В статье анализируются проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста со сверстниками. Изучены особенности формирования их личностных качеств посредством межличностных отношений. Произведен анализ этапов вхождения младшего школьника в межличностные отношения.
Процесс включения младшего школьника в систему коллективных межличностных отношений сложный, неоднозначный, зачастую противоречивый и носит сугубо индивидуальный характер.
Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе [1].
Межличностные отношения младших школьников характеризуются прежде всего узостью межличностных связей. Чаще всего это отношения между двумя детьми; группы либо вообще не возникают, либо появляются эпизодически. Взаимные предпочтения между мальчиками и девочками практически отсутствуют. В результате структура межличностных отношений оказывается весьма аморфной, состоящей из двух намечающихся подструктур — мальчиков и девочек. Лидерство здесь носит одиночный и расширенный характер, причем каждая из подструктур имеет своих лидеров.
Исследователи данной проблемы едины во мнении, что у младших школьников преобладает эмоциональное отношение к товарищам. Основными мотивами межличностного выбора оказываются игровые, а также мотивы чисто внешнего плана. Мотивы деловых отношений носят главным образом формальный, а не содержательный характер. Отчетливо прослеживается и такая особенность межличностных отношений, как их недостаточная обобщенность и устойчивость [3].
У большинства детей данного возраста общение с товарищами по классу ограничивается школой и не занимает большого места в жизни. Лишь у немногих из них мотивы общения со сверстниками отражают интересы, не связанные со школой. Большинство межличностных связей, возникших в младшем школьном возрасте, распадаются на этапе перехода к подростковому возрасту.
Таким образом, и по содержанию, и по широте, и по устойчивости межличностные отношения младших школьников остаются на низком (первом) уровне развития. Лишь к концу младшего школьного возраста складываются предпосылки для перехода к более высокому уровню (появляются стремление к взаимопониманию, предпочтения, связанные с оценкой нравственно-психологических черт личности товарищей, и т. п.) [3].
Младший школьник с началом обучения в школе становится членом многих групп и коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т. п.), а членом других, и прежде всего классного коллектива, он становится в силу определенных условий. На данном этапе, как частичке общества и группы, ребенок обязан принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Данные нормы он не может оставлять без внимания, игнорировать, так как хочет быть принятым в группу, занять в ней особое положение [4].
Обозначенное явление не говорит о том, что младшему школьнику необходимо инертно приспосабливаться к формирующимся отношениям. Межличностные взаимоотношения позволяют накапливать опыт поведения в обществе с различных позиций: как подчинения, так и активного противостояния и управления.
В итоге это приводит к формированию и развитию в личности младшего школьника таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, ответственность, инициативность, социальная справедливость и др. Только в межличностных взаимоотношениях в группе формируются и развиваются такие важные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т. е. принятие или неприятие себя как личности.
Описывая особенности коллектива школьников на разных возрастных этапах, исследователи выделяют некоторые общие черты, опосредованные вхождением личности в социум. По мнению отечественного психолога А. В. Петровского, этот процесс включает в себя ряд последовательно сменяющих друг друга этапов:
1 этап — адаптация личности в коллективе. Происходит активное освоение личностью общественных норм, традиционно действующих в данной группе, и овладение соответствующими формами поведения. Личность, привнеся с собой в межличностные отношения все, что составляет ее индивидуальность, не способна полноценно проявить себя, прежде чем не освоит действующие в группе нормы (учебные, нравственные и др.) и способы деятельности, которыми владеют другие члены группы.
2 этап — индивидуализация. Обусловлена противоречием между сформированной личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации.
3 этап — интеграция личности в коллективе. На данном этапе коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, при этом, устанавливает отношения сотрудничества с его членами. Здесь личность способна наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив. Таки образом, проявляется феномен «отраженная субъектность», когда наблюдается идеальная представленность и продолжение одного человека в другом. Отражаясь в других людях, личность выступает как деятельное начало, способствующее укреплению или изменению их взглядов, установок, формированию новых побуждений, возникновению новых планов и действий [5].
Так, каждый этап социального развития личности в межличностных взаимоотношениях имеет значимые последствия для ее становления и возможностей самореализации. К примеру, неумение личности младшего школьника преодолеть трудности адаптации в коллективе может способствовать развитию низкой самооценки, неуверенности в себе, в своих возможностях, а также к конфликтности поведения. Неспособность проявить свою индивидуальность в ходе межличностных отношений может явиться причиной неадекватной самооценки, негативизма, агрессивности, личностных деформации.
Фазы адаптации, персонализации и интеграции неоднократно переживаются личностью в результате вхождения в новые межличностные отношения. Позитивная роль межличностных отношений в развитии личности проявляется в полной мере только при условии успешного прохождения субъектом всех этапов, что способствует развитию общественной направленности и формированию субъектной позиции личности в общении и сотрудничестве с другими людьми [5].
Каждому человеку в разной степени важно самоутвердиться в группе и занять в ней удовлетворительное для себя положение. Но по различным субъективным и объективным причинам это удается не всем.
Младшим школьникам особенно трудно справиться с этой задачей, так как у них еще недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе группы, одноклассников, обозначить ту позицию в коллективе, которая позволила бы группе оценить их как интересных и заслуживающих внимания.
Однако, кроме субъективных есть и объективные причины: однообразие деятельности и узкий диапазон тех социальных ролей, которые младший школьник способен играть в межличностных отношениях; однообразие организационных форм общения и бедность их содержания между членами коллектива, недостаток культуры восприятия друг друга, неумение видеть в другом человеке (однокласснике) то интересное и ценное, что заслуживает внимания [3].
Взаимоотношения в группе младших школьников во многом определяются учителем посредством организации учебного процесса и их взаимодействия в нем. Здесь младшие школьники сотрудничают друг с другом прежде всего как представители определенной социальной общности — учащиеся. На характер их межличностных взаимоотношений особое влияние оказывает учитель, его оценка, обозначенные в коллективе нормы и правила общения, гуманные ценности [2].
Педагог побуждает младших школьников к объединению в совместной деятельности — привлекательной по содержанию и результату (игра, подготовка спектакля, концерта, праздника). Организация под руководством учителя внеучебных мероприятий и коллективных дел способствует установлению в группе положительного микроклимата, основанного на сотрудничестве, взаимопомощи, понимания и дружбы, т. е., таким образом, создается позитивная социально-культурная среда для гармоничного развития личности.
Организация коллективной деятельности способствует развитию межличностных взаимоотношений младших школьников. Так среди участников коллектива начинает проявляться симпатия, доброжелательность, дружба. Данное условие позволяет создать общий эмоционально-положительный тон общения, атмосферу комфортности и свободы для каждого ребенка [2].
Развивая коллективные взаимоотношения, педагог показывает младшим школьникам способы принятия общих решений, сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности; помогает понять и эмоционально пережить чувство удовлетворения от результатов общих усилий.
Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности.
Литература:
- Краткий психологический словарь. /Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского /ред.-составитель Л. А. Карпенко. — М.: Политиздат, 1985. — 431с.
- Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. Смирнова С. А. 4-е изд., испр. — М.: 2000. — 512 с.
- Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Кн.1: Учебник для студентов педагогических вузов. — М.: Владос, 2000. — 256 с.
- Психология воспитания. Под ред. В. А. Петровского. — 2-е изд. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 152 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.