Индивидуальная образовательная программа как ресурс реализации требований ФГОС к образовательным результатам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 13.03.2018

Статья просмотрена: 1413 раз

Библиографическое описание:

Гейнце, Л. А. Индивидуальная образовательная программа как ресурс реализации требований ФГОС к образовательным результатам / Л. А. Гейнце. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48736/ (дата обращения: 18.12.2024).



Реализация и достижение планируемых образовательных результатов, сформулированных Федеральным государственным образовательным стандартом, в ходе учебного процесса не происходят автоматически, напротив, требуется серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего общей идеологии и конкретным требованиям стандарта.

Сегодня меняется роль педагога, который становится для учеников не только носителем знания, а скорее посредником для овладения различными умениями и навыками, которые им понадобятся в будущем, чтобы стать активными членом общества, способными самостоятельно ставить себе цели, планировать пути их достижения, работать в команде, уметь отстоять свою позицию и тд. При такой роли педагогу необходимо овладеть технологией, которая на практике обеспечивает своевременную диагностику склонностей и потребностей ребенка, точно объяснять цели и задачи, результат деятельности всем субъектам образовательного процесса, вовлекать в деятельность всех детей, обучая их выражать собственное мнение, развивать самооценку.

Решить эти задачи и выполнить требования ФГОС позволяет технология работы с индивидуальными образовательными программами для каждого ученика. Данное понятие исследователи применяют, преимущественно, в контексте выстраивания системы работы с отдельными категориями учащихся (учащимися с ВОЗ или с одаренными учащимися на общешкольном уровне).

Наш опыт показывает, что индивидуальная образовательная программа — это средство индивидуализации и дифференциации обучения, когда, учитывая психолого-физиологические особенности, возможности и потребности ученика, учитель средствами своего предмета создает для него ситуации успеха и развития, а также предоставляет различные ресурсы для его обучения.

Индивидуальная образовательная программа представляет собой организационно-управленческий инструмент, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащихся с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования. 3]

Общая логика составления программы такова. На основе диагностики качества учебной деятельности определяются актуальные качества обучающегося — уровень его знаний, умений и навыков; опыт деятельности в разнообразных учебных ситуациях, включая взаимоотношения с другими обучающимися; индивидуальные особенности субъекта, влияющие на качество его познавательной деятельности. Затем выясняются его образовательные дефициты, которые потом переоформляются на язык образовательных задач, составляющих основу индивидуальной образовательной программы.

Алгоритм деятельности учителя по планированию и реализации индивидуальных образовательных программ ученика средствами учебного предмета:

Диагностико-мотивационный этап: учитель организует проведение контрольно-методических срезов (КМС) для определения актуального уровня обученности, уровня обучаемости на материале своего предмета, целенаправленно проводить педагогическую диагностику уровня развития внутренних ресурсов учебного успеха этих учеников (внимания, памяти, универсальных учебных действий, мотивации), при необходимости организует встречи со школьным психологом, проводит анкетирование учащихся по изучению их личных планов, интересов, увлечений;

Проектировочный этап: по результатам анализа КМС, анкетирования, бесед и собственных наблюдений, учитель разрабатывает индивидуальную образовательную программу, в котором составляет матрицу учебного успеха ученика с указанием точек роста, над которыми планирует совместно с учеником работать на протяжении определенного периода времени (например, первого полугодия).

Реализационный этап: заполненная матрица учебного успеха ученика является основой для выбора форм и видов заданий, комфортных для ученика (для этапов уяснения и окончательной диагностики предметных знаний) и развивающих форм заданий (для этапа отработки и обобщения знаний, умений и навыков);

Аналитический этап: в феврале-марте учитель снова проводит контрольно-методические срезы на определение уровня обучаемости, уровня сформированности универсальных учебных действий, оценивает динамику изменений результатов, используя эти данные и данные предметных КМС. 2]

В октябре 2016 года была составлена приведенная ниже характеристика.

Александр — мотивированный на учебу мальчик, в течение первого месяца ему было достаточно сложно приспособиться к новым требованиям, организовать себя на работу. Но к концу первого триместра он стал более спокойны, уверенным в себе, стал соблюдать все правила работы на уроке. Он ответственно относится к своей учебе, выполняет регулярно домашние задания, качественно выполняет все учебные проекты, не упуская возможности творчески себя реализовать. Даже пропуская занятия по уважительной причине, в основном по болезни, Саша всегда работает дома (хоть и под пристальным контролем со стороны мамы). По характеру он очень активен, общителен, ему хочется всегда быть в центре внимания, он много времени проводит со своими одноклассниками. У Саши есть небольшой дефект речи, которого он стесняется, и именно это было причиной его первоначальной нервозности и медлительности. Но, когда он понял, что на наших уроках, это не будет проблемой для него и всех остальных, он успокоился и показал себя на самом высоком уровне.

После наблюдения за поведением и работой Саши, были определены следующие аспекты, которым стоит уделять пристальное внимание: Саша самостоятельный мальчик, творчески подходит к выполнению всех учебных проектов, умеет пользоваться словарем и онлайн переводчиком, все, что касается письменной подготовленной речи, — хорошо, но что касается неподготовленной речи — то уровень достаточно низкий: ему не хватает лексического запаса, чтобы адекватно выразить свою мысль по любому вопросу, также нет единой системы грамматики. У него очень сильный языковой барьер — ему страшно разговаривать на английском языке спонтанно, боится совершить ошибку и не умением перефразировать свою мысль другими, более легкими словами; умение «языковой догадки» также не развито на должном уровне, не умеет сократить, перефразировать информацию, чтобы изложить ее в виде схемы (ментальной карты) и потом пересказать.

Были составлены памятки для Александра, к которых были перечислены и описаны формы и виды деятельности ученика на уроке и формы домашнего задания.

По итогам диагностических работ, наблюдения, анкетирования (февраль 2017) Александр демонстрирует высокий уровень мотивации к изучению английского языка, прилагает огромные усилия, чтобы качественно и регулярно выполнять все задания, активно принимает участие во всех учебных проектах, получает высокие баллы. Прогресс по развитию предметных УУД также налицо. Медленно, но верно использует изученные средства языка для ведения диалогов, для составления монологических высказываний, для написания логически выстроенных абзацев, отзывов и историй. Ему просто нужно больше времени, чтобы довести до автоматизма то или иное умение

Что касается развития метапредметных навыков, то и здесь прослеживается прогресс: поднялся уровень развития навыка логического мышления, запоминание активной лексики также происходит легче после постоянной практики в разных формах, Саша грамотно умеет построить ментальную карту по любому тексту и представить ее в устной или письменной форме. Благодаря работе в learningapps, nearpod и google docs, уровень владения ИКТ значительно вырос, также Саша стал более уверенным в своих силах и возможностях, возросла скорость и качество выполнения всех заданий. 4]

На рисунке 1 показана матрица индивидуальной программы развития ученика Александра и динамика изменений в его внутренних ресурсах за один учебный год. В начале учебного года были проведены диагностические работы, зафиксированы результаты сформированности различных параметров и УУД, а в феврале-марте текущего года, учитель проводит те же диагностические работы и сравнивает поученные результаты с первоначальными измерениями.

Рис.1. Матрица динамики роста внутренних ресурсов ученика Александра за 2016–2017 учебный год (формат матрицы разработан Галеевой Н. Л. для реализации авторской технологии ИСУД).

Таким образом, учитель получает полную картину достижений и пробелов ученика и грамотно выстраивает учебный процесс по достижению всех образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Проектирование и применение индивидуальных образовательных программ способствует достижению необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса. Главный ресурс индивидуализации образовательного процесса — умение учителя «увидеть» ученика, его проблемы, научиться профессионально управлять той образовательной средой, в которой можно заметить и поддержать каждый успех ребёнка и настроить его на развитие.

Помимо этих возможностей работа с индивидуальной образовательной программой позволяет учителю совершенствовать свой профессионализм и соответствовать требованиям нового стандарта педагога:

1) в психолого-педагогической компетентности (знать возможности своих учеников, определять, насколько каждый из них способен использовать свои внутренние ресурсы успеха);

2) в предметно-методологической компетентности (осознавать дидактический потенциал каждой формы учебной деятельности ученика, каждого задания). Дидактическим потенциалом задания Н. Л. Галеева называет «совокупность знаний и умений, которые должен задействовать ученик, чтобы выполнить данное задание». И для учителя важно понять этот потенциал и эффективно его использовать для каждого ученика;

3) в управленческой компетентности (сопоставлять учебную деятельность ученика с формами учебной работы средствами учебного предмета для целенаправленного управления ростом уровня внутренних учебно-познавательных ресурсов ученика).

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // URL [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (последнее обращение 30.01.2018);
  2. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения. // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Mеждунар. науч.конф. Санкт-Петербург: Реноме, 2014. С.74–77;
  3. Галеева Н. Л. Оценивание качества образовательных достижений школьников в соответствии с требованиями ФГОС//Методическая работа в школе. — № 1, 2015. — С. 25–33
  4. Гейнце Л. А., Галеева Н. Л. 100 способов формирования учебного успеха ученика на уроках английского языка. Методическое пособие по реализации требований ФГОС к образовательным результатам на уроках английского языка. — М.: ООО «Книга по требованию», 2017. — 98с.
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальная образовательная программа, учебный процесс, образовательный процесс, ученик, английский язык, ментальная карта, уровень обучаемости, учебная деятельность ученика, учебный предмет, учебный успех ученика.


Похожие статьи

Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС нового поколения

Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС

Использование инноваций и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ходе выполнения ФГОС в области дошкольного образования

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность учащихся как технология гарантированного достижения планируемых образовательных результатов в контексте ФГОС начального общего образования

Использование возможностей школьного и дополнительного образования в развитии учащихся в рамках ФГОС

Система индивидуальных прогрессов как необходимое условие повышения качества образовательного процесса при реализации требований ФГОС СПО

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы обучающихся

Профессиональная субъектность педагога как необходимое условие реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях

Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ как компонент образовательного процесса

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС нового поколения

Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС

Использование инноваций и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ходе выполнения ФГОС в области дошкольного образования

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность учащихся как технология гарантированного достижения планируемых образовательных результатов в контексте ФГОС начального общего образования

Использование возможностей школьного и дополнительного образования в развитии учащихся в рамках ФГОС

Система индивидуальных прогрессов как необходимое условие повышения качества образовательного процесса при реализации требований ФГОС СПО

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы обучающихся

Профессиональная субъектность педагога как необходимое условие реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях

Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ как компонент образовательного процесса

Задать вопрос