Ключевые слова: радость обучения, эффективный урок, учебный процесс, осознанное обучение, коучинг в образовании, инструменты коучинга, внутренняя мотивация.
«В настоящее время ученик уже не хочет, чтобы его направляли к знаниям. Ему нужно идти с учителем в ногу, крепко держаться за руку и вместе преодолевать новые вершины…»
В соответствии со стандартом образования на ступени начального общего образования осуществляется «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку…».
Для этого ребенку необходимо найти свою личную внутреннюю мотивацию, научиться ставить цели и добиваться их. А для этого процесс обучения нужно сделать осознанным, тогда и проявится внутренняя мотивация. Если ребенок понимает, зачем он приходит в школу, зачем он изучает тот или иной материал, зачем ему лично это нужно, он будет осознанно прикладывать усилия для освоения знаний и начнет делать больше, чем он может.
Как же этого можно достичь на практике? Легко, если применить хорошо всем известные инструменты коучинга: 4 вопроса планирования, путешествие в будущее, вопросы «Как если бы…?», колеса, шкалы и т. д.
В первые учебные дни дети путешествуют в будущее, ставят себе цели, берут советы у самих себя, расписывают качества, которые им помогут достичь этих целей и первые шаги. Детям очень нравятся такие путешествия — как сказал один мальчик: «Я увидел цели, о которых я даже не думал».
Всё фиксируется в личной тетради достижений удобным каждому способом: кто-то детально все записывает, кто-то рисует, кто-то чертит блок-схемы. Это личное пространство творчества и создания своего удивительного мира.
Теперь, когда каждый осознает, для чего ему лично нужна школа, есть мотивация, потому что ребенок понимает, зачем он делает то или иное действие. А с этим приходит и позитивное отношение к учебе, пониманию своих зон роста, наилучших способов преодоления возникающих трудностей. Появляется осознанная радость обучения, самодисциплина, способность проводить самоанализ, правильное отношение к неудачам и победам, умение делать выводы и извлекать пользу из того и из другого.
Отследить рост мотивации и осознанного отношения к учебному процессу помогает в том числе дополнительное домашнее задание, которое ребенок может делать по желанию. По каждому предмету помимо обязательного минимума предлагается дополнительный объем, подчас выходящий за рамки школьной программы.
Например, по русскому языку — сочинить синквейн, написать сочинение, состоящее из фразеологизмов, нарисовать дерево однокоренных слов и т. д.; по матемактике — решить задачи повышенной сложности, самому составить задачи, решить их, а потом предложить решить их одноклассникам и т. д.; по окружающему миру — подготовить доклад, выполнить опыты и т. д., по литературному чтению — выучить наизусть стихотворение не из учебника, написать сочинение-рассуждение и т. д.
Поначалу дополнительное задание делали немногие — как потом выяснилось, многие не решались взять на себя обязательства, так как времени на домашнее задание подчас совсем немного из-за большой нагрузки в кружках, спортивных секциях и т. д.
Лед тронулся, как это ни удивительно, когда дети поняли, что ничего за выполнение или невыполнение дополнительных заданий им не будет. То есть никаких преференций они за это не получают, ни отметок, ни похвалы, ни порицаний: хочешь — делай, не хочешь — твое право. И они делают, ради себя.
Сейчас большинство делает хоть что-то из дополнительно задаваемого, а некоторые делают всё в полном объеме. Поразительно, что есть и такие, которые делают то, что даже не задавалось, но они сами понимают, что им это нужно для отработки каких-то конкретных моментов.
Осознанность достигается еще и тем, что каждый может влиять на учебный процесс. Регулярно делая контрольные срезы и фиксируя на шкалах продвижение по тем или иным компетенциям, анализируется, благодаря чему это произошло и что еще было бы хорошо добавить или изменить, чтобы еще вырасти по шкале.
В том числе происходит сбор мнений по изменению учебного процесса, форматов уроков, видов внеклассных мероприятий. Все пожелания выслушиваются и учитываются. Эти действия существенно влияют на позитивное осознанное отношение к учебно-воспитательному процессу, делая учащихся равноправными участниками школьной жизни.
Важно помнить про лестницу компетенций, которая справедлива для любого проекта, в том числе и учебного года. Понимание, где ты сейчас находишься, на каком этапе и что для этого периода характерно, — это тоже все про осознанность, понимание процессов и своего места в этом процессе. Рассказать детям про лестницу компетенций можно без терминов и самой лестницы, а на примере восхождения на гору: где мы были, где мы сейчас и чем характеризуется этот период. Ясность в этом вопросе дает спокойствие и уверенность, что здесь и сейчас со мной все в порядке, и не нужно сравнивать мои результаты с достижениями соседа по парте, важно отслеживать только насколько я изменился по сравнению со мной вчерашним. Да, после нахождения себя на этом маршруте, меньше работы не становится, но появляется понимание, а значит спокойствие и нацеленность на результат.
Проведя беседу на тему «Класс моей мечты» и «Качества класса» — какими мы хотим быть и что нам для этого нужно, выяснили, что все цели, хотелки и желалки структурируются по двум направлениям: быть умными и быть дружными. А вот дальше по каждому из этих направлений ребята ответили на 4 вопроса:
1) Каких изменений, чего я хочу?
2) Почему это важно лично для меня?
3) Как я пойму, что эти изменения наступили?
4) Что лично я готов сделать для того, чтобы эти изменения наступили?
И потом каждый написал, какие шаги он сделает уже завтра для того, чтобы приблизиться к этим изменениям. Через неделю отследили динамику, было ли сделано запланированное или нет, какие препятствия возникли, что еще следует сделать. И по второму кругу по этим 4-м вопросам...
Еще один важный момент на пути к осознанности и внутренней мотивации — отслеживание собственных достижений. Это приводит к формированию навыков рефлексии, самоанализа, что в конечном счете дает учащимся возможность эффективно управлять своей учебной деятельностью, способствуют развитию самосознания, умению брать на себя ответственность за результаты своей учебной деятельности. Где-то раз в 1.5–2 месяца выделяется время на подведение итогов, когда каждый фиксирует в тетради свои победы, достижения — то, за что он себя может смело похвалить, с чем может себя поздравить. Фиксируются результаты ученика, свидетельствующие о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. И у каждого находится, что написать, ведь теперь каждый является субъектом, а не объектом, школьной жизни. И такое подведение итогов прошедшего периода и выстраивание целей на следующий расправляет крылья и позволяет лететь дальше.
Таким циклическим образом, от постановки целей, через отслеживание продвижения и подведение итогов, формируются «основы умения учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку…».
Основные задачи, которые при этом выполняются и ведут к осознанному позитивному обучению:
– поддержание высокой учебной мотивации, активности и самостоятельности;
– приобретение навыков рефлексии, развитие навыков оценочной деятельности;
– формирование у учащегося умения учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
– создание ситуации успеха, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
– максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
– формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Немало, правда? Всё это дают простые инструменты коучинга, которые не требуют много времени, легко встраиваются в учебный процесс и каждый раз доказывают свою эффективность. И каждый раз открываешь для себя все новые и новые необъятные горизонты и безграничные возможности применения коучинга в учебно-воспитательном процессе. Работа в школе превращается в поток творчества, где создается удивительный уникальный мир детства — радостного детства.