В статье анализируются нормы, регулирующие общественные отношения в сфере компенсации причиненного вреда окружающей среде. Автор рассматривает проблемы компенсации ущерба окружающей среде и способы их устранения.
Ключевые слова: ответственность, вред, ущерб, возмещение.
Современный этап развития общества характеризуется все более усиливающимся воздействием на природную среду, приводящим к ее необратимым изменениям. В этой связи государство и общество должно быть заинтересовано в сохранении, восстановлении и рациональном использовании природных ресурсов и объектов.
Важнейшим инструментом поддержания экологического баланса между обществом и природой является возмещение вреда окружающей среде. Компенсация размеров причиненного вреда в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности обеспечивает восстановление природной среды и поддержание благоприятной окружающей среды.
Реализация деятельности природопользователей может сопровождаться негативным изменением природной среды. Наносимый вред состоит из количественных и качественных потерь природных ресурсов и объектов. Поэтому, вне зависимости от действий (правомерных или противоправных) природопользователь обязан возместить причиненный вред в соответствии с Гражданским кодексом РФ, и Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ [1]. Следует отметить, что нормы ФЗ «Об охране окружающей среды» имеют специальный характер, следовательно, они имеют приоритетное значение в регулировании правоотношений по компенсации причиненного вреда природным объектам и ресурсам.
Порядок возмещения экологического вреда может быть реализован в нескольких формах: в добровольном и принудительном порядке (по решению суда). Наиболее часто вред возмещается по решению суда с учетом кадастровой оценки природных ресурсов.
Определение размера причиненного вреда осуществляется на основании способов, которые представлены в ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» и конкретизированы в подзаконных нормативных правовых актах (Постановлениях Правительства, Приказах Министерств и ведомств). Так, например, в Постановлении Правительства РФ от 25.05.1994 г. № 515 [2], урегулированы требования по исчислению размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам. Плата за ущерб устанавливается за вылов одного экземпляра в независимости от веса и размера или за один килограмм незаконно добытых водных биоресурсов.
В нормативных правовых актах порядок расчета размера причиненного вреда определен в отношении водных объектов, почв, охотничьих ресурсов, животных, занесенных в Красную книгу, лесных насаждений и объектов растительного мира.
Определение размера компенсации причиненного вреда осуществляется на основании такс, методик, а также по фактическим затратам на восстановление экологических систем и в смешанном порядке. Согласно п.3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды», вред, причиненный субъектом хозяйственной деятельности, возмещается на основании такс и методик, а при их отсутствии исходя из фактических затрат.
Кроме того, при возмещении указанного вреда может применяться и смешанный порядок, в соответствии с которым часть средств компенсируется в денежной форме, а часть — путем осуществления восстановительных работ. Например, когда речь идет о возмещении вреда, причиненного лесу и лесному хозяйству нарушением правил пожарной безопасности. В данном случае возмещаются затраты, включающие в себя стоимость товарной древесины, расходы на воспроизводство леса, расчистку территории, стоимость утраченного имущества и т. д.
В соответствии со ст. 1082 Гражданского кодекса РФ выделяют два способа возмещения вреда: в натуре и в денежном выражении. При возмещении экологического вреда на практике достаточно часто возникает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. В каждом конкретном случае суд принимает решение о восстановлении прежнего состояния природных ресурсов (как способ возмещения причиненного вреда) в том случае, если правонарушитель реально может это сделать и если это осуществимо в разумные сроки. Если же возместить вред в натуре невозможно, решается вопрос о таком возмещении в денежной форме.
В перспективе, согласно законопроекту [3] планируется установить, что возмещение вреда окружающей среде будет осуществляться посредством проведения равноценных работ по охране окружающей среды, а при технической невозможности их реализации размер вреда будет возмещаться в денежном эквиваленте [4].
В настоящее время существует множество проблем, связанных с возмещением причиненного вреда окружающей среде. Это, прежде всего, обусловлено тем, что многие экологические правонарушения носят длящийся характер, в противоправных действиях тяжело установить причинно-следственную связь между деяниями и наступившими последствиями, не всегда удается рассчитать размер нанесенного вреда, отсутствует единообразный подход к расчету ущерба, а также компенсируемый вред не всегда расходуется на восстановительные мероприятия.
Для того чтобы устранить имеющиеся проблемы следует подготовить нормативный правовой акт, позволяющий применять общую схему для расчета размера ущерба с учетом специфики природного ресурса или объекта [5]. Необходимо создать специализированное подразделение в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, обеспечивающее контроль над исполнением требований по компенсации вреда окружающей среде. Кроме того, при возмещении вреда окружающей среде в денежной форме должно стать обязательное условие о направлении поступивших средств на мероприятия по восстановлению природной среды.
Литература:
- Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (с изм. и доп. от 31.12.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
- Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов: утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 г. № 515 (ред. от 10.03.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 6. — Ст. 604.
- О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде: Проект Федерального закона (подготовлен Минприроды России); (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 11.08.2016) // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
- Поваляева Т. И., Оль Е. М. Перспективы развития законодательства российской федерации в сфере возмещения причиненного вреда природной среде // Сборник научных трудов магистрантов. Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Институт управления. Санкт-Петербург, 2016. С. 153–159.
- Поваляева Т. И., Оль Е. М. Проблемы применения способов исчисления размера причиненного вреда природным объектам // Cборник научных трудов магистрантов. Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Институт управления. Санкт-Петербург, 2016. С. 153–159.