, стараясь заполнять пустое место.
КАКТУС ИИВА
Цель: Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу.
Ход игры: По любому сигналу (хлопок) дети двигаются по залу
По команде ''кактус'' — дети останавливаются и принимают позу кактуса
Ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях подняты над головой ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены как колючки. По хлопку воспитателя дети продолжают двигаться по залу
По команде ''ива'' Дети останавливаются и принимают позу ''ивы'': руки слегка разведены в стороны, голова висит.
По команде движение продолжается. Упр. меняются.
П А Л Ь М А
Цель напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях, плечах.
Ход игры: ''Выросла пальма большая — пребольшая '': правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.
''Завяли листочки ''- уронить кисть
''ветви ''- уронить руку от локтя
''и вся пальма ''- уронить руку вниз.
Упражнение повторяется левой рукой.
Ш ТА НГ А
Цель: Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.
Ход игры: Ребенок поднимает'' тяжелую штангу.'' Потом бросает ее, отдыхает.
МОКРЫЕ КОТЯТА
Цель Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса, двигаться врассыпную мягким пружинящим шагом
Ход игры: Дети двигаются по залу мягким пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде ''дождь'' дети садятся на корточки и сжимаются в комочек напрягая все мышцы. По команде' 'солнышко '' встают и стряхивают ''капельки дождя '' по очереди с каждой из четырех
''лапок'', с ''головы'', ''хвоста ''.
САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ
Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук, ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.
Ход игры Дети двигаются врассыпную, по команде ''самолеты ''бегают стремительно, вытянув руки в стороны, по команде '' бабочки ''переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи б голова мягко поворачивается из стороны в сторону.
Упражнение можно проводить под музыку.
БУРАТИНО ИПЬЕРО
Цель. Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.
Ход игры Дети двигаются врассыпную по залу. По команде ''Буратино '' останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнув в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде ''Пьеро'' — замирают б изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. Упражнение продолжается.
НЕ ОШИБИСЬ
Цель. Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.
Ход игры Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередуют хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям Дети повторяют вслед за ним Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.
НАСОС ИНАДУВНАЯ КУКЛА
Цель Умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звук ''с'э и ''ш'', действовать с воображаемым предметом.
Ход игры Дети распределяются на пары. Один ребенок — надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены. Второй'' накачивает '' воздух в куклу с помощью насоса наклоняясь вперед при каждом нажатии на ''рычаг'', он выдыхает воздух со звуком ''с-с-с-с-с., при вдохе выпрямляется. Кукла ''наполняясь ''воздухом медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх, и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивают пробку, воздух выходит со звуком ш-ш-ш-ш, ребенок опускается на корточки, вновь расслабляет мышцы.
Дети меняются ролями.
СНЕГОВИК
Цель Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.
Ход игры Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед., кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: ''Пригрело солнышко, под его теплыми лучами снеговик начал таять '' Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову б роняют руки затем сгибаются пополам, опускаются на корточки б падают на пол, полностью расслабляются
БАБА -ЯГА
Цель Умение напрягать в движении то правую, то левую ногу.
Ход игры Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст:
Бабка-Ежка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала! дети идут по залу
А потом и говорит: '' У меня нога болит!'' дети останавливаются
Пошла на улицу — раздавила курицу
Пошла на базар — раздавила самовар! дети двигаются
Вышла на лужайку — испугала гайку! Напрягая левую, правую ноги
(прихрамывая.)
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
Цель Умение напрягать и расслаблять поочередно все мышцы тела, координировать движения.
Ход игры Педагог (ребенок) превращается в снежную королеву, и начинает постепенно ''замораживать '' всех детей: называет при этом
Определенные части тела -(правая рука, левая нога …) соответствующие части тела напрягаются, дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. Мышцы расслабляются.
КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ
Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.
Ход игры:
Хоть и жарко, хоть и зной
Занят весь народ лесной
Лишь барсук- лентяй изрядный
Сладко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон, будто делом занят он.
На заре и на закате все не слезть ему с кровати.
Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер и стараются как можно больше расслабиться.
ГИПНОТИЗЕР
Цель: Обучение полному расслаблению всего тела
Ход игры: Педагог превращается в гипнотизера и проводит ''сеанс усыпления 'э делая характерные движения руками, он говорит:'' Спите, спите, спите…Ваша голова, руки и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн'' Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и расслабляются.
Можно использовать аудио кассету с музыкой морского прибоя.
РИТМИЧЕСКИЙ ЭТЮД.
Цель. Развивать чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с партнером
Ход игры Дети делятся на две группы первая группа придумывает ритмический рисунок и начинает производить его в хлопках, вторая группа присоединяется и отхлопывает свой ритм.
Поймай хлопок
Цель. Развивать произвольное слуховое внимание и быструю реакцию
Ход игры. Дети стоят врассыпную. Их задача быстро среагировать на хлопок педагога и хлопнуть вместе с ним. Педагог предлагает'' поймать ''
То мячик, то цветок, то монетку.
ОСЬМИНОГ
Цель Развивать пластику рук, координацию движений.
Ход игры Руки в стороны, ладони вперед. Мягко скрестить руки в запястьях перед грудью и плавно отвести в стороны. Повторить 4 раза. Мягко скрестить руки на груди, как бы обхватить себя руками, плавно развести в стороны. Повторить 4 раза, чередуя положение рук.
МАРИОНЕТКИ
Цель. Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.
Ход игры Дети стоят врассыпную, по залу педагога они принимают любую позу, по второму хлопку — быстро принять новую позу, и т. д. В упр. Используют все части тела (лежа, сидя, стоя.)
КТО НА КАРТИНКЕ?
Цель. Развивать умение передавать образы животных с помощью пластических выразительных движений.
Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых…Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают.