В статье рассматривается актуальность проектирования образовательной среды в условиях центров помощи детям. Описывается концепция создания развивающей образовательной среды на базе ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1.
Ключевые слова: уклад жизни, развивающая образовательная среда, центр помощи детям, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В условиях модернизации образования педагогический процесс в центрах помощи детям имеет свои особенности, которые заключаются в том, что он реализуется в различных направлениях: воспитание, забота, контроль, организация свободного времени, профилактика правонарушений, приобщение к здоровому образу жизни, коррекционная работа.
В связи с этим образовательная среда выступает важным компонентом освоения воспитанником окружающей действительности и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целом.
Образовательная среда оказывает большое влияние на то, каким выйдет человек из стен учреждения. Развивающая образовательная среда обеспечивается комплексом условий (общественных, пространственно-предметных, собственно учебно-воспитательных-дидактических) для саморазвития всех субъектов образовательного процесса; обеспечивается усвоение ценностных представлений общества; должны удовлетворяться его (ребенка) разумные потребности разных уровней; обеспечивается взаимодействие всех субъектов педагогического процесса. [1, с. 357].
В А. Ясвин под развивающей образовательной средой понимает такую образовательную среду, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса [3].
После реорганизации детских домов в центры помощи детям государство выдвинуло новые задачи для данных учреждений. Для решения поставленных задач в настоящее время воспитанники помещаются в семейно-воспитательные группы. Следовательно, поменялся коренным образом весь уклад жизни детей, и произошла перестройка в деятельности всех специалистов, осуществляющих заботу о каждом конкретном ребенке.
Именно поэтому в ГКУСО РО Новочеркасском центре помощи детям № 1 создается такой уклада жизни, при котором воспитанники помещаются в условия, в которых они учатся быть самостоятельными, решать свои проблемы, не перекладывая ответственность на других; приобретают опыт социально-активной деятельности и преобразования окружающего пространства. Что же такое уклад жизни учреждения?
Уклад жизни учреждения как установленный порядок, сложившееся устройство представляет собой определённый организационный стандарт его эффективного функционирования. Источником уклада жизни является процесс взаимопроникновения всех элементов образовательной системы (идеалов, ценностей, целей, различных видов деятельности и взаимодействия, управления).
Уклад жизни формирует образовательную среду центра помощи детям, в котором атмосфера и стиль отношений создают не меньшие образовательные эффекты, чем реализуемые в учреждении программы. Он может меняться, менять поведение людей, приобретать новые качества и реализовывать новые функции. Принципиально важным является тот факт, что образовательная среда вначале формируется под влиянием идей, целей и ценностных ориентаций её субъектов и различных видов деятельности, а затем, сформированная таким образом, она воздействует на все реализуемые в её рамках виды деятельности и развивает их, включая самого воспитанника как субъекта деятельности.
Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды мы классифицировали предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач:
‒ создание семейной среды посредством создания в учреждении семейно-воспитательных групп;
‒ воспитание детей-родственников в одной социальной семье;
‒ разновозрастной принцип комплектации групп, что позволяет быстрее социализироваться младшим детям, а старшим — учиться заботиться, формировать привязанность, ответственность;
‒ открытость учреждения, что позволяет обеспечить образовательную, познавательную, физическую активность детей вне стен центра помощи детям, дав опыт взаимодействия со сверстниками, воспитывающимися в семьях граждан;
‒ создание условий выбора в повседневной жизни ребенка (формирование личности ребенка).
В. А. Ясвин выделяет следующие характеристики развивающей образовательной среды: активность, доминантность, интенсивность, когерентность (согласованность), мобильность, обобщенность, осознаваемость, устойчивость, широта, эмоциональность [2].
Основываясь на вышеприведенных характеристиках, выделим ряд мероприятий и действий, позволивших создать функционирующую в настоящее время в центре помощи детям развивающую образовательную среду, основанную на субъект-субъектном взаимодействии всех участников педагогического процесса.
Характеристика среды |
Мероприятия и (или) действия, направленные на достижение оптимального показателя данного компонента. |
|
Для воспитанников |
Для педагогов |
|
Активность |
Вовлечение воспитанников в участие в досуговых мероприятиях различного уровня как внутри, так и за пределами учреждения. Организация участия детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях различного уровня с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и личных склонностей. Участие в социально значимых акциях. |
Организация и проведение на базе учреждения семинаров, круглых столов, открытых занятий и мероприятий различного уровня. Обеспечение участия педагогов центра помощи детям в семинарах, тренингах, конференциях различного уровня. Привлечение педагогов к научно-методической работе (публикация собственных методических разработок, материалов исследований). Публикация материалов о деятельности учреждения в местных СМИ. |
Доминантность |
Эффективная организация досуга воспитанников внутри учреждения и за его пределами. Организация значимых мероприятий с совместным участием воспитанников и педагогов (например, новогодние утренники). Практика наставничества (взаимодействие в группе волонтер — воспитанник). Создание благоприятного психологического климата в семейно-воспитательной группе и комфорт во взаимодействии с педагогами. |
Организация значимых мероприятий с совместным участием воспитанников и педагогов (например, новогодние утренники). Обеспечение стабильности основного состава педагогического коллектива за счет удовлетворения профессиональных запросов педагогов: материально-техническая оснащенность воспитательных групп, повышение квалификации и т. п. Обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе (практика наставничества среди педагогов и т. д.). |
Интенсивность |
Вариативность досуга внутри учреждения за счет функционирования системы дополнительного образования. Доступ к посещению учреждений дополнительного образования города. Организация экскурсий в масштабах города и области. |
Участие педагогов в экскурсиях. Обеспечение участия в работе творческих педагогических групп и объединений. Непрерывное самообразование. |
Когерентность |
Установление и поддержание связей с учреждениями среднего профессионального образования города (профориентация, посещение Дней открытых дверей). Установление и поддержание связей с шефскими предприятиями (Новочеркасский электродный завод, С-К ОЦОР ОАО «РЖД» и другие). |
Установление и поддержание связей с ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО с целью повышения квалификации педагогических работников, организации опытно-педагогической работы. Обеспечение дистанционного участия педагогов в работе педагогических сообществ и электронных СМИ. |
Мобильность |
Обеспечение доступа воспитанников в библиотеку учреждения. Предоставление возможности использования различных цифровых носителей, информационных технологий. |
Освоение педагогами инновационных педагогических практик, методов, технологий (артпедагогика и прочие). Повышение квалификации (как очно, так и в дистанционном формате). Обмен опытом с коллегами, работающими в аналогичных учреждениях. |
Обобщенность |
Организация работы органов самоуправления (Детский совет воспитанников). Вовлечение в различные коллективные дела (творческие, трудовые и так далее). |
Вовлечение в различные коллективные дела (творческие, трудовые и так далее). Поддерживается тесный контакт с представителями психолого-педагогической науки. |
Осознаваемость |
Ознакомление воспитанников с историей учреждения. Торжественное празднование юбилейных дат. Наличие информационных стендов, где представлена история учреждения. Дети принимают участие в благоустройстве территории учреждения. |
Обновление сайта учреждения. Размещение информации о наиболее ярких мероприятиях на сайте министерства образования Ростовской области. Ознакомление сотрудников с историей учреждения. Торжественное празднование юбилейных дат. Ведется фотолетопись учреждения. Педагогический коллектив активно следит за судьбой воспитанников. |
Широта |
Развитие у детей личностных качеств, необходимых для успешной жизни в современном обществе. Обеспечение широких социальных контактов: — спонсоры, шефские организации; — граждане, оформившие гостевой режим; — учреждения среднего общего образования; — учреждения дополнительного образования города. |
Взаимодействие с общественными организациями, волонтерами, спонсорами. Взаимодействие с гражданами, желающими взять воспитанника под опеку. Взаимодействие с гражданами, оформившими гостевой режим. Взаимодействие с коллегами внутри учреждения и за его пределами. |
Эмоциональность |
Общение с сотрудниками как в формальной, так и не в формальной обстановке. |
В педагогическом коллективе принято делиться не только профессиональными, но и личными проблемами. Профилактика эмоционального выгорания. Общение с воспитанниками как в формальной, так и не в формальной обстановке. |
В результате мы можем сделать вывод о том, что проектирование и реализация модели развивающей образовательной среды в условиях центров помощи детям — это прикладная педагогическая задача, требующая решения в условиях осуществления изменений в работе системы сиротских учреждений в Российской Федерации. При этом данную задачу можно успешно выполнить при условии мобильности и гибкости как педагогов, так и воспитанников, поскольку только в этом случае мы можем построить субъект-субъектное взаимодействие с детьми в условиях постоянно изменяющихся факторов, воздействующих на систему как извне, так и изнутри.
Литература:
- Артеменко О. Н., Абакарова Э. Г. Создание развивающей образовательной среды как актуальное и перспективное направление профессиональной деятельности учителей начальных классов // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-razvivayuschey-obrazovatelnoy-sredy-kak-aktualnoe-i-perspektivnoe-napravlenie-professionalnoy-deyatelnosti-uchiteley (дата обращения: 16.03.2018).
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
- http://vikidalka.ru/1–105483.html/Развивающее образование и развивающая образовательная среда (дата обращения: 16.03.2018).