Нравственно-патриотическое воспитание ребенка в современном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 13.03.2018

Статья просмотрена: 285 раз

Библиографическое описание:

Карапетян, А. Л. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка в современном мире / А. Л. Карапетян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 161-162. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48716/ (дата обращения: 18.12.2024).



В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитание.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание определяется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и учебных организаций, граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [1].

Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство любви к Родине у ребенка начинает формироваться с самого рождения по отношению к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке.

Любовь к Родине проявляется в любви к родным местам, гордости за свой народ, уважении традиций, ощущении своей неразрывности со всем окружающим, желании сохранить и преумножить богатства своей страны.

Знакомство детей дошкольного возраста с историей родного города — это первый шаг развития патриотизма, ведь его родной город-это маленький дом [3].

С 1 января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», в котором отражены принципы и задачи нравственно-патриотического воспитания.

Образовательные области стандарта направлены на «формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие интересов о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» [4].

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и сила глубины впечатлений. Поэтому знания, навыки, привычки, усвоенные в этот период, оказываются особенно прочным фундаментом дальнейшего развития личности.

Воспитать патриота своей Родины — ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. По окончании образовательного процесса в детском саду ребенок должен знать не только свой город, населенный пункт, адрес, но и то, что в нашей стране живут люди разных национальностей, у каждого народа свой язык, культура, обычаи и традиции, каждый гражданин талантлив и богат в той или иной профессии.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Восприятие нравственно-патриотических чувств — это процесс распознавания ребенком чувств, эмоций и образов. Для маленького ребенка патриотизм является довольно сложным объектом. Но при регулярном общении с родителями о нравственности и правильном подходе к патриотическому воспитанию с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка можно добиться отличных результатов уже в раннем детстве.

Огромным потенциалом в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста имеют семейные ценности. Опыт работы с детьми подтверждает, что дети способны воспринимать семью и эмоционально реагировать на все происходящее в ней. Выдающийся русский педагог и реформатор русской школы К. Д. Ушинский, обосновывая принцип «нравственности» воспитания считал, что природа, семья, общество, народ, религия, а особенно язык и история с раннего детства воздействуют на ребенка, прививая ему патриотические чувства, любовь и уважение к истории, культуре России [2]. Важно, чтобы изучение нравственности и патриотизма были интересны и понятны ребенку в дошкольном возрасте.

У детей с самого рождения необходимо расширять представление о своей родной стране, о государственных и национальных праздниках (8 марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год); воспитывать любовь к Родине и уважение к окружающим людям.

Особое внимание должно быть уделено такой теме, как «Семья», для того чтобы сформировать интерес к своей родословной. Эффективными формами взаимодействия педагога с детьми являются беседы («Что такое родословное дерево», «Отдых для всей семьи»); встречи с близкими взрослыми.

Также должна обсуждаться и тема «Детский сад». Педагог должен говорить с детьми о том, почему детский сад так называется; показать его социальную значимость.

Постепенно расширяются и закрепляются детские представления о родной земле, малой Родине, государственных и национальных праздниках, достопримечательностях родного города, культуре и традициях. Детям дошкольного возраста доступно знакомство с флагом, гербом и мелодией гимна России.

Педагог должен поддерживать у детей интерес к событиям, которые происходят не только в стране, но и во всем мире, чтобы сформировать чувство гордости и уважения за Россию. В этом возрасте можно более широко знакомить детей с традициями, национальными костюмами, народными обычаями.

6–7-летних дошкольников знакомят с явлениями общественной жизни, впервые раскрывается тема «Наша планета» и понятие «Земля-наш общий дом». Педагог должен говорить о том, что на Земле много стран и сделать вывод, что глобус-это макет Земли.

В результате систематической воспитательной и образовательной работы у детей постепенно складываются такие качества, как сострадание, справедливость; развиваются волевые качества: умение сдерживать свои желания, подчиняться взрослым и выполнять элементарные нормы поведения, в своих поступках ориентироваться на хороший пример.

В свете всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ становления нравственности ребенка, как маленького гражданина и патриота своей Родины.

Литература:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» http://government.ru/ дата обращения 18.11.2017
  2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века./ — Москва.: Педагогика, 1976. — 600 с.
  3. Медведева О. Проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом. [Электронный ресурс] // http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-detei-doshkolnogo-vozrasta-cherez-oznakomlenie-s-rodnym-gorodom-srednja-grupa.html
  4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013 г.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, детский сад, малая Родина, нравственно-патриотическое воспитание, патриотическое воспитание, раннее детство, Родина, родной город, самое рождение.


Задать вопрос