В настоящее время в нашей стране принято ряд законов и программ в образовательной системе: “О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования”, “О мерах по дальнейшему реформированию системы медицинского образования в Республике Узбекистан”.
Основой принятых законов и программ является подготовка высоко квалифицированных кадров в медицине. В условиях реформирования системы здравоохранения требуются особые подходы и методы преподавания связанные с новыми задачами и обязанностями.
Одним из новых учебных моделей обучения при подготовке высоко квалифицированных кадров являются педагогические кейс-технологии.
Педагогические кейс-технологии в обучение – это обучающе-контролирующие системы, что значительно отличием их от других систем обучения и единой методической системы.
Преимуществом обучения на основе кейс-технологий является то, что решается основная задача обучения – научить студентов самостоятельно решать практические задачи, уметь своевременно поставить диагноз, лечить, проводить профилактические мероприятия в очаге больного туберкулёзом и среди здорового населения.
В настоящее время педагогические кейс-технологии как обучающая, так и контролирующая система обучения используется широко. Применение новых подходов в учебном процессе вызывает интерес у студентов, заставляет их глубже вникать в поставленные проблемы и возможности их решения.
На кафедре фтизиатрии составлены методические рекомендации по кейс-технологиям для студентов IV курса лечебного, медико-педагогического и медико-профилактического факультетов по всем клиническим формам туберкулёза лёгких и внелёгочной системы, а также темам дифференциально-диагностического значения, охватывающих все темы практических занятий: инфекционный контроль, иммунный статус при туберкулёзе, методы диагностики туберкулёза, клинические формы первичного и вторичного туберкулёза лёгких и внелёгочной системы и дифференциальная диагностика по основным синдромам туберкулёза.
Учебно-методические рекомендации по кейс-технологии по отдельным темам практических занятий были использованы в учебном процессе на практических занятиях на кафедре фтизиатрии ТМА.
В кейсе преподавателя представлена технологическая карта учебного занятия, модель обучения по кейс-технологии. На основании решения кейса студентами имеются таблицы оценки вариантов группового решения проблемы по бальной системе.
С целью решения кейса студенты делятся на отдельные группы, знакомятся с представленной ситуацией, подробным содержанием темы занятия и литературой по представленному списку литературы.
Студенты пользуются представленным теоритическим материалом, методическими указаниями, инструкциями к самостоятельной работе по анализу и решению практической ситуации. На основании проведенного технологического анализа и отвечая на поставленные вопросы студенты совместно приходят к оптимально-окончательному решению ситуации.
Для верификации работы студентов в кейсе представлено решение кейса преподавателем-кейсологом.
Проведение практических занятий на основании современных педагогических технологий (кейс-технологии) способствовали эффективности усвоению предмета фтизиатрии, что является основной повышения профессиональных знаний, умений, навыков студентов. Полученные теоритические и практические знания закрепляются решением различных видов органайзеров.
В настоящее время составлен сборник учебное пособие по клиническим формам туберкулёза на основании педагогической кейс-технологии.
Учебное пособие состоит из нескольких частей: введение, педагогические аннотации с системой контроля обучения и системой оценки вариантов группового решения поставленной ситуации в бальной системе, литература необходимая для решения поставленных задач, а также разделы посвящённые содержанию клинических форм.
По каждой теме представлен теоритический материал – этиология, патогенез, патологическая анатомия, клиническое течение, лабораторные и рентгенологические данные, практическая ситуация с инструкциями к самостоятельной работе по анализу и решению практической ситуации.
Представленная работа отдельными группами студентов документальна и даёт возможность преподавателю объективно оценить каждого студента.
Таким образом, в отличии от других методов педагогических технологий, кейс-технологии включают как обучающую, так и контролирующую программу, дают возможность студентам самостоятельного решения поставленных задач на основе технологических инструкций и технологических карт, что в свою очередь, являются эффективным средством обучения при подготовке высококвалифицированных кадров врачей.