Психологическое консультирование взрослых по образовательному запросу, возникающему в процессе изучения иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 15.03.2018

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Высоцкая, М. Н. Психологическое консультирование взрослых по образовательному запросу, возникающему в процессе изучения иностранного языка / М. Н. Высоцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 115-116. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48781/ (дата обращения: 16.10.2024).



Рассматриваются вопросы психологического консультирования по образовательному запросу взрослых, изучающих иностранные языки; вопросы формирования трансверсальных компетенций у студентов педагогического университета.

Ключевые слова: психологическое консультирование, образовательный запрос, изучение иностранных языков взрослыми.

В данной статье мы хотим обозначить некоторые проблемы, связанные с психологическим консультированием взрослых по образовательному запросу, возникающему в процессе изучения ими иностранных языков.

В современных социокультурных условиях актуализируется необходимость владения трансверсальными компетенциями выпускника любого ВУЗа, в особенности педагогического. Эти компетенции являются универсальными, поскольку в их основе лежат обобщенные знания и умения, навыки и отношения, формирование которых выходит за рамки освоения будущими учителями учебных дисциплин.

Остановимся на такой трансверсальной компетенции как способность к непрерывному образованию и самообразованию в течение жизни, академической и профессиональной мобильности, готовность к участию в различных научно-исследовательских проектах (в том числе международных). Знание иностранного/иностранных языка/языков является неотъемлемой частью данной компетенции. При этом уровень успешности в изучении иностранных языков, особенно среди студентов неязыковых факультетов/институтов и среди взрослых (преподавателей, слушателей курсов) оставляет желать лучшего.

В рамках реализации Проекта 17/12 «Формирование и развитие академической мобильности студентов и преподавателей университета, направленной на совершенствование образовательного процесса подготовки учителей современного высокого качества», входившем в «Программу стратегического развития КГПУ им. В. П. Астафьева на 2012–2016 годы» было проведено 2 этапа анкетирования для выявления отношения студентов, аспирантов, преподавателей КГПУ к академической мобильности и к иноязычному образованию.

Анкеты первого и второго этапов исследования включали в себя блок вопросов, выявляющих образовательные потребности респондентов и сформированность ключевых компетенций, в частности информационной и иноязычной. Выборка первого этапа (2013 год) составила 1500 студентов, 500 аспирантов и 300 преподавателей, представляющих все институты и факультеты университета. В анкетировании второго этапа (2014 год) приняли участие 300студентов.

Анализ результатов показал, что в академической мобильности респондентов привлекает, прежде всего, «возможность получить опыт жизни в другой стране, освоить опыт межкультурной коммуникации» и «возможность овладеть иностранными языками». Не только студенты, но и многие преподаватели отождествляют академическую мобильность с языковой стажировкой.

Отметим достаточно критичное отношение к собственному уровню владения иностранным языком у респондентов: только 27,92 % оценивают свой уровень владения иностранным языком как достаточный, для обучения, стажировки или работы в зарубежном вузе. При этом 89,17 % респондентов готовы, для участия в академической мобильности, дополнительно изучать иностранный язык. Растет количество студентов, слушателей, посещающих языковые курсы, но процент отчислений с курсов по причине неуспешности достаточно высок.

Одной из причин неуспешности является недостаточный уровень сформированности учебных стратегий, необходимых в такой специфической сфере как иноязычное образование. Отсюда возникновение специфического образовательного запроса у взрослых (часто имеющих негативный школьный опыт), приступающих к изучению иностранного языка.

Изучение иностранных языков является особым видом деятельности со своими целями, структурой и средствами достижения этих целей. Учебные стратегии, применяемые при изучении иностранных языков, являются психологическим механизмом, не только реализующим учебную деятельность студентов, но и обеспечивающим синтез учебной и профессиональной подготовки.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, предполагает, что именно в педагогическом университете студенты должны увидеть образец, модель такого процесса обучения, который ориентирован на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Важное место в образовательном процессе должны занимать психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Для этого необходимо обеспечить психологическое сопровождения студентов, слушателей, педагогов, развитие психологической культуры всех участников образовательного процесса.

В КГПУ им. В. П. Астафьева работает кабинет психологической разгрузки студентов, где могут получить помощь те, кто оказался в трудной ситуации, не может справиться со стрессом, кому необходима поддержка. Приоритет на сохранение психологического здоровья студентов, предотвращение неуспешности в учебной деятельности, в частности в изучении иностранных языков требует создания дополнительных возможностей для студентов и слушателей в получении специфической консультации и особого психологического сопровождения по такому образовательному запросу как изучение иностранных языков.

Основная задача в реализации данного направления — ответить на запрос студентов и слушателей курсов, испытывающих трудности в изучении иностранного языка. Мы опираемся на следующее определение М. В. Горняковой: «Психологическое консультирование по образовательному запросу — целенаправленный, особым образом упорядоченный процесс взаимодействия с консультируемым по оказанию ему психологической помощи и поддержки средствами адекватной психотехнологии, обеспечивающей воздействие на ценностно-смысловую, когнитивно-мотивационную и поведенческую сферы личности с целью активации ее внутренних ресурсов для осмысления источников возникновении трудностей, связанных с обучением, образованием и развитием, и дальнейшего изменения стратегии и выбора направления развития и построения индивидуального образовательного маршрута интегрированного в жизненную стратегию личности». [1, с.233]

В целевую аудиторию психологического консультирования по такому образовательному запросу как изучение иностранного языка могут войти:

студенты факультета иностранных языков КГПУ им. В. П. Астафьева;

студенты неязыковых факультетов КГПУ им. В. П. Астафьева;

– магистранты и аспиранты КГПУ им. В. П. Астафьева;

преподаватели КГПУ им. В. П. Астафьева, работающие с той или иной группой клиентов;

слушатели курсов системы непрерывного образования КГПУ им. В. П. Астафьева;

внешние клиенты (взрослые, изучающие иностранные языки самостоятельно или в языковых школах).

По нашему мнению, психологическое консультирование по указанному образовательному запросу, должно решать следующие задачи:

– Проведение диагностики уровня сформированности учебных стратегий в изучении иностранных языков у целевой аудитории;

– Развитие психологической культуры студентов и слушателей;

– Повышение психологической компетентности преподавательского состава;

– Профилактика неуспешности в изучении иностранных языков.

Грамотно организованное психологическое консультирование, на наш взгляд, позволит студентам, слушателям курсов, иногда и преподавателям, приступающим к изучению иностранного языка, прояснить свои образовательные потребности, определить степень сформированности учебных стратегий выделить проблемы, сформулировать цель своего иноязычного образования, принять решение о содержании образования, о режиме и формах его получения, а главное, в определении своей образовательной траектории. [2, с.85] Все вышеперечисленное поможет предотвратить ситуацию неуспешности в иноязычном образовании.

Литература:

  1. Горнякова М. В. Образовательный запрос: специфика проблематики и возможности решения в рамках психологического консультирования // Молодежь и наука: реальность и будущее: материалы IV Международной научно-практической конференции. — Невинномысск: НИУЭП, 2011. — Т. 2. — С. 232–236.
  2. Сафонова М. В. Консультирование по образовательному запросу как важный элемент в системе непрерывного образования // Инновации в непрерывном образовании. — 2010. — № 1. — С. 83–87.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, образовательный запрос, психологическое консультирование, язык, изучение, иноязычное образование, академическая мобильность, слушатель курсов, студент, непрерывное образование.


Ключевые слова

психологическое консультирование, образовательный запрос, изучение иностранных языков взрослыми

Похожие статьи

Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе

В статье раскрывается сущность самостоятельности в процессе обучения иностранным языкам, определяется ее место в учебном процессе. Раскрываются педагогические и методические технологии развития самостоятельности. Представлены виды работ, способствующ...

Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций

В данной статье рассматриваются возможности реализации проектного подхода при обучении иностранному языку в сфере высшего профессионального образования. Перечисляются различные классификации учебных проектов, в основе которых лежат те или иные критер...

Национально-культурный компонент как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых специальностей

В статье речь идет о необходимости внедрения национально-культурного компонента в процесс изучения иностранного языка. Одной из причин обусловленности данного процесса является слабая мотивация у студентов к изучению языка, что может быть решено выше...

Обучение коммуникации на английском языке студентов юридического профиля

В статье рассматривается один из аспектов обучения будущих юристов: развитие коммуникативных умений студентов в рамках предмета «Деловой иностранный язык в сфере юриспруденции». Предлагаются примерные направления языковой деятельности, целесообразные...

Разработка психолого-педагогического комплекса для прогнозирования успешности формирования общекультурных компетенций у студентов медицинского вуза

В статье анализируются возможность повышения качества формирования обще-культурных компетенций у студентов медицинского вуза за счет использования данных психолого-педагогической диагностики об актуальных способностях и потенциальных возможностях сту...

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам с нарушениями ин-теллектуального развития в инклюзивной образовательной среде

В статье представлены результаты исследования отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения. Рассматриваются особенности формирования межличностных отношений младших школьников, обо...

К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)

В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Особенности возникновения речевой интенции в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей возникновения речевой интенции в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. Коммуникативная интенция возникает в результате ориентировки в проблемной ситуации и сопровождается формир...

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка

Статья посвящена вопросу формирования грамматических навыков у обучающихся начальной школы с помощью использования компьютерных технологий. В статье рассматривается роль современных компьютерных средств обучения на уроках английского языка при формир...

Похожие статьи

Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе

В статье раскрывается сущность самостоятельности в процессе обучения иностранным языкам, определяется ее место в учебном процессе. Раскрываются педагогические и методические технологии развития самостоятельности. Представлены виды работ, способствующ...

Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций

В данной статье рассматриваются возможности реализации проектного подхода при обучении иностранному языку в сфере высшего профессионального образования. Перечисляются различные классификации учебных проектов, в основе которых лежат те или иные критер...

Национально-культурный компонент как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых специальностей

В статье речь идет о необходимости внедрения национально-культурного компонента в процесс изучения иностранного языка. Одной из причин обусловленности данного процесса является слабая мотивация у студентов к изучению языка, что может быть решено выше...

Обучение коммуникации на английском языке студентов юридического профиля

В статье рассматривается один из аспектов обучения будущих юристов: развитие коммуникативных умений студентов в рамках предмета «Деловой иностранный язык в сфере юриспруденции». Предлагаются примерные направления языковой деятельности, целесообразные...

Разработка психолого-педагогического комплекса для прогнозирования успешности формирования общекультурных компетенций у студентов медицинского вуза

В статье анализируются возможность повышения качества формирования обще-культурных компетенций у студентов медицинского вуза за счет использования данных психолого-педагогической диагностики об актуальных способностях и потенциальных возможностях сту...

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам с нарушениями ин-теллектуального развития в инклюзивной образовательной среде

В статье представлены результаты исследования отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения. Рассматриваются особенности формирования межличностных отношений младших школьников, обо...

К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)

В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Особенности возникновения речевой интенции в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей возникновения речевой интенции в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. Коммуникативная интенция возникает в результате ориентировки в проблемной ситуации и сопровождается формир...

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка

Статья посвящена вопросу формирования грамматических навыков у обучающихся начальной школы с помощью использования компьютерных технологий. В статье рассматривается роль современных компьютерных средств обучения на уроках английского языка при формир...

Задать вопрос