Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ψr - is сконтуром потока в системе относительных единиц
Емельянов Александр Александрович, доцент;
Гусев Владимир Михайлович, магистрант;
Пестеров Дмитрий Ильич, студент;
Даниленко Дмитрий Сергеевич, студент
Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)
Бесклеткин Виктор Викторович, магистрант
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург)
Быстрых Денис Анатольевич, начальник конструкторско-технологического бюро
АО «Уральский турбинный завод» (г. Екатеринбург)
Иванин Александр Юрьевич, техник-метролог
НПО «НТЭС» (Республика Татарстан, г. Бугульма)
В наших статьях за 2015 г. приведены математические модели асинхронного двигателя с переменными ψr и is. Данная работа является модификацией работы [1]: произведены существенные изменения в способе вывода уравнений.
В модель САР скорости асинхронного двигателя введен наблюдатель, с помощью которого производится ориентация системы координат по потокосцеплению ротора. В модель введен контур потокосцепления ротора и исследованы характеристики системы при различных постоянных времени потокосцепления Tψ.
Векторные уравнения асинхронного двигателя имеют следующий вид:
где - электрическая скорость вращения ротора;
- механическая угловая скорость на валу двигателя.
Переводим систему уравнений к изображениям:
|
(1) |
(2) |
|
(3) |
|
(4) |
|
(5) |
|
(6) |
Схема замещения и векторная диаграмма переменных [3] приведены на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Схема замещения асинхронного двигателя
Рис. 2. Качественная картина расположения векторов в двигательном режиме
Разложение векторных величин по проекциям:
Записываем уравнения (1) – (4) по проекциям.
Уравнение (1):
По оси (+1): |
|
(1’) |
По оси (+j): |
|
(1”) |
Уравнение (2):
По оси (+1): |
|
(2’) |
По оси (+j): |
|
(2”) |
Уравнение (3):
По оси (+1): |
|
(3’) |
По оси (+j): |
|
(3”) |
Уравнение (4):
По оси (+1): |
|
(4’) |
По оси (+j): |
|
(4”) |
Так как электромагнитный момент определяется через две переменные is и ψr, то из уравнений (1’), …, (4’) необходимо исключить переменные ir и ψs.
Из уравнения (4’) выразим irx:
Обозначим тогда:
|
(7) |
Из уравнения (4”) выразим iry:
|
(8) |
Подставим уравнение (7) в (3’):
Обозначим :
где
Отсюда потокосцепление ψsx определится следующим образом:
|
(9) |
Подставим (8) в (3”):
|
(10) |
Полученные зависимости рассмотрим в единой системе по проекции x (+1):
Подставим уравнение (7) в (2’):
|
(11) |
Из уравнения (11) выразим слагаемое :
|
(12) |
Для получения апериодического звена перенесем слагаемые с ψrx в левую часть:
Умножим обе части полученного уравнения на lm:
где - постоянная времени потока в машинном (ЭВМ) времени ;
- постоянная времени потока в реальном времени .
Отсюда ψrx определится в следующей форме:
|
(13) |
Структурная схема для определения потокосцепления ψrx приведена на рис. 3.
Рис. 3. Структурная схема для определения потокосцепления ψrx
Подставим выражения ψsx и ψsy из уравнений (9) и (10) в уравнение (1’):
|
(14) |
В полученное уравнение подставим выражение из уравнения (12):
|
(15) |
Перенесем слагаемые с переменными isx в левую часть:
Обозначим :
где - постоянная времени статорной обмотки в машинном (ЭВМ) времени ;
- постоянная времени статорной обмотки в реальном времени .
Тогда isx определится в следующей форме:
Структурная схема для определения тока isx дана на рис. 4.
Рис. 4. Структурная схема для определения тока isx
Аналогично, система уравнений по проекции y (+j):
Подставим уравнение (8) в (2”):
|
(16) |
Из уравнения (16) выразим :
|
(17) |
Для получения апериодического звена перенесем слагаемые с ψry в левую часть:
Умножим обе части полученного уравнения на lm и вынесем за скобки :
Отсюда ψry определится в следующей форме:
Структурная схема для определения потокосцепления ψry приведена на рис. 5.
Рис. 5. Структурная схема для определения потокосцепления ψry
Для определения isy подставим уравнения (9) и (10) в (1”):
|
(18) |
Подставим из (17) в полученное уравнение:
|
(19) |
Перенесем слагаемые с переменными isy в левую часть:
Ток isy определится в следующей форме:
Структурная схема для определения isy приведена на рис. 6.
Рис. 6. Структурная схема для определения тока isy
На рис. 7 представлена структурная схема для реализации уравнения электромагнитного момента (5):
Рис. 7. Математическая модель определения электромагнитного момента m
Наконец, из уравнения движения (6) выразим механическую угловую скорость вращения вала двигателя (рис. 8):
Рис. 8. Математическая модель определения механической угловой скорости вращения вала двигателя
Электрическая скорость вращения ротора (рис. 9):
Рис. 9. Математическая модель определения электрической скорости вращения ротора
Математическая модель асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с переменными is – ψr на выходе апериодических звеньев приведена на рис. 10. Параметры асинхронного двигателя рассмотрены в работах [3] и [4].
Рис. 10. Математическая модель асинхронного двигателя с переменными is – ψr на выходе апериодических звеньев
Развернутая схема САР скорости асинхронного двигателя приведена на рис. 11. Под каждым элементом развернутой схемы САР скорости указаны его номер и название.
Рис. 11. Развернутая математическая модель САР скорости асинхронного двигателя
В контурах тока по проекциям x и y были получены одинаковые передаточные функции объектов управления:
Синтез регуляторов тока производится по классической схеме [2]:
где - компенсация объекта;
- исключение статической ошибки;
- введение новой постоянной времени контура тока.
Передаточная функция фильтра:
Принимаем настройку на модульный оптимум , тогда передаточные функции регуляторов тока по проекциям x и y:
где Tμ - некомпенсируемая постоянная времени (примем Tμ = 0,0025 с).
Обозначим:
Математические модели ПИ-регуляторов тока по проекциям x и y под номерами 4 и 6 приведены на рис. 12 и 13.
Рис. 12. ПИ-регулятор тока по проекции x
Рис. 13. ПИ-регулятор тока по проекции y
Важной частью структуры является наблюдатель, который служит для вычисления амплитуды и углового положения вектора потокосцепления ротора. Поскольку в системе x, y поток ротора ориентирован по оси x, определим модуль |ψrx|, исключив из уравнения (13) составляющую потока ψry:
|
(20) |
Произведем оценку угла потока ротора, для чего сначала выразим частоту скольжения из уравнения (16) при ψry = 0:
Интегрируя скольжение и складывая его с вычисленным, как интеграл скорости, углом ротора, можно получить угол потока ротора в неподвижной системе координат [6].
Математическая модель наблюдателя потокосцепления ротора (номер 8) приведена на рис. 14.
Рис. 14. Модель наблюдателя потокосцепления ротора
Выполним синтез регулятора потока. Из (20) передаточная функция объекта управления в контуре потока будет иметь следующий вид:
Передаточная функция регулятора потока:
Примем , где n = 1; 2; 10; 20. Тогда передаточная функция регулятора потока определится следующим образом:
Выразим коэффициенты ПИ-регулятора потока:
Модель ПИ-регулятора потока под номером 2 представлена на рис. 15.
Рис. 15. ПИ-регулятор потока
В контуре скорости передаточная функция объекта имеет следующий вид:
Синтез регулятора скорости:
где
Математическая модель П-регулятора скорости (номер 1) приведена на рис. 16.
Рис. 16. Пропорциональный регулятор скорости
В системе управления предусмотрена компенсация внутренних перекрестных связей. Из уравнений (14) и (18) выразим компенсационные составляющие каналов управления:
Математическая модель компенсации перекрестных связей (номер 5) представлена на рис. 17.
Рис. 17. Компенсация внутренних перекрестных связей
Задание на скорость ω* формируется в блоке Signal Builder (рис. 18).
Рис. 18. Сигнал задания на скорость ω*
Номинальное потокосцепление ротора в соответствии с [3] определяется по следующей формуле и при векторном управлении поддерживается постоянным:
Задание на статорный ток по проекции y:
Отсюда
Математическая модель определения задания (номер 3) дана на рис. 19.
Рис. 19. Реализация задания статорного тока по проекции y
Расчет параметров производим в Script:
PN=320000; UsN=380; IsN=324; fN=50; Omega0N=104.7; OmegaN=102.83; nN=0.944; cos_phiN=0.92; zp=3; Rs=0.0178; Xs=0.118; Rr=0.0194; Xr=0.123; Xm=4.552; |
J=28; Ub=sqrt(2)*UsN; Ib=sqrt(2)*IsN; OmegasN=2*pi*fN; Omegab=OmegasN; Omegarb=Omegab/zp; Zb=Ub/Ib; kd=1.0084; Mb=kd*PN/OmegaN; Pb=Mb*Omegarb; rs=Rs/Zb; lbs=Xs/Zb; lbr=Xr/Zb; lm=Xm/Zb; |
Tj=J*Omegarb/Mb; betaN=(Omega0N-OmegaN)/Omega0N; SsN=3*UsN*IsN; ZetaN=SsN/Pb; kr=lm/(lm+lbr); lbe=lbs+lbr+lbs*lbr*lm^(-1); roN=0.9962; rrk=roN*betaN; Tr=lm/(rrk*kr); re=rs+rrk*kr^2; Te=kr*lbe/re; Tm=0.0025; Tm1=0.0075; psi_rN=0.942; |
Числовые значения параметров выводятся в окне Workspace (рис. 20).
Рис. 20. Числовые значения параметров в окне Workspace
Зависимости потокосцеплений ψrx(t) и ψry(t) при различных постоянных Tψ приведены на рис. 21.
Рис. 21. Графики потокосцеплений ψrx и ψry при , где n = 1; 2; 10; 20
Зависимости ω, m, isy в различные моменты включения задатчика интенсивности tинт = 0,1; 0,8 с даны на рис. 22. Характеристика потокосцепления ψrx соответствует постоянной .
Рис. 22. Зависимости ω, m, isy в различные моменты включения задатчика интенсивности tинт = 0,1; 0,8 с при
Литература:
- Емельянов А.А., Бесклеткин В.В., Авдеев А.С., Чернов М.В., Киряков Г.А., Габзалилов Э.Ф. Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ψr - is на основе апериодических звеньев в Script-Simulink // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 24-34.
- Шрейнер Р.Т. Системы подчиненного регулирования электроприводов: учеб. пособие / Р.Т. Шрейнер. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. – 279 с.
- Шрейнер Р.Т. Электромеханические и тепловые режимы асинхронных двигателей в системах частотного управления: учеб. пособие / Р.Т. Шрейнер, А.В. Костылев, В.К. Кривовяз, С.И. Шилин. Под ред. проф. д.т.н. Р.Т. Шрейнера. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 361 с.
- Шрейнер Р.Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. – Екатеринбург: УРО РАН, 2000. - 654 с.
- Шрейнер Р.Т. Электроприводы переменного тока на базе непосредственных преобразователей частоты с ШИМ: монография / Р.Т. Шрейнер, А.И. Калыгин, В.К. Кривовяз; под. ред. Р.Т. Шрейнера. - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2012. – 223 с.
- Калачёв Ю.Н. Наблюдатели состояния в векторном электроприводе. - М.: Самиздат, 2015. - 80 с.