Развитие профессионально значимых нравственных качеств у будущего учителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 12.03.2018

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Аминова, М. Т. Развитие профессионально значимых нравственных качеств у будущего учителя / М. Т. Аминова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48689/ (дата обращения: 18.12.2024).



Наряду с общественными и специальными дисциплинами, согласно ныне действующим учебным планам педагогических институтов, студенты изучают цикл психолого-педагогических предметов: введение в учительскую специальность, педагогику, историю педагогики, психологию (общую, возрастную и педагогическую), а также спецкурсы и спецсеминары по педагогике и психологии по выбору, проходят педагогическую практику в пионерских лагерях, в общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных учебных заведениях.

Преподавание психолого-педагогических дисциплин в педвузе закладывает фундамент общепедагогической подготовки учителя средней школы, является теоретической основой научной организации педагогического процесса, способствует развитию нравственных качеств личности будущего учителя. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы повышения эффективности всех форм и методов преподавания этих дисциплин ‑ лекций, семинарских, лабораторно-практических занятий и педагогической практики.

К числу важнейших задач преподавания психолого-педагогических дисциплин относятся: а) ознакомление студентов с основами педагогической и психологической науки; б) формирование на этой основе у каждого студента системы умений и навыков, любви к детям и профессии учителя; развитие педагогического мышления; воспитание профессиональных и нравственных качеств, необходимых для работы будущих учителей.

Нравственность учителя в качестве профессиональной этики проявляет себя: а) как средство формирования личности самого учителя; б) как педагогический фактор, обеспечивающий воспитательное влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.

Будущий учитель еще в стенах педагогического вуза наряду с учительской специальностью должен овладеть теорией и практикой этики учителя и соответствующими педагогическими умениями и навыками. При этом не следует ограничиваться только усвоением общих идей и правил поведения.

Успешное формирование у студентов этики учителя немыслимо без приобщения их к практике педагогической работы. Изучение психолого-педагогических дисциплин содействует углубленному осознанию студентами личных мотивов выбора педагогической профессии. При поступлении в институт мотивы бывают недостаточно ясны, представляются в общих очертаниях, поверхностно. Обучение в педагогическом вузе должно стать временем действительного превращения мотивов в активную жизненную позицию.

Социологические исследования показывают, что подавляющее большинство людей оценивает роль учителя в своей жизни как важную, значимую, причем в этой роли преобладает моральная сторона: качества, примеры, стимулы, помощь, выбор жизненного пути, убеждения и др.

Задачи этики учителя ‑ критически оценивать себя, видеть отсталость, недостатки в педагогической работе, формировать потребность в самовоспитании. К сожалению, факты моральной неряшливости, отчуждения от детей, администрирования, примитивного подхода к детям все еще встречаются среди учителей. Одной из причин таких явлений нужно признать низкий уровень воспитанности, незнание моральных требований или пренебрежение к ним. Этика учителя непримирима к таким фактам, она требует активной борьбы за повышение морального уровня каждого учителя.

Очень ценное качество ‑ педагогический талант, высокая одаренность, обеспечивающая учителю успешное выполнение своих обязанностей. Но, как в любой другой области, талантом обладают не все. Однако каждый учитель может и должен владеть педагогическим мастерством, т. е. приобретаемыми навыками и умениями.

Успех овладения мастерством во многом зависит от наличия у учителя педагогических способностей и призвания к своей деятельности, которые часто проявляются уже у учащихся средней школы. Эти качества следует тщательно выявлять и всемерно способствовать формированию педагогических способностей. На формирование их оказывает влияние правильная организация учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе. При этом важную роль играет проявление желания, настойчивости самих студентов в овладении качествами личности, необходимыми учителю.

Очень важно для педагога умение по внешним признакам поведения ребенка определять его душевное состояние. В общении с воспитателем ребенок, как правило, не бывает эмоционально нейтральным: он спокоен или взволнован, либо радуется чему-то, либо грустит. Этого нельзя не учитывать при выборе наиболее подходящих в данной ситуации воспитательных приемов. Будущему учителю необходимо овладеть навыками управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся. Педагог не может оставаться равнодушным, нейтральным в отношениях с детьми. Его переживания всегда будут восприниматься как самая реальная оценка их действий. Обращение педагога может быть просьбой и осуждением, одобрением и приказом. Заложенные в них чувства должны быть продемонстрированы педагогом реально и убедительно.

Преподаватель в процессе лекции раскрывает эти вопросы в плане моральной ответственности учителя перед народом. С учителем родители связывают надежды на лучшее будущее своих детей, судьба которых в большой степени зависит от качества воспитания и обучения в школе. Взаимодействия учителей и родителей непрерывны и должны быть на уровне самых высоких моральных принципов. Методы воздействия учителя и родителей часто совершенно не совпадают по формам, приемам, а иногда находятся в противоречии. Возникает много поводов для недоразумений и конфликтов, разрешение которых требует принципиальности, соблюдения педагогического такта, серьезности и честности обеих сторон.

В педагогическом коллективе недопустимы сплетни, компанейщина, подсиживание, создающие постоянную напряженность, пересуды. В таких случаях обычно и проявляется эгоизм, пренебрежение к делу, нежелание считаться с мнением коллектива, демонстративное нарушение норм этики учителя, вплоть до втягивания к склокам детей и родителей. Разумеется, таких явлений становится все меньше, но все же необходимость четких, всеми принятых норм поведения учителей по отношению друг к другу, к коллективу становится все более ясной, так как именно этические нормы должны получить все более возрастающее значение в отношениях учителей.

Очень ценное качество ‑ педагогический талант, высокая одаренность, обеспечивающая учителю успешное выполнение своих обязанностей. Но, как и в любой другой области, талантом обладают не все. Однако каждый учитель может и должен владеть педагогическим мастерством, т. е. приобретаемыми и постоянно совершенствуемыми знаниями, педагогическими навыками и умениями.

Успех овладения мастерством во многом зависит от наличия у учителя педагогических способностей и призвания у учащихся средней школы. Эти качества следует тщательно выявлять и всемерно способствовать их развитию. Наиболее целеустремленное влияние на формирование педагогических способностей оказывает правильная организация учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе. При этом важную роль играет проявление желания, настойчивости самих студентов в овладении качествами личности, необходимыми учителю.

Материал темы «Воспитание, школа и зарождение педагогической мысли в рабовладельческом обществе» знакомит студентов с высказываниями о педагогической морали философов античного мира — Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтилиана. Например, древнегреческий философ Демокрит одним из первых выдвинул вопрос о природосообразности воспитания, об использовании детской любознательности как опоры учения, о предпочтении средств убеждения перед средствами принуждения, о вреде отрицательных примеров. «Лучшим с точки зрения добродетели, ‑ писал Демокрит, — будет тот, кто побуждается к ней внутренним влечением и словесным убеждением, чем тот, кто законом и силой… Постоянное общение с дурным развивает дурные задатки». Известный римский педагог М. Ф. Квинтилиан советовал учителю подходить к каждому воспитаннику осторожно и внимательно. Сам учитель должен быть образованным, любить детей, быть сдержанным и примером для учеников. Он предостерегал учителя от использования принуждения, чтобы ребенок не возненавидел учение. Ориентировал учителя на использование положительных чувств.

1

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, педагогический вуз, будущий учитель, ребенок, высокая одаренность, педагогическая практика, педагогическая работа, педагогический талант, педагогическое мастерство, правильная организация.


Задать вопрос