Статья посвящена вопросу правового регулирования криптовалюты. Поскольку в результате отсутствия в законодательстве данного термина наблюдается множество споров относительно юридической сущности криптовалюты как таковой, в связи с этим возникает необходимость правового урегулирования криптовалют.
Ключевые слова: криптовалюта, электронная валюта, правовое регулирование, биткойн.
Динамичное расширение виртуального пространства в области финансового регулирования неизбежно приводит к возникновению новых финансовых инструментов и продуктов. Одним из таких финансовых инструментов является децентрализованная электронная валюта или криптовалюта.
В настоящее время известно 700 видов криптовалют. Самыми распространенными среди них являются «Bitcoin» и «Ethereum». Данные криптовалюты принимаются всеми биржами, работающими с криптовалютами, а общая их капитализация составляет 13 миллиардов долларов [3].
Криптовалюта (виртуальная валюта) — это цифровое представление стоимости, основанное на системе распределенного реестра (блокчейн), которое используется при расчетах в качестве средства платежа, но не эмитировано государством [4]. Каждая транзакция в сети распространяется между ее пользователями и признается действительной только после подтверждения другими участниками блока, где «записана» эта транзакция.
В отличие от обычного электронного кошелька, для которого необходимо физическое внесение денег определенной валюты (например, через банк), криптовалюта базируется на просторах сети и не имеет прямой связи ни с одной из существующих обычных валют, а также не зависит от какого-либо центрального банка или правительства.
Финансисты всего мира выделяют следующие плюсы «валюты нового поколения»: ограниченность — валюта считается самостоятельной финансовой единицей, её эмиссия никем не управляется и не контролирует движение количества финансов на счёте, изготавливается в ограниченном количестве, поэтому здесь на максимум исключаются всевозможные риски, связанные с инфляцией; анонимность — получить сведения о владельце криптовалютного кошелька невозможно; открытость кода — благодаря чему каждый человек может получить электронные деньги.
На сегодняшний день практически все страны активно ведут деятельность по развитию и становлению национальной криптовалюты. Но несмотря на стремительное развитие этой новой финансовой технологии, ее регулирование на национальном уровне только начинает создаваться [6].
Правовой статус криптовалюты в разных странах значительно различается. В ряде стран официально разрешены операции с криптовалютами, к примеру Япония и Индия. В них криптовалюта официально признана средством платежа и законодательная база быстрыми темпами подстраивается под соответствующую инновацию [8].
Можно считать благоприятной законодательную среду для криптовалют в Японии, США, Канаде и большинстве стран Европы. В США законодательство и судебная практика рассматривает криптовалюту одновременно как деньги и биржевой товар, а Китай признает криптовалюту виртуальным товаром со всеми вытекающими из этого последствиями для налогообложения.
В России же основной проблемой является отсутствие правового регулирования криптовалюты. Обосновывается это тем, что ЦБ РФ не определил финансово — правовую сущность криптовалюты, относиться ли она к электронным деньгам, которые появились в ходе технологического прогресса, или же к денежному суррогату в соответствии с ФЗ № 86 216 от 10.07.2002 «О Центральном Банке Российский Федерации», который является только временным явлением и вскоре исчезнет так же, как и появился [5].
Также большой проблемой является эмиссия криптовалюты, так называемый майнинг. Каждый человек, у которого есть технические возможности, а именно видеокарта, компьютерный процессор и материнская плата может майнить, то есть добывать криптовалюту из программных кодов.
Сложность состоит в том, что если проводить аналогию с реальной денежной единицей, то является ли эмиссия криптовалюты незаконным действием, ведь эмиссия реальных денежных средств преследуется по закону в соответствии со статьей 186 Уголовного Кодекса РФ [2].
Бесконтрольность использования криптовалюты порождает невозможность отслеживания денежных средств, направленных на финансирование террористических организаций, торговлю наркотиками, оружием и людьми, что в свою очередь гарантирует безнаказанность преступных деяний. В случаях мошенничества с криптовалютой не представляется возможным идентифицировать лицо, так как данная система гарантирует полную анонимность. При открытии кошелька в системе блокчейн не запрашивается никаких данных для подтверждения лица, единственное что выдается субъекту — это идентификационный номер. Криптовалюта становится основой теневого сектора экономики, что в дальнейшем, на наш взгляд, будет иметь далеко идущие неблагоприятные последствия.
Необходимость принятия закона о регулировании криптовалют в РФ заключается в следующем:
- Одной из ключевых характеристик криптовалют считается их децентрализация и анонимность. Это и является риском для незаконной эксплуатации системы блокчейн. Благодаря легализации биткоина, страна, легализовавшая его, сможет хотя бы частично контролировать то, что будет происходить с деньгами и закрыть их от влияния чёрного рынка.
- Вторая по списку, но не по важности, задача закона в определении правового статуса криптовалюты. В частности, цифровые деньги хотят приравнять к финансовому активу, что позволяет использовать его только участникам регулируемой биржи, работающей с Центробанком. Другими словами, свободное хождение виртуальной валюты будет под запретом, а физические лица не смогут пользоваться своими активами, что значительно замедлит развитие рынка.
- Третья задача, связанная с принятием закона о криптовалютах, — это защита участников рынка. Сегодня использование монет — очень рисковый процесс, который может закончиться плачевно для всех, кто делает транзакции. Сделки в сети никто не контролирует, потому появляется множество мошенников. Конечно, транзакции анонимны, но если произойдёт кража, никто не сможет наказать злоумышленников. То же касается бирж, на которых многие пользователи держат свои кошельки с криптовалютой. Если с ними что-то случится, вернуть деньги или получить компенсацию за них от владельца ресурса невозможно, так как в законодательстве нет такого пункта.
- Четвёртая задача легализации криптовалюты в России — противодействие отмыванию денег. Криптовалюта становится основой теневого сектора экономики, что в дальнейшем, на наш взгляд, будет иметь далеко идущие неблагоприятные последствия. Реализация сделок и финансов позволит хотя бы частично контролировать этот процесс.
- Пятая задача заключается в создании базы для лицензирования и налогообложения криптовалют. Сегодня в стране никто не платит налоги на полученные таким образом средства. Это лишает бюджет приличного дохода. Кроме того, сегодня считается, что использование криптоденег незаконно и связано с финансовыми махинациями, что делает риск майнинга и покупки средств довольно высоким.
- Последняя задача заключается в формировании регулируемой площадки цифрового бизнеса. Вот только сейчас мало кто понимает, как она должна выглядеть и что из себя представлять.
На сегодняшний момент вопрос о правовом регулировании криптовалюты в России остается открытым.
Сейчас Министерство финансов Российской Федерации занимается разработкой сразу двух законопроектов. Один будет регулировать криптовалюты и денежные суррогаты, а второй — цифровые технологии, в том числе майнинг и реестры. Законопроект могут принять в марте 2018 года [7].
Таким образом, можно прийти к выводу, что правовое регулирование в каждой стране находится в процессе оформления. Изучение опыта других стран позволит создать правовое поле, учитывающее интересы и государства, и бизнеса, и физических лиц. Принятие соответствующих законов позволит не только осуществлять борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, обеспечивать безопасность, но и получать доход в виде налогов с физических и юридических лиц, осуществляющих операции с криптовалютой.
Литература:
1 Вотинцев П. Д. Правовое регулирование криптовалюты // Инновационое развитие науки. -2017. — № 14. — С.214–218.
2 Казкенова М. С. Криптовалюта: понятие, перспективы правового регулирования в РФ // Статья в сборнике трудов конференции «Перспективы развития науки в современном мире». — Уфа: Изд-во «Дендра», 2017. — С.82–88.
3 Мареева Л. А. Криптовалюта: мировой опыт и Российская действительность // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. — 2017. — № 10. — С.22–23.
4 Морозова М. П. Предпосылки интегрированных распределительных центров в России // Журнал «Экономика и предпринимательство».-2016.-№ 3(ч.1).
5 Образцова В. В. Правовой статус криптовалюты в России // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 17. — С.59–33.
6 Огородникова Е. П. Налоговое планирование на современном этапе развития Российской экономики // Журнал «Экономика и предпринимательство».-2016.-№ 1–2 (66–2).-С.31–33.
7 Развеева И. Ф. Криптовалюта. Деньги XXI века // Сборник статей XI международной научно-практической конференции «EURASIASCIENCE». — Москва: Изд-во «Актуальность РФ».,2017. — С.282–283.
8 Семенова Е. В. Анализ правового регулирования криптовалюты // Инновационная экономика. — 2017. — № 8. — С.143–147.
9 Соколова Т. Н. Правовое регулирование использования криптовалют // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Инновации и инвестиции как драйверы социального и экономического развитии». — Челябинск: Изд-во «Омега Сайнс»,2017. — С.208–212.