Те изменения, которые происходят в российской системе образования последние несколько десятилетий, являются спорными. Если мы посмотрим с одной стороны, то увидим, что престиж знаний вырос. Это привело к возникновению новых типов учебных учреждений, к формированию негосударственного образования, к увеличению поступлений в вузы на конкурсной основе. Однако, если мы посмотрим на это с обратной стороны, то нам станет очевидно, что имеется всё увеличивающийся недостаток образованности и профессионализма, а также низкий уровень обучения и разрыв между образованием и его результатами.
Значительные перемены произошли и в системе управления образованием: аппараты на местах представляют существенную значимость в установлении ценностей развития системы образования сейчас, чем в минувшие годы. Именно по этой причине роль исследований по вопросам образования в нынешних обстоятельствах только увеличивается. Развитие главных направлений политики в области образования невозможно без академического обобщения опыта, собранного на местах.
В современных условиях, когда общество столкнулось с серьезными социальными и национальными проблемами, просто необходимо более требовательно отнестись к опыту предыдущих поколений, сопоставить уроки прошлого с реалиями сегодняшних дней, извлечь из минувших событий определенные практические и нравственные ориентиры.
История Великой Отечественной войны всегда была, есть и будет чрезвычайно актуальной проблемой для исследователей. С точки зрения воспитания патриотизма, она, как ни одна другая проблема, позволяет воспитать гражданскую ответственность и любовь к родине.
Учебный 1941–1942 год начался с того, что школы округа не были готовы приступать к своим обязанностям. Где-то не хватало дров, из 22040 кбм запланированных имелось всего 13205 кбм. [1, л. 96], а где-то не доставало учебников (3042 из 6500). Во многих школах к началу года не был окончен ремонт, что не позволяло приступить учебным заведениям к своей работе вовремя. Но благодаря массовым воскресникам по подготовке школ ситуацию удалось исправить.
С первого военного года в школах большое внимание уделялось физической и военной подготовке учащихся, о чём свидетельствуют оценки в свидетельствах и аттестатах учащихся, которые окончили школу. Для успешного исполнения этой программы в жизнь были проведены следующие мероприятия:
‒ в каждой средней школе оборудовать физкультурные площадки и одновременно приступить к строительству и оборудованию площадок при неполных средних школах;
‒ в средних школах организовать военные кабинеты, выделить специальные помещения для занятий физкультуры, оборудовать их необходимым учебно-наглядным пособием;
‒ директора школ были обязаны полностью приобрести предусмотренные сметой физкультурное и военное оборудование, а также организовать повседневную методическую помощь военным руководителям и преподавателям физкультуры, оказывать помощь школам в развёртывании внеклассной оборонной и физкультурной работы.
Успеваемость учеников по итогам первой четверти 1941–1942 учебного года была неудовлетворительной — 74,16 % [1 л. 96]. Это можно было объяснить тем, что низкая успеваемость учащихся — результат того, что ОкроОНО, РОНО и директора школ медленно перестраивали работу учебных заведений применительно к условиям военного времени, т. е. в преподавании учебных предметов недостаточно освещался материал героической борьбы Красной Армии и всего советского народа, слабо была поставлена военно-физкультурная подготовка учащихся, не закончено обучение учителей и учащихся ПВХО.
В связи с этим Исполнительный комитет решил обязать ОкрОНО, Райсоветы, РОНО, директоров и заведующих школами немедленно перестроить всю учебно-воспитательную работу школ в соответствии с обстановкой и задачами военного времени с тем, чтобы преподавание каждой учебной дисциплины было пронизано материалом героической борьбы советского народа с фашизмом, чтобы каждый урок воспитывал в детях чувство и к своей Родине и жгучую ненависть к её врагам. Требовалось подчинить этой задаче всю внеклассную и общественную работу школьников для Красной Армии, сбора металлолома, шефства над семьями красноармейцев. ОкрОНО, РОНО, директора и заведующие школами совместно с ОК и МК союза работников начальной и средней школы вовлекали всех учителей в работу по внеклассному обслуживанию детей и проведению массовой работы среди родителей, учащихся и населения.
Следующий учебный 1942–1943 год начался не менее удачно, чем предыдущий. Из 39 школ округа к 15 августа 1942 года отремонтировано было только 20, а из потребных на отопительный сезон 16,120 кбм. Дров — заготовлено 9000 [2, л. 23]. К проблемам прошлого учебного 1941–1942 года, к этому году прибавилась такая проблема, как нехватка учителей для 5–10-х классов. Ситуацию удалось исправить, вернув всех тех учителей, которые использовались не по назначению. А вот другая проблема оказалась куда серьёзнее. Дело в том, что по итогам приёма учащихся в школы к началу нового 1942–1943 учебного года свидетельствовали о явном неудовлетворительном выполнении плановых контингентов по приёму учащихся в 5–10-е классы. Недокомплект по 5–10-ым классам составил 756 человек [2, л. 23].
Существовал план проведения летне-оздоровительных мероприятий среди детей Ненецкого округа на 1942 год, основной задачей которого являлось усиление работы по политическому воспитанию учащихся, охват их пионерскими лагерями, которые способствовали укреплению и развитию здоровья детей, организация их культурного досуга, с целью повышения качества учёбы в новом 1942–1943 учебном году. Для выполнения этой задачи были проведены:
‒ пионерские лагеря, куда попадали отличники, дети фронтовиков или те, чьи родители погибли на войне. Лагеря организовывались за счёт средств профсоюзных, хозяйственных организаций колхозов и родителей. Стоимость путёвки составляла 250 рублей;
‒ для тех детей, которые оставались на лето дома, были организованы летние площадки, где дети занимались спортом, где с ними проводили массово-политические работы, также на площадках были организованы комнаты отдыха, где дети играли в настольные игры, читали газеты и книги и играли на музыкальных инструментах;
‒ проводились массовые мероприятия: оказание всемерной помощи семьям военнослужащих, сбор металлолома, тёплых вещей для бойцов РККА. Проводились с учащимися беседы на темы Великой Отечественной войны, военно-оборонных кружков, на всех площадках проводились массовые детские праздники, посвящённые новому 1942–1943 учебному году [3, л. 27].
Исполком Окружного Совета депутатов трудящихся отмечал, что в итоге 1942–1943 учебного года 43 класса закончили учебный год с полной успеваемостью учащихся. Ряд школ в результате действенного социалистического соревнования среди учителей и учащихся добились значительного улучшения в постановке учебно-воспитательной работы, обеспечив годовую успеваемость учащихся: Никитцинская СШ — 94,6 %, Нарьян-Марская НСШ — 93,2 %, Нарьян-марская СШ — 91,3 %, Андегская — 91,1 %, Носовская — 96,3 % [4, л. 30].
Подготовка к новому 1943–1944 учебному году была развёрнута слабо. В большинстве школ не был сделан ремонт, было заготовлено только 5303 кбм. дров. Закуплено 9177 экземпляров учебников [4, л. 30].
Красное переходящее знамя Окрисполкома за лучшую постановку учебно-воспитательной работы по итогам 1942–1943 учебного года было за городом Нарьян-Маром, как имеющим наиболее высокую успеваемость учащихся по сравнению с другими районами округа.
На основании решения Архангельского Облисполкома от 26 июля 1943 года № 210 об обучении подростков, работающих на предприятиях, исполнительный комитет Окружного Совета депутатов трудящихся решил, что в целях обеспечения подросткам, занятым на производстве, дать возможность продолжить образование без отрыва от непосредственной работы. Для этого исполнительный комитет обязал Нарьян-Марский Горсовет организовать к 1 октября 1943 года общеобразовательную школу для обучения подростков, работающих в предприятиях города и судоверфи и желающих без отрыва от работы продолжить образование.
Для выполнения этого решения ГорОНО и директора школ города были обязаны до 1 сентября 1943 года провести предварительно учёт подростков не окончивших 5–10-е классы и составить список желающих обучаться в школе.
Чтобы определить учащихся по классам, ГорОНО организовало проверочную комиссию из состава преподавателей старших классов НСШ и средних школ города, а также обеспечило открывшиеся школы помещением, отоплением, освещением и учебно-письменными принадлежностями. Необходимо было составить план учебной сетки, подобрать директоров и преподавателей.
В связи с вселением в округ 2900 рыболовецких хозяйств, число учащихся школ всеобуча в 1944 году увеличилось на 1450 человек, вот каким образом удалось исправить ситуацию с недокомплектом 1942 года [4, л. 30]. В целях полного охвата детей школьного возраста обязательным обучением и создания им нормальных условий для учёбы Исполком Окружного Совета депутатов трудящихся обязал ОкрОНО с 1 сентября 1944 года открыть дополнительно к существующим 36 классов, а также командировать в округ недостающих учителей, построить в районах округа новые школы на 80 мест, в том числе и две оздоровительные.
В целях обучения сельской молодёжи и подростков без отрыва производственных работ, во исполнение постановления Совнаркома СССР от 6-го июля 1944 года № 89 и решения исполкома Архангельского Совета депутатов трудящихся, Исполком Окружного Совета депутатов трудящихся открыл 1 ноября 1944 года в крупных колхозах, совхозах, рыбучастках, рыбзаводах округа вечерние школы сельской молодёжи, организовав в них обучение молодёжи без отрыва от производственных работ.
В тех местностях, где число подлежащих обучению было незначительно, открывали вечерние классы при существующих детских школах [5, л. 20]. В связи с тем, что в школах города Нарьян-Мара имелось до 50 человек учащихся нуждающихся в интернатском содержании, Исполком Окружного Совета депутатов трудящихся организовал в 1945 году в городе Нарьян-Маре школьный интернат на 50 человек с приёмом в него на полное содержание детей, оставшихся без родителей.
С первых дней Великой Отечественной войны следовало всемерно распространять опыт лучших педагогов округа и тем самым вести решительную борьбу за повышение грамотности учащихся, культуры их устной и письменной речи. Для этого требовалось, чтобы с самого начала занятий повели борьбу с формализмом в преподавании, за связь обучения с жизненной практикой.
Связь обучения с жизненной практикой в работе школ требовалась как никогда. В дни Великой Отечественной войны школы воспитывали в своих питомцах мужество, храбрость и беззаветную преданность партии и Родине.
Важнейшей задачей педагогов была — возглавить патриотический подъём молодёжи, направить его на выполнение задач, поставленных наркомом просвещения РСФСР товарищем Потёмкиным перед пионерами и школьниками. Каждый учитель и школьник-старшеклассник были подлинными бойцами, помогавшими Красной Армии ковать победу над врагом.
Литература:
1) ГАНАО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 308. Л. 96.
2) ГАНАО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 340. Л. 23.
3) ГАНАО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 362. Л. 30.
4) ОДСПИ. ГААО. Ф. 804. Оп. 1. Д. 351. Л. 27.
5) ГАНАО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 391. Л. 20.