Интеграция видов деятельности: материалом занятия охвачены образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физического развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цели:
Создание игровых условий для творческого применения освоенных ранее приемов работы с художественными материалами и средствами образной выразительности.
Задачи:
Образовательные: закрепление и обобщение знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях; учить детей самостоятельно находить способы изображения, художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия данной темы; совершенствовать художественно — графические навыки; продолжать формировать художественные потребности, умение анализировать свой труд и труд других детей.
Развивающие: развивать творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы; развивать чувство ритма, цвета, композиции; развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; развитие интереса к окружающему миру.
Воспитательные: воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели моря», беседа о морских обитателях, чтение энциклопедии «Подводный мир», стихотворений о морских жителях, отгадывание загадок по теме, предварительное прослушивание музыкальных произведений.
Ход занятия:
Зал украшен. На центральной стене полотно с изображением морских обитателей.
Дети входят в зал, здороваются, садятся на места.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать, чем наш город отличается от других городов России. Самая главная достопримечательность нашего города — это близкое расположение с морем. Давайте представим, что мы оказались на берегу моря.
Звучит шум моря. Дети слушают.
Воспитатель: многих писателей, композиторов, художников привлекла тема моря. Скажите, чем занимаются художники?
Дети: ответы
Воспитатель: да. Они рисуют картины. На своих полотнах изображают людей, события и природу.
Показывает картину «Морской пейзаж» худ. И. Киселева.
Воспитатель: рассмотрите картину, ребята. Что на ней изображено?
Дети: на этой картине изображено море.
Воспитатель: да, море. Какое море?
Дети: спокойное, ласковое в солнечный день…
Показывает картину А. Айвазовского «Девятый вал.
Воспитатель: посмотрите, как переменилось море? Каким оно стало?
Дети: ответы.
Воспитатель: уточняет высказывание детей. Небо затянуло тучами, поднялся сильный ветер, волны огромные, стремительные. Люди на обломках корабля пытаются спастись от бури. Море бывает не только ласковым, но и страшным. Человек пытается справиться со стихией. Мощные корабли бороздят его волны.
Воспитатель: но не только художники в своих произведениях изображали море. Композиторы тоже обращались к этой теме. Они в своих произведениях стремились отобразить переменчивый характер моря.
Воспитатель: сегодня мы послушаем вступление к опере «Садко». Внимательно послушайте и скажите, как музыка изображает набегающие на берег волны?
Дети: ответы.
Воспитатель: обобщает ответы детей. Сначала музыка звучит тихо, спокойно, ласково — изображая ласковое море. Затем ветер усиливается, и волны поднимаются все вше и выше, музыка звучит громче и громче. Волны с силой обрушиваются на берег. Постепенно ветер стихает, волны уменьшаются. Становится опять тихо и ясно. Ничто не тревожит спокойную гладь моря. Музыка становится спокойной и мелодичной.
Воспитатель: мы слушали с вами музыку, но композиторы пишут не только пьесы о море, но и песни. И мы тоже знаем пеню о море. Вспомните ее название?
Дети: «Морская песенка» комп. Ю. Чичков.
Воспитатель: какой характер песни?
Дети: быстрая, легкая. Когда ее поешь, представляешь берег моря, солнышко, ласковые волны.
Песня «Морская песенка» комп. Ю. Чичков.
Воспитатель: ребята, что это за профессия, благодаря которой по морю плавают корабли и пароходы?
Дети: моряки.
Воспитатель: да, действительно, моряки! Так давайте споем песенку об этих отважных людях.
Песня «Моряки» муз. И. Петренко.
Вбегает моряк — юнга.
Юнга: Это кто же поет песню обо мне? Я драил палубу. Я юнга с корабля «Отважный».
Воспитатель: юнга, расскажи нам, нравится ли тебе служить на флоте?
Юнга: я еще пока не был в открытом море. Я только учусь. Давайте я вам спою о своей замечательной мечте.
Песня «Ты слышишь, море?»
Воспитатель: мечта у тебя замечательная. А что ты можешь рассказать, ребятам, о море?
Юнга: я вам расскажу... Да, вижу вы совсем тут засиделись. Выходите на морскую разминку.
Физ. культ минутка «Белый пароход».
Воспитатель: молодцы, петь и танцевать вы умеете. А сможете вы мне ответить на сложный вопрос: «каких обитателей моря вы знаете?».
Дети: ответы.
Юнга: вот молодцы. А сейчас мы попробуем изобразить некоторых обитателей моря, а для этого я предлагаю вам поиграть в мою любимую игру.
Игра «Море волнуется». (Дети изображают фигуры).
Воспитатель: Ребята, сколько много мы о море узнали сегодня, но я хочу познакомить вас еще с одной картиной.
Рассматривают картину художника А. Рылова «В голубом просторе».
Воспитатель: ответьте мне на вопрос: «Кто из вас ходил на берег моря и кормил лебедей?»
Дети: ответы.
Воспитатель: ребята, давайте, попробуем нарисовать этих красивых птиц? Как вы думаете, лебеди прилетают к нам в такую погоду?
Дети: ответы.
Воспитатель уточняет форму частей тела лебедя. Показала детям хрустальную вазу — лебедь.
Воспитатель: перед вами лист с нарисованной на них спокойной гладью моря. Ваша задача: на этой поверхности нарисовать белого лебедя, а как его рисовать расскажет Книга.
Книга: рисовать этого лебедя мы будем не обычно. Вам не понадобятся ни карандаши, ни кисти, а только краски и ваши ладошки.
Знакомство детей с новым приемом рисования.
Воспитатель: Расскажите, что нового вы узнали на этом занятии? Что вам понравилось, что нет?
Дети: мы сегодня рассматривали картины, на которых изображено море, слушали муз. произведения, которые помогли представить море в разном его проявлении, пели песни о море и моряке, наконец, рисовали лебедя на спокойной глади моря.
Воспитатель: надеюсь, что вы бережно будете относиться к окружающей нас природе, не будете загрязнять пляж и воды моря, которое приносит людям так много пользы.