Маркетинг является неотъемлемой частью любого предприятия и зачастую играет немаловажную роль в ее деятельности. Грамотно построенные и использованные маркетинговые инструменты могут вывести предприятие на новый уровень, совершенствовать стратегии развития.
Ключевые слова: стратегия развития, маркетинг, маркетинговые инструменты, конкурентоспособность, стратегический потенциал.
Marketing is an integral part of any enterprise and often plays an important role in its activities. Properly constructed and used marketing tools can bring the enterprise to a new level, improve development strategies.
Key words: Development strategy, marketing, marketing tools, competitiveness, strategic potential.
Маркетинг является неотъемлемой частью любого предприятия. С точки зрения практического маркетинга наиболее интересна оценка стратегического потенциала, а с точки зрения особенностей функционирования малых предприятий — оценка финансового потенциала. Стратегический потенциал должен адекватно отражать складывающиеся ситуации в макро- и микросреде рынка. При разработке конкурентной стратегии необходимо, с одной стороны, более полно раскрыть и использовать сильные стороны фирмы, её позиции и конъюнктуре в сфере сервиса, а с другой структуру самой сферы сервиса. [1.с.14]
Структура стратегического потенциала может содержать следующие элементы: маркетинговый потенциал, жизненный цикл, коммерческий потенциал, объём продаж, доля рынка, стратегический бюджет, транзакционные издержки, информационный потенциал, конкурентный статус организации.
Критериями достижения целей могут быть: обеспечение конкурентоспособности, выживание и развитие предприятия; обеспечение лидерства, роста объёма продаж в выбранных сегментах рынка; расширение коммерции; увеличение скорости оборота и рентабельности капитала; повышение эффективности стратегического бюджета на минимизации транзакционных издержек; удовлетворение спроса и потребности рынка.
Не все организации понимают для чего он нужен, отрицая его существование и применение. Некоторые понимают, что удержаться на плаву в современных условиях без внедрения новых технологий,
Совершенно не обязательно большим предприятиям внедрять отдел маркетинга и проводить крупномасштабные маркетинговые исследования. Практически любое предприятие может пользоваться не требующих больших затрат методами исследования. Большое количество информации можно собрать, наблюдая за тем, что происходит вокруг.
Руководство предприятия следит также и за внешней обстановкой, знает своих конкурентов, но не стремиться выделяться из их числа, так как считают, что состояние дел на сегодняшний день не такое уж и плохое, а наоборот — хорошее.
Услуга носит неосязаемый характер. Существуют маркетинговые стратегии, основанные на материализации неосязаемости услуги. Рекламные материалы, внешний вид заведения, служащих — дает клиенту реальные представления о предлагаемых услугах. [2.с.160]
- Фирменное оформление — то, что создает визуальный облик фирмы в глазах потребителя. Предприятие должно позаботиться о том, чтобы его оформление соответствовало виду оказываемых услуг, его специфике.
- Фирменная одежда играет важную роль в создании имиджа предприятия и должна соответствовать специфики заведения.
- Внешний вид предприятия. Посетителей не будут привлекать тусклые краски. Внешний вид заведения не поддерживаемый должным образом может нанести существенный вред его репутации. Он должен соответствовать специфике предприятия и быть неотъемлемой частью общего впечатления от предприятия, которое должно сохраниться в памяти клиента.
Кроме фирменного оформления, внешнего вида заведения, формы персонала немаловажную роль играет и сам персонал предприятия. Служащие — самый важный компонент услуги, особенно в данном бизнесе. Служащим должно быть уделено как можно большее внимание, так как они являются неотъемлемой частью самого бизнеса, и с них наибольший спрос. Персонал должен знать, что от них в большей части зависит, будет процветать ресторан или нет.
Для каждой категории служащих существуют определенные требования, которые руководство предприятия считает возможным довести до сведения персонала.
Основной любой рекламной стратегии является позиционирование. предприятию нужно точно себе представлять нишу, которую занимает заведение, его целевую аудиторию. Высокая конкуренция на рынке не оставляет выбора: выделиться среди других, найти своё уникальное торговое предложение, выбрать аудиторию и привлечь её внимание.
Одна из главных задач при позиционировании — определить, что является ценностью для аудитории, т. е. конкурентным преимуществом заведения.
Сейчас недостаточно продавать просто продукт, нужно создавать и продавать эмоциональный образ, который возникает у человека. [3]
Конечно, построение брэнда — это длительный и недешёвый процесс. Но это инвестиции в будущее: долгосрочные вложения рано или поздно дадут результат, и приносить прибыль брэнд будет долго.
При любой величине рекламного бюджета важным является правильное его использование. Поскольку любое рекламное действие даёт тот или иной эффект, дело только в цене отклика. Виды рекламы необходимо оценивать только рентабельностью.
При небольшом бюджете логичнее вложить деньги в разработку яркой, запоминающейся идеи, которая увеличит узнаваемость заведения. Такая идея поможет выделиться из общей массы и, в конечном счёте, сэкономить на продвижении. С хорошей идеей проще работать дольше, проще её адаптировать. Кроме того, планируя рекламную кампанию надолго, можно сэкономить до 15 % за счёт долгосрочных контрактов. Как полагают рекламисты, старт рекламы заведения нужно делать масштабным и громким. Это позволит сразу привлечь максимальное количество посетителей, соответственно, больше людей перейдёт в круг постоянных посетителей.
С отсутствием чёткой идеи связана и одна из самых частых проблем — перегруженность рекламного блока, постера или ролика информацией. Лаконичность — важнейшая черта эффективной рекламы.
Оценивая эффективность рекламного воздействия, следует отметить, что прямым результатом рекламной кампании является повышение узнаваемости марки, привлечение клиентов и, только как следствие того — рост продаж. Объёмы продаж — это задача маркетинга, и её реализация значительно масштабнее и дороже.
Литература:
- Израйлева О. В.. Управление финансовым потенциалом предприятий сферы обслуживания. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. — 182 с.
- Филип Котлер. Основы маркетинга. — М.: Изд-во «Прогресс», 1991. — 733 с.
- Елена Панюкова. Реклама ресторана: цена ошибки // журнал «FoodService». — 2004. — № 33.