Особенности использования проектного менеджмента при реализации проектов по выводу нового продукта на рынок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (196) март 2018 г.

Дата публикации: 08.03.2018

Статья просмотрена: 1012 раз

Библиографическое описание:

Сефер, М. Д. Особенности использования проектного менеджмента при реализации проектов по выводу нового продукта на рынок / М. Д. Сефер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 10 (196). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/196/48683/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются особенности проектов по выводу нового продукта на рынок. Доказывается целесообразность использования предприятием проектного подхода для решения задачи по выводу нового продукта, проводится адаптация методов и инструментов проектного менеджмента к характерным чертам таких проектов с целью достижения максимальной эффективности их реализации.

Ключевые слова: проект по выводу нового продукта на рынок, маркетинговый проект, проектный менеджмент, проектный подход, календарно-сетевое планирование, управление рисками.

Современные предприятия любых отраслей промышленности постоянно сталкиваются с необходимостью обновления ассортимента выпускаемой продукции в связи с изменением потребительских предпочтений, ускорением научно-технического прогресса и необходимостью обретения дополнительных конкурентных преимуществ.

Однако в настоящих неблагоприятных социально-экономических условиях в Российской Федерации вывод новых продуктов на рынок является всё более рискованным мероприятием, что требует повышения эффективности и надежности процессов вывода продукта на рынок, которые бы позволили получить запланированный результат с наименьшими потерями ресурсов предприятия. Таким образом, актуальной становится выработка управленческих механизмов для успешного вывода новых продуктов на рынок, в т. ч. с применением методологии проектного менеджмента.

Задача по выводу нового продукта на рынок является достаточно сложной, многогранной и предусматривает весь комплекс управленческих мероприятий от идеи создания нового продукта до реализации его конечным потребителям (см. рис. 1) [4].

Рис. 1. Стадии вывода нового продукта на рынок

Процессы, реализуемые на предприятии для вывода нового продукта на рынок, отличаются неповторимостью и уникальностью, высокой степенью неопределенности, междисциплинарностью, подвержены воздействию множества внешних и внутренних факторов среды организации [1].

Исходя из указанных особенностей, лучшим решением для осуществления вывода нового продукта на рынок является представление данного мероприятия в качестве проекта.

В этом случае предприятие создает команду проекта, состоящую из специалистов различных функциональных областей, которые подходят к задаче вывода нового продукта комплексно, в соответствии со стадиями жизненного цикла проекта.

Несмотря на то, что инструментарий управления проектами подходит для проектов любого масштаба и вида, однако следует отметить, что для проектов по выводу нового продукта на рынок он имеет свои особенности, обусловленные характерными чертами таких проектов.

Так, в связи с необходимостью учитывать потребительские предпочтения и конкурентную среду, реализация проекта по выводу нового продукта на рынок невозможна без исследования соответствующего рынка, т. е. в таких проектах должна в обязательном порядке присутствовать маркетинговая деятельность в качестве одной из функциональных областей. При этом маркетинговый компонент в таких проектах должен отвечать не только за рыночные исследования, но и за разработку всего комплекса маркетинга и планирование маркетинговых коммуникаций [5].

В большинстве случаев вывод нового продукта на рынок должен осуществляться достаточно быстро, чтобы не допустить первенства конкурирующих производителей аналогичной продукции. Это обязывает команду проекта достаточно много уделять внимания календарно-сетевому планированию и обеспечению плана реализации проекта за счет установления вех и использования инструментов оптимизации сроков проекта.

Как уже было отмечено, к реализации проекта по выводу нового продукта на рынок привлекается достаточно большое число специалистов из различных структурных подразделений компании. Это усложняет взаимодействие и коммуникационные процессы между ними. По этой причине управление коммуникациями является ключевым фактором успеха таких проектов. По мнению автора, наиболее подходящей технологией реализации проекта в этих условиях становится использование agile-методик, например, Scrum, которая предусматривает реализацию проекта посредством нескольких итераций и обеспечивает наиболее тесное командное взаимодействие посредством применения современных коммуникационных технологий и информационных систем [3].

Использование гибкой методологии разработки для проектов по выводу нового продукта на рынок имеет ещё одно значительное преимущество — таким образом обеспечивается необходимая гибкость, ведь разработка нового продукта может занять значительный промежуток времени, в котором могут измениться не только потребительские предпочтения, но и другие факторы внешней среды.

Изменяющиеся условия, в которых обычно реализуются проекты по выводу нового продукта на рынок, говорят о повышенному уровне неопределённости и наличии большого количества рисков. Это обусловливает необходимость пристального внимания руководителя и команды проекта к риск-менеджменту.

С этой целью рекомендуется использовать такие методы качественного анализа как матрица вероятности и воздействия, на основе которой возможно составление реестра рисков, для того чтобы понимать, для каких из них следует в первую очередь предусмотреть варианты смягчения и нивелирования рисков [2].

В качестве методов количественного анализа наиболее подходящими являются методы:

– анализа чувствительности — помогает понять, на какие из параметров проекта следует обратить особое внимание руководства;

– сценарного анализа — позволяет оценить вероятную величину чистого дисконтированного дохода проекта в случае, если не все запланированные параметры будут достигнуты; если полученное значение вероятного чистого дисконтированного дохода всё же превышает 0, то проект может быть реализован;

– дерева решений — позволяет выбрать варианты инвестиционных решений (например, определить чистый дисконтированный доход при закупке оборудования различной мощности) или же варианты управленческих решений уже в ходе реализации проекта.

Использование инструментов анализа и управления рисками позволяет заранее увидеть угрозы для успешной реализации проекта и выработать тактику борьбы с ними.

В конце отметим, что проекты по выводу нового продукта на рынок обладают ещё одной характерной чертой — их успех можно оценить только по объемам спроса на продукт в течение некоторого времени после начала массового производства. Поэтому такой проект не должен заканчиваться установкой производственной линии, необходимо отлеживать показатели эффективности проекта до достижения периода окупаемости. Периодический контроль показателей эффективности в контрольных точках позволяет вовремя заметить отклонения и предпринять соответствующие меры по обеспечению достижения предприятием установленных параметров эффективности. В противном случае проект рискует стать для компании убыточным, а время, которое могло быть потрачено на корректировку ситуации, упущенным.

Таким образом, можно сопоставить особенности и сложности реализации проектов по выводу нового продукта на рынок и подходящие для наиболее эффективной реализации инструменты проектного менеджмента в таблице 1.

Таблица 1

Использование инструментов проектного менеджмента всоответствии сособенностями проектов по выводу нового продукта на рынок

Особенности проектов по выводу нового продукта на рынок

Используемые инструменты проектного менеджмента

Необходимость учета потребительских предпочтений и конкурентной среды

Проведение маркетинговых исследований на этапе инициации проекта

Разработка комплекса маркетинга и планирование маркетинговых коммуникаций на этапе планирования проекта

Принципиальное значение сроков реализации

Использование инструментов календарно-сетевого планирования, постоянный мониторинг сроков реализации, поиск возможностей оптимизации графика реализации проекта

Привлечение к реализации проекта множества специалистов из различных функциональных областей, сложность коммуникаций

Использование гибких подходов к разработке проектов с применением современных информационных технологий

Возможность изменения внешней среды проекта во время инвестиционной фазы

Использование гибких подходов к разработке проектов, изменение потребительских свойств и других параметров нового продукта в соответствии с ожиданиями потребителей и действиями конкурентов

Высокая степень неопределенности

Повышенное внимание к планированию и управлению рисками проекта: использование нескольких методов качественного и количественного анализа рисков

Оценка успешности проекта возможна только через некоторое время после начала продаж

Необходимость отслеживания результатов проекта во время эксплуатационной фазы: установление контрольных точек для определения значений целевых показателей, разработка управленческих решений для случаев недостижения поставленных целей

Указанные особенности использования инструментов проектного менеджмента для проектов по выводу нового продукта на рынок позволят отечественным предприятиям более осознанно походить к реализации таких проектов, обеспечить максимальную эффективность расходования ресурсов и достижение установленных целей.

Успешная реализация проектов по выводу новых продуктов на рынок — залог стратегического развития предприятий и роста конкурентоспособности как отдельных компаний, так и экономики в целом.

Литература:

  1. Артемьев Д. Г. Критерии успеха проектов по разработке нового продукта на разных стадиях их жизненного цикла / Д. Г. Артемьев, Е. Н. Гребенщикова // ARS ADMINISTRANDI. — 2015. — № 4. — С.41–56.
  2. Ельчинова Е. А. Управление проектом создания нового продукта / Е. А. Ельчинова // Актуальные проблемы теории и практики развития экономики региона. Материалы 2-й межвузовской студенческой научно-практической конференции. — 2015. — С. 367–370.
  3. Зарубина А. А. Управление проектами: применение метода Scrum в маркетинговых проектах / А. А. Зарубина // Бизнес-образование в экономике знаний. — 2017. — № 3 (8). — С.48–50.
  4. Пантелеева К. О. Процессуальные и организационные основы планирования нового продукта на предприятии / К. О. Пантелеева // Вестник СГТУ. — 2013. — № 1 (72). — С.278–284.
  5. Синяева И. М. Модель организации маркетинга инновационного проекта в сфере предпринимательства / И. М. Синяева // Российское предпринимательство. — 2014. — № 22 (268). — С. 44–52.
Основные термины (генерируются автоматически): вывод нового продукта, проектный менеджмент, рынок, проект, календарно-сетевое планирование, команда проекта, реализация проекта, управление рисками, конкурентная среда, проектный подход.


Ключевые слова

управление рисками, проектный подход, проектный менеджмент, календарно-сетевое планирование, проект по выводу нового продукта на рынок, маркетинговый проект

Похожие статьи

Интегрированное планирование в цепях поставок: проблемы, особенности и перспективы в России (на примере производителя и розничной сети)

В статье рассматривается понятие интегрированного планирования в цепях поставок. Рассматриваются этапы внедрения пилотного проекта в рамках реализации совместных процессов управления в условиях российской бизнес-среды, разбираются составляющие этих п...

Имиджевые инструменты продвижения услуг предприятий оптовой торговли

В данной работе исследуются особенности продвижения услуг предприятий оптовой торговли, посредством имиджевых инструментов решения поставленной цели и задач. Для предприятий сектора В2В на сегодняшний день значимо использовать не только традиционные ...

Особенности программ лояльности как инструмента маркетинговой политики строительного предприятия

В статье рассматривается вопрос особенностей продвижения программ лояльности как важного инструмента маркетинговой политики строительного предприятия. Автор делает вывод о том, что на современном этапе ввиду зрелости рынка строительных услуг в Калини...

Маркетинговое управление партнерскими взаимоотношениями производственных предприятий

В статье рассматривается природа возникновения и причины становления маркетинга взаимоотношений, выступающего в качестве современной формы управления процессом получения долгосрочной прибыли за счет долгосрочного сотрудничества. Предложена схема тран...

Теоретические подходы к продвижению ИТ-продукции на этапе внедрения на рынок

В статье рассматриваются теоретические подходы к продвижению ИТ-продукции на этапе внедрения на рынок. Выявление специфики продвижения ИТ-продукции на этапе внедрения на рынок позволило разработать ряд рекомендаций для формирования эффективной маркет...

Подходы к совершенствованию системы менеджмента качества на фармацевтическом предприятии

Совершенствование систем менеджмента и их интеграция позволяют организациям уменьшать общие издержки на качество продукции. В данной статье представлены подходы к внедрению интегрированной системы менеджмента качества в фармацевтической отрасли. Одни...

Анализ рисков в образовательном процессе

Статья посвящена анализу рисков в образовательном процессе. Любая деятельность в конкурентной среде связана с возможностью появления нежелательных потерь и неудачными исходами, то есть связана с рисками. Главными задачами в области управления рисками...

Формирование имиджа оптово-розничных торговых сетей как инструмент продвижения товара

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «имидж», исследование строилось на примере торговых предприятий. Приведены итоги анализа имиджа компании ООО «Золотая рыбка», успешно работающей на рынке Калининградской области.

Определение содержания проекта при помощи инструментов риск-менеджмента

В настоящей статье раскрывается, как для проектов, связанных с техническим перевооружением промышленных предприятий, применение инструментов управления рисками на ранних фазах жизненного цикла позволяет корректно определить технические и инфраструкту...

Актуальность применения системы HR-брендинга в управлении персоналом для компаний в условиях высокой конкуренции на рынке труда

В статье раскрыто понятие HR-бренда, HR-брендинга, описаны основные цели HR-брендинга, раскрыты ключевые составляющие HR-бренда. Обоснована значимость и актуальность формирования HR-бренда компании. Проанализирован процесс и описаны этапы создания HR...

Похожие статьи

Интегрированное планирование в цепях поставок: проблемы, особенности и перспективы в России (на примере производителя и розничной сети)

В статье рассматривается понятие интегрированного планирования в цепях поставок. Рассматриваются этапы внедрения пилотного проекта в рамках реализации совместных процессов управления в условиях российской бизнес-среды, разбираются составляющие этих п...

Имиджевые инструменты продвижения услуг предприятий оптовой торговли

В данной работе исследуются особенности продвижения услуг предприятий оптовой торговли, посредством имиджевых инструментов решения поставленной цели и задач. Для предприятий сектора В2В на сегодняшний день значимо использовать не только традиционные ...

Особенности программ лояльности как инструмента маркетинговой политики строительного предприятия

В статье рассматривается вопрос особенностей продвижения программ лояльности как важного инструмента маркетинговой политики строительного предприятия. Автор делает вывод о том, что на современном этапе ввиду зрелости рынка строительных услуг в Калини...

Маркетинговое управление партнерскими взаимоотношениями производственных предприятий

В статье рассматривается природа возникновения и причины становления маркетинга взаимоотношений, выступающего в качестве современной формы управления процессом получения долгосрочной прибыли за счет долгосрочного сотрудничества. Предложена схема тран...

Теоретические подходы к продвижению ИТ-продукции на этапе внедрения на рынок

В статье рассматриваются теоретические подходы к продвижению ИТ-продукции на этапе внедрения на рынок. Выявление специфики продвижения ИТ-продукции на этапе внедрения на рынок позволило разработать ряд рекомендаций для формирования эффективной маркет...

Подходы к совершенствованию системы менеджмента качества на фармацевтическом предприятии

Совершенствование систем менеджмента и их интеграция позволяют организациям уменьшать общие издержки на качество продукции. В данной статье представлены подходы к внедрению интегрированной системы менеджмента качества в фармацевтической отрасли. Одни...

Анализ рисков в образовательном процессе

Статья посвящена анализу рисков в образовательном процессе. Любая деятельность в конкурентной среде связана с возможностью появления нежелательных потерь и неудачными исходами, то есть связана с рисками. Главными задачами в области управления рисками...

Формирование имиджа оптово-розничных торговых сетей как инструмент продвижения товара

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «имидж», исследование строилось на примере торговых предприятий. Приведены итоги анализа имиджа компании ООО «Золотая рыбка», успешно работающей на рынке Калининградской области.

Определение содержания проекта при помощи инструментов риск-менеджмента

В настоящей статье раскрывается, как для проектов, связанных с техническим перевооружением промышленных предприятий, применение инструментов управления рисками на ранних фазах жизненного цикла позволяет корректно определить технические и инфраструкту...

Актуальность применения системы HR-брендинга в управлении персоналом для компаний в условиях высокой конкуренции на рынке труда

В статье раскрыто понятие HR-бренда, HR-брендинга, описаны основные цели HR-брендинга, раскрыты ключевые составляющие HR-бренда. Обоснована значимость и актуальность формирования HR-бренда компании. Проанализирован процесс и описаны этапы создания HR...

Задать вопрос