Статья представляет собой анализ законодательной базы Республики Казахстан в сфере развития альтернативной энергетики. Рассмотрены экологические проблемы государства, а также плюсы и минусы внедрения объектов возобновляемых источников энергии. В связи с малоразвитостью данного сектора экономики на территории Республики Казахстан, был произведен анализ законодательства зарубежных государств, в которых сектор возобновляемых источников энергии развивается успешно, а именно Германии и Китая. Были рассмотрены основные нормативно — правовые акты данных государств, а также направленность в экономике по развитию возобновляемых источников энергии. На основании чего, были сделаны выводы о том, каким образом Казахстану необходимо выстроить законодательную базу и свои политические взгляды для успешного развития альтернативной энергетики.
Ключевые слова: экология, возобновляемые источники энергии, альтернативная энергетика, тариф, финансирование, промышленность, энергобезопасность.
Мир не стоит на месте: все вокруг меняется с каждой секундой, что стоит только среднестатистическому человеку закрыть глаза, а общество уже успело продвинуться вперед в своем развитии. Цифровая эпоха, новые технологии — это все то, что мы слышим каждый день, и удивить «человека разумного» становится все сложнее. Все наше стремящееся развитие — дает свой отголосок не только в нашем внутреннем мире, но и в мире внешнем. Окружающая среда давно начала видоизменяться, и помимо человеческих побед, люди стали говорить и о последствиях современности. Можно составить целый список проблем, с которыми мир столкнулся в настоящий момент: загрязнение воздуха, разрушение озонового слоя, проблемы глобального потепления и многое другое. Сейчас, мировой экономический кризис, различные международные экологические стандарты, возникшие на фоне сложившейся природной проблемы, стали диктовать обществу свои правила, в частности по пересмотру своего политического и правового устройства, сюда же можно отнести и использование возобновляемых источников энергии (далее — ВИЭ).
Республика Казахстан — государство, которое можно отнести к числу мировых лидеров по количеству минеральных ресурсов. Собственные нефть, газ, уголь и иные природные ископаемые, в принципе не создавали необходимости в развитии отрасли ВИЭ на территории Казахстана. Однако, ежегодно тепловые традиционные электростанции выбрасывают в атмосферу множество отходов: выбросы оксидов азота, твердых загрязнителей, продуктов сгорания и т. п. Согласно Национальному докладу о состоянии окружающей среды и использования природных ресурсов Республики Казахстан за 2011–2014 года, «объем выбросов в атмосферу загрязняющих веществ в 2014 году составил 172,598 тыс. тонн, что на 24,27 тыс. тонн больше по сравнению с показателями 2013 года [1, с.56]». К примеру, в Атырауской области наиболее негативное воздействие на окружающую среду оказывают как раз-таки предприятия нефтегазового сектора и энерго-коммунальные хозяйства. Если брать показатели масштабнее, то по данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире погибает примерно 3,7 миллионов человек от загрязнения воздуха.
Сейчас, ВИЭ закреплены на территории нашей республики в отдельном законе, а именно в Законе Республики Казахстан «О поддержке возобновляемых источников энергии», где им дается следующее определение: ВИЭ — это «источники энергии, непрерывно возобновляемые за счет естественно протекающих природных процессов, включающие в себя следующие виды: энергия солнечного излучения, энергия ветра, гидродинамическая энергия воды; геотермальная энергия: тепло грунта, подземных вод, рек, водоемов, а также антропогенные источники первичных энергоресурсов: биомасса, биогаз и иное топливо из органических отходов, используемые для производства электрической и (или) тепловой энергии [2]». Следовательно, ВИЭ это лучший выход из ситуации, которую создала промышленность, в частности тепловые электростанции, которые ежегодно увеличивают статистику по части загрязнения воздуха. Многие страны уже давно внедрили ВИЭ как основной либо дополнительный источник электроэнергии. Республика Казахстан так же к этому стремится, ведь даже прошедшая на территории г.Астаны Международная выставка EXPO — 2017 была посвящена «Энергии будущего». Однако, популярностью такой промышленный сектор как ВИЭ, на территории нашей страны пока не пользуется. И дело в первую очередь, в слабой законодательной базе в данном секторе. Для Казахстана, система возобновляемых источников энергии, как уже было закреплено ранее, совершенно в новизну. На данный момент, в стране имеется лишь один закон, который регулирует вопросы ВИЭ. Достаточно ли этого? Есть государства, которые своим примером показывают успешный прорыв в системе развития альтернативной энергетики, и почему не взять с них пример.
Хотелось бы начать с Германии. Германия, в вопросах развития альтернативной энергетики, бесспорно, считается одной из первых. Наверное, никакой другой закон, так часто не копировался в мире, как Закон о возобновляемой энергии Германии. Первым законом на территории Германии, вступившим в силу в 1991 году, был Закон о льготной электроэнергии, который регулировал покупку и сами цены за электроэнергию, выработанную с помощью объектов ВИЭ. Были предусмотрены субсидии для государства при привлечении инвесторов в проекты, связанные с объектами ВИЭ. Кроме того, правительство предложило развитие сельских территорий и строительства там объектов ВИЭ путем изменения Строительного кодекса в 1996 году [3].
В 2000 году, Германия приняла решение, которое как раз и сделало ее лидером в развитии не традиционных источников энергии, а именно утверждает закон — Закон о возобновляемой энергии (далее — EEG). Данный закон построен на двух основных принципах: 1) Приоритетное использование объектов ВИЭ и 2) Низкая цена за электроэнергию ВИЭ. На данный момент, существует уже 4 правки данного закона (EEG 2004, EEG 2009, EEG 2012, EEG 2014), и каждая из этих версий закона только улучшала ситуацию в регулировании сектора энергетики.
EEG первым ввел модель, благодаря которой у энергопроизводящей организации всегда имеется доступ к сети, если быть точнее, то есть операторы, которые обеспечивают население электричеством, и они обязаны покупать энергию, произведенную объектами ВИЭ. Данная практика существует и на территории Казахстана, когда энергопроизводитель, обязан по нормам закона заключать договор покупки/продажи электроэнергии, в данном случае покупателем является ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии». Согласно законодательству Казахстана по поддержке возобновляемых источников энергии, именно Расчетно-финансовый центр совершает централизованную покупку и продажу электрической энергии, произведенной объектами по использованию возобновляемых источников энергии и поставленной в электрические сети единой электроэнергетической системы Республики Казахстан.
Помимо этого, EEG стал первым законом на международной арене, который установил льготный правительственный тариф, причем данный тариф устанавливался на проект в срок 20 лет, а в зависимости от объемов и применяющихся технологий в проекте. Далее, изменяясь, закон стал отступать от практики по установлению тарифов, и начал процесс по переходу на аукционную систему. В подобной практике предполагается отойти от государственного финансирования с заменой на финансовые ставки с учетом аукционов.
Плюс ко всему, немецкая судебная практика так же разнообразна решениями на нормы законодательства об альтернативной энергетике. К примеру, основополагающим решением является решение от 11-го июня 2003, VIII ZR 160/02, в котором Верховный суд постановил, что энергопроизводители могут требовать у энергетической компании, владеющей местной сетью, покупку возобновляемой электроэнергии. Что подтверждает собой защиту данных энергопроизводителей на территории Германии, в том случае, что электроэнергия из их поостренного объекта ВИЭ в любом случае уйдет в потребление, и строительство тем самым все равно окупится.
В решении от 18-го июля 2007 — VII ZR 288/05, Верховный суд постановил, что условия и объемы требований энергопроизводящего предприятия по отношению к компании, владеющей локальной сетью, по расширению электросети для включения в неё энергии с ветрогенераторов. И снова существенная гарантия для энергопроизводителей, которые помимо того, что в любом случае будут заключать договор на покупку с коммунальными предприятиями, имеют право требовать от них дополнительной сети, либо ее расширения для подключения к ней объекта ВИЭ. В Казахстан к настоящему моменту, компании, работающие по производству ВИЭ не имеют подобных привилегий.
Другими словами, власти Германии активно внедряют альтернативные источники энергии в свою повседневную жизнь, за счет выведения объектов ВИЭ в приоритет перед традиционными источниками.
Помимо Германии, еще одной страной, в которой ВИЭ развивается успешно, является — Китай. На данный момент, в Китае тяжелейшая экологическая обстановка. Уровень загрязнения воздуха, рек и городов в стране — один из самых высоких в мире. В двух третях городов имеется максимально допустимое загрязнение воздуха превышено в пять раз. Согласно исследованиям китайских властей, наибольшую часть загрязнителей воздуха составляют мельчайшие частицы, образующиеся от сжигания угля без предварительной очистки, выхлопных газов и дыма от промышленных и бытовых производств и топок. Данная ситуация является результатом того, что черная промышленность, а именно добыча угля — всегда была для Китая источником экономического развития. На данный момент, в Китае ведется контроль над традиционными источниками электроэнергии и промышленности в целом. К примеру, в конце 1990-х годов, правительство Китая выпустило предписание о «Контроле за строительством малой теплоэнергетики», которое запретило строительство энергоблоков мощностью до 25 МВт и вынудило закрыть некоторые небольшие, неэффективные угольные электростанции до 50 МВт.
Помимо нынешнего контроля за угольной промышленностью, Китай активно взялся и за развитие альтернативной энергетики, и уже сейчас является одним из лидеров в развитии объектов ВИЭ, опережая тем самым и Германию, и США. За основу в развитии ВИЭ было взято три основных фактора: 1) недостаточность потенциала обычных источников получения энергии для удовлетворения растущих потребностей экономики; 2) конкуренция за доступ к ограниченным мировым углеводородам; 3) ухудшение экологической ситуации и изменение климата в связи с высокоотходными видами производства.
За основу во внедрении альтернативной энергетики в жизнь государства, Китай взял большие инвестиции, которые выделяются ежегодно для развития ВИЭ. По итогам 2013 года Китай инвестировал 65 миллиардов долларов США в развитие альтернативной энергетики, что на 20 % больше, чем в 2012 году, а для сравнения в 2010 на эти цели было выделено 54,4 миллиарда долларов США. В начале января 2017 года, в новостных лентах скользили вести о том, что к 2020 году, Китай инвестирует в альтернативную энергетику 2,5 триллиона юаней, что равняется 361 миллиардам долларов США. Реализация плана позволит создать в энергетическом секторе 13 миллионов рабочих мест, а сама цель программы — доведение к 2020 году доли возобновляемых источников в общем объеме выработки электроэнергии до 15 процентов, что эквивалентно 580 миллионам тонн угля [4]. Можно сделать вывод о том, что у Китая явно есть огромная заинтересованность в экологической безопасности своей страны. Такой заинтересованностью сейчас не может похвастаться ни одна страна, и Казахстан в том числе, ведь те инвестиции, которые выделяются внутри нашего государства сравнительно малы — только к июню 2017 года было решено выделить лишь 250 миллионов долларов США для развития проектов ВИЭ в Казахстане.
Ну и разумеется, в Китае так же действует Закон о возобновляемой энергии. Основными положениями этого закона являются то, что Китай самостоятельно производит необходимое оборудование и средства для строительства ВИЭ, что конечно помогает как компания — энергопроизводителям, ведь не нужно тратить огромные деньги на закуп, а также на доставку оборудования в страну, а так же для самой экономики государства. В разработке дополнений к данном закону находятся положения о снижении налоговых ставок и финансовых субсидиях по отношению к объектам ВИЭ. Так же, помимо добровольных государственных инвестиций, существуют и займы, которые вполне доступны для энергопроизводящих компаний, для сравнения, в Казахстане финансирование строительства объектов ВИЭ редко позволяет компания окупить проект в целом.
В целом, Китай и Германия — это те страны, которые бесспорно являются примером по тому, что источники ВИЭ должны развиваться в стране. Подводя итоги сказанному, можно сделать сравнительный анализ всему вышеназванному.
Разница с Германией у Республики Казахстан состоит в том, что в Германии вся законодательная база направлена на то, что ВИЭ всегда в приоритете перед традиционными источниками, у соответствующих компаний всегда есть гарантия подключения к сети, а сам сектор ВИЭ хотят сделать доступным и удешевить тем самым производимую энергию. В Казахстане сейчас, к сожалению, приоритета строительства объектов ВИЭ нет. В стране принят лишь один закон о возобновляемых источниках энергии — «О поддержке возобновляемых источников энергии», где слово «поддержка» выражает то, что государство готово внедрять, но оно не подразумевает тем самым активное развитие и какой-либо приоритет и направленность в экономике в целом. Мнение возможно и ошибочно, но здесь опять же необходимо сделать отсылку на другие государства, где законодательство создается уже на протяжении долгих лет и не один раз подвергалась корректировке. К тому же, не стоит забывать и о такой составляющей как — менталитет. Хотелось бы добавить, что в Германии внедрен налог на развитие возобновляемой энергетики, то есть, если гражданину Германии в конце месяца приходит счет в 85 евро, то 18 евро из них будет уходить на данный вид налога. Недавний опрос среди немецкого населения показал, что 84 % граждан не против платить суммы еще больше, и готовы делать это до тех пор, пока Германия не дойдет до показателей в 100 % электроэнергии за счет объектов ВИЭ. Навряд ли можно смело сказать, что в Республике Казахстан подобный налог положительно встретили. Экономика Казахстана существенно отличается от немецкой экономики. Электроэнергия за счет традиционных источников энергии стоит достаточно дорого, а строительство объектов ВИЭ подавно, следовательно, налог на развитие ВИЭ в Казахстане обходился бы намного дороже, чем в Германии.
Если сравнивать с Китаем, то так же можно заметить существенные отличия к подходу в развитии. Китайская республика готова выделять большие инвестиции на строительство объектов ВИЭ, ведь потребности многомиллионного населения и экологические проблемы обязательно окупят дорогостоящую альтернативную энергетику, а Казахстан пока не готов выделять подобные суммы на ВИЭ. Бюджет существенно отличается в сравнении с китайскими оборотами, но и потребности государства в альтернативной энергетики не такие огромные. Однако это не повод не развивать и не строить объекты ВИЭ в Казахстане. Мировые тенденции сменяют друг друга, и когда-нибудь альтернативная энергия в Германии действительно будет очень дешевой, а мы будем только составлять программы, развивая данный сектор экономики. Поэтому уже сейчас стоит задуматься о будущем, к тому же возможности у Республики Казахстан для этого есть, только применять зарубежный опыт нужно правильно и постепенно.
Альтернативная энергетика в будущем может стать действительно сильнейшим вектором развития государств, и Казахстану нужно подготовиться к тому, чтобы на полноправной основе внедрить возобновляемые источники в экономические обороты и в законодательство в том числе, заменяя тем самым единственный на данный момент закон «О поддержке возобновляемых источников энергии» на полноценный кодекс либо закон о «регулировании» возобновляемых источников, но никак не о «поддержке».
Литература:
- «Национальный доклад о состоянии окружающей среды и использования природных ресурсов Республики Казахстан за 2011–2014 года»;
- Закон Республики Казахстан от 4 июля 2009 года № 165-IV «О поддержке использования возобновляемых источников энергии»;
- Статья «Опыт Германии в сфере государственно правовой поддержки развития возобновляемых источников энергии» — https://articlekz.com/article/14844;
- Статья «Китай вложит в возобновляемые источники энергии 360 миллиардов долларов» — https://lenta.ru/news/2017/01/05/china/