Безопасность в социальной сети | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №10 (196) март 2018 г.

Дата публикации: 13.03.2018

Статья просмотрена: 555 раз

Библиографическое описание:

Мухамбетов, Ж. С. Безопасность в социальной сети / Ж. С. Мухамбетов, Д. К. Смирнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 10 (196). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/archive/196/48677/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматривают основные вопросы безопасности в социальных сетях как информационно-коммуникативном ресурсе нашего времени через медиа поведение пользователей. В социальных сетях безопасность ограничена рамками социальной ответственности пользователей этих же медиа ресурсов, так как они являются как и создателями контента, так и его потребителями. Цель статьи заключается в изучении медиа поведения пользователей. В качестве материала исследования выступили результаты социологического опроса в виде анкетирования. Было опрошено 500 человек — пользователей социальной сети «Вконтакте». Собрав все результаты, были выявлены некоторые особенности, характеризующие с точки зрения информационно-коммуникативной безопасности медиа поведение пользователей. [6]

На данный момент времени, социальные сети — это медиа- пространство, человек проводит большую часть своей жизни. Социальные превратились в медиа среду, в которой люди находится параллельно с реальной жизнью, из среды, предназначенной для коммуникации. И почти каждый пользователь является и создателем контакта, и формирует его, а также отвечает за его безопасность для других. Началом эпохи «Информационного самообслуживания населения» называют первое десятилетие 21 века, так и есть, наши технологические инструменты позволяют нам стать редактором, издателем и т. п. Обычный человек способен создать контент, который будет интересен другим людям, также может создать вокруг себя виртуальное общество и сгруппировать всю аудиторию. [7]

Исследователи медиа ресурсов отмечают в социальных сетях некоторые преимущества, к примеру Е. И. Морозова считает, что социальные сети предоставляют намного больше возможностей влияния на жизнь общества, так как обладают ряд отличительных особенностей, дающих им такое преимущество перед СМИ. А если взять зарубежных ученых, то стоит отметить, что они также говорят о серьезных структурных трансформациях медиа сферы. [3]

Данные изменения кроме положительных характеристик поднимают вопрос медиа безопасности пользователей, который активно обсуждается в течение последних нескольких лет, как научными работниками, так и специалистами медиа сферы.

Вопрос медиа безопасности основывается на самой специфике социальных сетей, которая подразумевает бесконтрольное распространение любой информации. Исследователь Р. В. Жолудь пишет, что пользователи социальной сети имеют возможность трансляции массовой информации без помощи СМИ, пропускали в сферу массовой коммуникации только ту информацию, которая соответствовала требованиям. Из этого вытекает, что информация стала не только не этична, но и опасна для пользователей. [5]

В качестве примера приведем вторую половину2012 года, тогда в целях обеспечения медиа безопасности пользователей депутатами Госдумы было предложено ввести регистрацию в социальных сетях по документам удостоверяющие личность человека, так как они считали, что это поможет лучше бороться с распространением детской 202 порнографии и клеветы. Политики думали, что если человеку нечего скрывать, то он не будет против, в противном случае это вызывает подозрение. Также по их мнению контроль над регистрацией должны вести МВД и ФСБ. Но этот законодательный акт так и не был принят. [4]

Со временем пользователи социальных сетей стали осознавать риски с точки зрения информационной безопасности, в возникновении которых является фактор возможности полной анонимности и фейковости человека при нахождении в социальной сети. [1]

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные на начало 2017 года об отношении россиян к регулированию доступа к социальным сетям, по которым 52 % отрицательно восприняли предложение о регистрации в социальных сетях по документу удостоверяющего личность человека, при этом данная доля ответивших заметно выше, чем ответивших активных интернет-пользователей, среди тех, кто не заходит в социальную сеть (58 % против 36 %). А 39 % опрошенных (среди 25–34-летних — 48 %) отнеслись с поддержкой данной идеи. Этот процент одобрения регистрации по документам является высоким и показывает заинтересованность аудитории в собственной информационной безопасности. [5]

Так же в конце 2016 года был проведен подобный опрос в рамках научного исследования. На вопрос, как бы респонденты отнеслись к выходу нового закона, который позволит иметь только один аккаунт в социальной сети каждому человеку, а регистрация будет проходить строго при предъявлении документа, удостоверяющего личность, более половины опрошенных отнеслись отрицательно, а именно не поддержали бы полностью (30 %) или не скорее бы не поддержали (24 %), а больше трети респондентов отнеслись положительно, а именно частично поддержат (27 %) и полностью поддержат (11 %). Остальные затруднились ответить на данный вопрос. [1]

В итоге результаты данных опросов показали совпадение результатов — в целом за одобрение подобных нововведений выступили 38–39 % опрошенных.

Для более подробного рассмотрения вопроса медиа безопасности, был проведен социологическое исследование аудитории (конец 2016 года). Общее количество опрошенных составило 500 человек, которые являются пользователями социальной сети. Данная выборка была сделана на основании того, так как к началу 2017 года более 90 млн пользователей в месяц посещают социальную сеть, при этом «Вконтакте» занимает четвертое место среди самых посещаемых сайтов в мире по версии SimilarWeb [1]. Цель этого опроса — это выявление основных принципов и мотивов медиа поведения современного пользователя на примере социальной сети «Вконтакте», влияющие на его безопасность.

Это анкетирование включило вопросы как о регламенте пользования данными ресурсами, так и о проблемах, возникающих в процессе информационно-коммуникативных действий, в некоторых вопросах общая сумма превышает 100 %, так как можно было выбрать более чем один вариант ответа, то есть несколько ответов из множества. Периодически, то есть не реже раза в неделю, опрошенные пользуются следующими социальными сетями: Вконтакте — 99 % опрошенных, Instagram — 53 %, Одноклассники 17 %, Facebook — 15 %, Twitter — 15 % и еще 6 % респондентов назвали другие социальные сети.

По частоте использования наиболее на первое место выходит «Вконтакте» — 86 % и Instagram — 9,6 %. Следовательно, можно сделать вывод о том, что пользователи «Вконтакте», вне зависимости от регистрации в других социальных сетях, приоритетным ресурсом считают именно контакт.

По количеству времени, зарегистрированном в «Вконтакте», больше половины (52 %) приходится на 5–7 лет использования, 8 лет и более зарегистрировано около трети опрошенных 31 %, от 3 до 4 лет –14 % и только 3 % пользуются «ВК» в течение 1–2 лет.

Также был задан вопрос о количестве времени, проведенном в сети «Вконтакте», 26 % опрошенных находятся там от 2 до 4 часов в сутки, практически такая же часть 23 % пользователей проводят от 5 до 7 часов в сутки. И 21 % находятся постоянно онлайн. От 8 до 12 часов в сутки пользуются «ВК» 15 %. Около часа — 12 %, и только 3 % заходят не каждый день. [1]

Также предлагалось выбрать ответ, который наиболее правильно характеризует способ использования социальных сетей. Заходят в социальные сети часто, но ненадолго 57 % респондентов, постоянно или практически постоянно онлайн находится 36 % опрошенных, при этом стоит отметить, что в предыдущем вопросе отметили постоянное нахождение онлайн только 21 %. Заходят в социальные сети редко и ненадолго — 4 %; заходят в социальные сети редко, но надолго 3 %.

Проблемы, с которыми пользователи сталкиваются чаще всего при просмотре раздела «новости» в своем аккаунте, можно обозначить следующим образом: очень много лишней информации в ленте из сообществ, на которые пользователь подписан это 38 %, очень много лишней и ненужной информации в репостах и публикациях друзей это 34 %, раздел «новости» отнимает слишком много времени, а именно 30 %, мало информации, которая интересна либо необходима 28 %. Не сталкиваются с вышеперечисленным только 20 % пользователей социальных сетей. Также в ответе «другое» часть пользователей отметили избыток рекламы.

Пользователи часто просматривают собственную ленту новостей «Вконтакте», так постоянно листают или проверяют её при каждом заходе в свой аккаунт 50 % респондентов и еще 38 % опрошенных ответили, что делают это, когда есть желание и свободное время. Просматривают редко, не полностью или практически не просматривают всего 11 % опрошенных. [1]

На вопрос о проблемах, возникающих на площадке социальных сетей и исходящих от пользователей, которые есть в друзьях, респонденты ответили следующим образом:

  1. Подвергался массовой рассылке коммерческой и иной рекламы или подобных коммерческих видов сообщений лицам, не выражавшим желания их получать — 71 %;
  2. Подвергался агрессии– 15 %;
  3. Подвергался навязыванию взглядов и мнений — 14 %;
  4. Подвергался троллингу (это форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации) — 14 %;
  5. Также респонденты отметили такие негативные действия как мошенничество и взлом. Около 10 % пользователей не сталкивались ни с какими проблемами, исходящими от друзей.

При этом стоит обращаем внимание на самые популярные принципы добавления в друзья.

  1. Половина респондентов, а именно 43 % добавляет всех, с кем так или иначе знаком;
  2. Третья часть опрошенных 34 % добавляет друзей из реальной жизни, членов семьи, коллег по учебе или работе;
  3. 11 % добавляет всех, в том числе незнакомых, кто, к примеру, нравится по фото или может потом для чего-либо пригодиться.

На вопрос о реакции на троллинг в адрес респондента, практически половина ответили

  1. Обычно не отвечают на такие сообщения — 43 %;
  2. В зависимости от настроения, всегда поступают по-разному — 20 %;
  3. Напишут несколько сообщений в ответ, но когда поймут, что это провокация, отвечать перестанут — 14 %.

По результатам проведенного исследования можно сделать ряд выводов об основных принципах и мотивах медиа поведения современного пользователя на примере социальной сети «Вконтакте», влияющих на его безопасность:

  1. Среди пользователей «Вконтакте» по частоте использования наиболее приоритетной является именно данный ресурс вне зависимости от наличия регистрации аккаунта в других социальных сетях. Большинство пользователей зарегистрировано в этой сети не менее 5 лет.
  2. Опрос показал, что аудитория предпочитает заходить в социальную сеть «Вконтакте» достаточно часто, и половина пользователей проводит там значительную часть времени в сутки.
  3. При просмотре новостной ленты аудитория в качестве негативной характеристики отмечает множество лишней информации в ленте из сообществ, а также в репостах и публикациях друзей. Пользователи считают, что в целом раздел «Новости» отнимает слишком много времени, но при этом существует потребность и даже зависимость в просмотре новостной ленты.
  4. Пользователи зачастую добавляют к себе в друзья людей, с кем они мало или плохо знакомы. От тех, кто находится в друзьях, наиболее значимой была выявлена проблема получения спама. В качестве остальных рисков были отмечены троллинг и агрессия. Большинство людей от 25 лет стараются не реагировать на провокацию, при этом аудитория более молодого возраста (школьники, студенты младших курсов) чаще всего отвечает на провокационные сообщения и вступает в спор с собеседником. [1]

Таким образом, выявленные особенности, характеризующие медиа поведение пользователей с точки зрения информационной безопасности, помогут как исследователям, так и самой аудитории скорректировать принципы использования социальных сетей и выработать определённые механизмы защиты от их негативного воздействия. Тем более, как показывают различные исследования, пользователи социальных сетей начинают осознавать существующие риски.

Литература:

  1. Аудитория ВКонтакте [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/about.
  2. Балмаева, С. Д. Новые медиа: необратимые измерения в журналистике [Текст] / С. Д. Балмаева // Медиа- и межкультурная коммуникация в европейском контексте: Материалы Международной научно-практической конференции. — 2014. — С. 77–79.
  3. Градюшко, А. А. Потенциал социальных медиа в структуре инновационной коммуникации [Текст] / А. А. Градюшко // Медиа- и межкультурная коммуникация в европейском контексте: Материалы Международной научно-практической конференции. — 2014. — С. 81–85.
  4. Депутаты Госдумы предлагают ввести регистрацию в соцсетях по паспортам [Электронный ресурс]. — URL: http://echo.msk.ru/news/939369-echo.html
  5. https://www.gazeta.ru/tech/news/2017/04/10/n_9904079.shtml.
  6. http://pegtop.ru/#5
  7. http://iknigi.net/avtor-larisa-bolshakova/88888-ostorozhno-psihologicheskaya-mina-vse-vidy-manipulyaciy-i-metody-ih-obezvrezhivaniya-larisa-bolshakova/read/page-3.html
Основные термины (генерируются автоматически): социальная сеть, сеть, пользователь, поведение пользователей, информационная безопасность, личность человека, лишняя информация, новостная лента, реальная жизнь, современный пользователь.


Задать вопрос