Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона (на примере ОЭЗ «Алабуга») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (196) март 2018 г.

Дата публикации: 07.03.2018

Статья просмотрена: 2618 раз

Библиографическое описание:

Гайнутдинова, Г. Г. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона (на примере ОЭЗ «Алабуга») / Г. Г. Гайнутдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 10 (196). — С. 96-97. — URL: https://moluch.ru/archive/196/48669/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассмотрена сущность понятия особой экономической зоны, цели создания отмеченных объектов. Также определена роль и значение создания и функционирования ОЭЗ «Алабуга».

Ключевые слова: экономическая зона, инвестиции, инфраструктура

The article deals with the essence of the concept of a special economic zone, the purpose of creating the marked objects. The role and importance of the creation and functioning of the SEZ «Alabuga» has also been determined.

Key words: economic zone, investment, infrastructure

На сегодняшний день особые экономические зоны (далее — ОЭЗ) занимают важное положение в экономике как страны, так и отдельно взятого региона. Целями создания особых экономических зон являются стимулирование международного экономического сотрудничества, а также максимальное достижение открытости национальной экономики. Посредством создания таких зон многие страны привлекают инвестиции в приоритетные отрасли. Создание ОЭЗ позволяет повысить конкурентоспособность национальной экономики.

В экономической литературе существует большое количество определений данного понятия. Так, ОЭЗ — это определенная территория, которая обладает особым юридическим статусом, на которой как для российских, так и для иностранных предпринимателей действуют льготные экономические условия.

На сайте Министерства экономического развития особые экономические зоны определены как масштабные проекты, которые позволяют привлекать инвестиции в приоритетные виды экономической деятельности. Также отмечено, что на данной части региона принят льготный режим предпринимательской деятельности и даже может применяться процедура свободной таможенной зоны [3].

Важным признаком особых экономических зон является особый правовой режим реализации деятельности. Так стоит отметить, что создание и деятельность СЭЗ регулируется Федеральным законом № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Этот правовой режим является основным элементом функционирования ОЭЗ, он не фокусируется на государственном, политическом, административном аспекте, а, напротив, проявляет себя в функциональном, организационном, узкоспециализированном назначении, что является его главной особенностью [1].

Каждая действующая ОЭЗ обладает юридическим статусом, который предоставляет инвесторам налоговые льготы и таможенные преференции, позволяет получить доступ к инфраструктуре, а также сократить издержки на реализацию проектов в ОЭЗ. Таким образом, наличие особого правового режима позволяет в ОЭЗ создать наилучшие условия для развития бизнеса и осуществления проектов.

По данным Счетной платы, на сегодняшний день в России не достигнут желаемый эффект от функционирования ОЭЗ. Так за 11 лет существования ОЭЗ было предоставлено только 21,1 тыс. рабочих мест. При этом, на создание одного рабочего места в ОЭЗ было направлено 9,1 млн. руб. бюджетных средств, а с учетом инвестиций, вложенных резидентами ОЭЗ, этот показатель увеличен до 21 млн. руб. Таким образом, не было создано необходимое количество рабочих мест.

Расходы на ОЭЗ увеличиваются, законодательство в области регулирования несовершенно, низкая налоговая отдача — все эти проблемы мешают полноценном развитию ОЭЗ.

По расчетам специалистов Счетной палаты, самыми эффективными признаны четыре ОЭЗ, объем вложенных резидентами инвестиций по которым в большей степени превысил объем вложенных средств федерального бюджета, среди которых ОЭЗ «Алабуга», которая создана в Республике Татарстан [3].

«Алабуга» — особая экономическая зона промышленно-производственного типа, расположенная на площади 20 км² в Елабужском районе Республики Татарстан. Акционерами управляющей компании ОЭЗ «Алабуга» являются Российская Федерация со 100 % государственным участием (66 %) и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (34 %) [2].

За период 2016–2017 гг. «Алабуга» считается крупнейшей ОЭЗ, которая приносит до 68 % выручки и 42 % налоговых сборов от всех ОЭЗ страны, а также обеспечивает 54 % частных инвестиций в российские ОЭЗ.

Действие ОЭЗ «Алабуга» запланировано до 2054, что ограничено действующим законодательством, так как ОЭЗ создаются на 49 лет. За период существования ОЭЗ «Алабуга» за этот период внесет значительный вклад как в экономику региона, так и России.

Показатели эффективной деятельности особой экономической зоны «Алабуга» не ставятся под сомнение. Многие агентства высоко оценивают деятельность ОЭЗ. Например, агентство «Рус-Рейтинг» охарактеризовало этот объект как стабильный и перспективный. Для таких выводов принимаются во внимание различные факторы, среди которых история развития ОЭЗ, местоположение на транспортных и торговых путях и качество сырья. Кроме того, есть еще много факторов, которые также влияют на положение зоны в рейтингах [4].

Несмотря на то, что сегодня ОЭЗ «Алабуга» является перспективной зоной, существуют факторы, которые сдерживают развитие данного объекта. Так, стоит отметить, что сдерживает развитие ОЭЗ «Алабуга» замедление экономики Российской Федерации, а также сокращение притока долгосрочных инвестиций в страну.

Особое влияние на развитие ОЭЗ «Алабуга», а также любой другой особой экономической зоны, оказывают и правовые проблемы, затрагивающие порядок регулирования ОЭЗ. Приведем следующие пример: в правовом регулировании налогообложения ОЭЗ можно выделить такие недостатки, как неточность формулировок, различные подходы к определению налоговых режимов, недостаток единого подхода к формированию налоговых стимулов в рамках специальных налоговых режимов. Кроме того, существуют проблемы с финансированием, бюрократические препятствия и нехватка квалифицированной рабочей силы. Ликвидация этих проблем возможна только с совершенствованием нормативной базы, а также с проведением эффективной экономической политики государства.

Развитие ОЭЗ в России на сегодняшний день ограничено как в правовом, так и в экономической плане, поэтому требуются меры по устранению выявленных проблем. В стране для создания ОЭЗ существует значительный потенциал, поэтому при эффективном развитии ОЭЗ окажут значительное воздействие на экономику как отдельно взятых регионов, так страны в целом.

Литература:

  1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. // Российская газета. — 2017. — С. 4–5.
  2. Википедия / Алабуга — [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
  3. Министерство экономического развития Российской Федерации / Особые экономические зоны — [Электронный ресурс] URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/
  4. Татцентр.ру / Агентство «Рус-Рейтинг» присвоило рейтинг инвестиционной привлекательности ОЭЗ «Алабуга» — [Электронный ресурс] URL: http://xn--80akymgbc3a.xn--p1ai/article/153741/
Основные термины (генерируются автоматически): особая экономическая зона, Российская Федерация, Россия, Татарстан, SEZ, зона, инвестиция, национальная экономика, особый правовой режим, проблема.


Похожие статьи

Особые экономические зоны как один из факторов развития региона (на примере Красноярского края)

Инвестиционный имидж региона как элемент развития инновационной экономики региона в современных условиях (на примере Калининградской области)

Эксклавность региона как важнейший фактор развития и поддержки предпринимательства (на примере Калининградской области)

Развитие Поволжского региона в условиях изменения экономических традиций и перспектив

Особые экономические зоны: проблемы и особенности функционирования на региональном уровне

Инвестиционный потенциал Российской Арктики в федеральном и местном ракурсе

Зарождение и становление транспортно-логистических кластеров России на региональном уровне

Формирование функционального наполнения лофт-комплекса «Мельница» в современном информационном обществе

Характеристики кластерных инициатив экономики малолесного региона

Инвестиционная привлекательность региона (на примере Ростовской области)

Похожие статьи

Особые экономические зоны как один из факторов развития региона (на примере Красноярского края)

Инвестиционный имидж региона как элемент развития инновационной экономики региона в современных условиях (на примере Калининградской области)

Эксклавность региона как важнейший фактор развития и поддержки предпринимательства (на примере Калининградской области)

Развитие Поволжского региона в условиях изменения экономических традиций и перспектив

Особые экономические зоны: проблемы и особенности функционирования на региональном уровне

Инвестиционный потенциал Российской Арктики в федеральном и местном ракурсе

Зарождение и становление транспортно-логистических кластеров России на региональном уровне

Формирование функционального наполнения лофт-комплекса «Мельница» в современном информационном обществе

Характеристики кластерных инициатив экономики малолесного региона

Инвестиционная привлекательность региона (на примере Ростовской области)

Задать вопрос