В настоящее время содержание школьного исторического образования построено на научной основе историко-культурного стандарта. В самом деле, проблема упорядочивания, систематизации исторического образования давно стояла на повестке дня. На многие образовательные вопросы данный стандарт дал исчерпывающие ответы: принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе, перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий.
Важной мировоззренческой задачей курса является раскрытие как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории. Это должно достигаться с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введение в содержание образования элементов компаративных характеристик. Так должно быть в теории.
На сегодняшний день обучение учащихся по новым учебникам истории России составленных в соответствии с историко-культурным стандартом идёт третий год. Пришло время первоначального осознания как на практике реализуются поставленные задачи.
Выбор учебника по истории России должен осуществляться на основе федерального перечня учебников, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. В настоящее время это могут быть учебники следующих линий:
‒ издательство «ДРОФА». Рабочая программа История России. 6–10 классы. (И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко)
‒ издательство Русское слово. Рабочая программа История России. 6–9 классы. (Алексашкина, Н. И. Ворожейкина, В. Н. Захаров, П. В. Лукин, К. А. Соловьёв, А. П. Шевырёв)
‒ издательство «Просвещение» Рабочая программа История России. 6–9 классы. (А. А. Данилов, О. Н. Журавлёва, И. Е. Барыкина)
Выбор учебников по всеобщей истории немного больше, их содержание не претерпевало изменений в связи с введением нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и не пересматривалось для осуществления синхронизации курсов истории России и всеобщей истории.
Разберём некоторые возникающие вопросы при обучении по новым учебникам курсов истории России и всеобщей истории на примере учебников высоко авторитетного издательства «Просвещение».
Из рабочей программа по всеобщей истории предметной линии учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы:
№п/п |
Тема курса |
Класс |
Количество часов на изучение (прим.учебный план) |
1 |
История Древнего мира |
5 класс |
68 |
2 |
История Средних веков |
6 класс |
28 |
3 |
История Нового времени. 1500–1800 |
7 класс |
26 |
4 |
История Нового времени 1800–1900 |
8 класс |
26 |
5 |
Новейшая история |
9 класс |
34 |
Авторами программы предполагается что усвоение учащимися курсов всеобщей истории в 5–9 классах станет основополагающим для понимания и осмысления курса «История России» с 6 по 11 класс.
Из рабочей программы по истории России предметной линии учебников А. А. Данилова, О. Н. Журавлёвой, И. Е. Барыкина:
№п/п |
Тема курса |
Класс |
Количество часов на изучение (прим.учебный план) |
- |
5 класс |
- |
|
2 |
От древней Руси к Российскому государству (с древности до конца XV в) |
6 класс |
40 |
3 |
Россия в XVI-XVII вв. |
7 класс |
40 |
4 |
Россия в конце XVII-XVIII в. |
8 класс |
40 |
5 |
Российская империя в XIX — начале XX в. |
9 класс |
40 |
Рассмотрим имеющийся новый учебно-методический комплект по истории России с точки зрения некоторого опыта работы по нему.
‒ Учебник История России в 2х частях Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Левандовский А. А. и др. / Под ред. А. В. Торкунова
‒ Артасов И. А. История России. Контрольные работы.
‒ История России. Поурочные рекомендации. Коллектив авторов-лауреатов
‒ Рабочие тетради И. А. Артасов, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, Л. А. Соколова
Кроме этого, по некоторым классам разработаны книги для чтения (не удалось купить, заказывали от школы), атласы и контурные карты. Очевидно, комплект будет постепенно пополняться. Хотя уже сейчас это довольно разработанный комплекс, изданный в удобном формате, хорошо иллюстрированный, удобный в работе.
Хорошо продумана структура учебника. В конце большинства параграфов представлены отрывки из подлинных исторических источников, задания для работы с картами, по отдельным вопросам приводятся разные точки зрения историков, имеются вопросы на повторение и закрепление пройденного.
Положительно и своевременно то что в учебнике есть материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. Дети учатся работать самостоятельно с книгой, тетрадью, учатся учиться.
Особый разговор (хоть и короткий) о стиле, языке на котором изложен учебный материал. Оставляет желать лучшего. Нередко подача материала затрудняет понимание темы.
О рабочих тетрадях. Хорошо, что они разработаны к каждому учебнику для всех классов. Вызывает некоторое сомнение обилие заданий, не опирающихся на материал в учебнике. По задумке авторов, учащиеся должны привлекать дополнительные источники при выполнении таких заданий, прежде всего такими источниками выступают материалы Интернета. На практике это приводит к появлению вопросов в сети Интернет, цитирующих задания рабочих тетрадей и ответов к этим вопросам.
Интернет — это реалии нашего времени. Несомненно, он может и должен использоваться при изучении вопросов истории. Однако как должны быть сформулированы задания, что должны найти дети, как они должны поработать с этим материалом — это вопросы, в которых предстоит научиться ориентироваться не только коллективу авторов учебника и тетрадей, но и всему педагогическому сообществу.
О синхронизации курсов истории России и всеобщей истории. Необходимо иметь в виду что в соответствии с примерным учебным планом основного общего образования (Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением от 8 апреля 2015. Протокол от № 1/15) на изучение Истории России и Всеобщей истории выделяется в общей сложности по два часа в неделю в каждом классе основной школы при пятидневной учебной неделе. В сетке примерного учебного плана основного общего образования учебные предметы История России. Всеобщая история — не разделены и указаны как один предмет. Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34–35 недель. В нашей школе — 34 недели. В каждом классе основной школы — 68 часов в год. Сложив количество часов в год одного и другого курса, мы получим общее количество часов, соответствующее примерному учебному плану.
Тем не менее, в рамках одного учебного предмета мы изучаем два разных исторических курса. При указанном количестве часов нет смысла вести Историю России и Всеобщую историю по одному часу в неделю. Логично изучать учебный предмет в каждом классе с курса всеобщей истории, т. к. она должна стать основополагающей для понимания и осмысления курса «Истории России».
Что же получается на практике?
В пятом классе курс истории России не изучается.
В шестом классе после изучения Истории Средних веков дети приступают к изучению курса «От древней Руси к Российскому государству (с древности до конца XV в)».
В седьмом классе после изучения Истории Нового времени. 1500–1800 переходят к изучению курса «Россия в XVI-XVII вв.».
В восьмом классе после изучения Истории Нового времени 1800–1900 изучают курс «Россия в конце XVII-XVIII вв.».
В девятом классе после изучения Новейшей истории будут изучать «Российскую империю в XIX — начале XX в.».
Необходимо сказать, что такое изучение истории не позволяет формировать целостное восприятие эпохи, затрудняет устанавливать связи Истории России с ведущими процессами мировой истории. Курсы Истории России, разработанные по историко-культурному стандарту, и по всеобщей истории начинают терять синхронизацию на второй год обучения — в 7 классе. В восьмом и девятом классах они утрачивают её полностью.
Существующий порядок, помимо отсутствия понимания всеобщности исторических процессов, закономерностей, несёт несомненный вред на подсознательном уровне: история России воспринимается учащимися более отсталой, неразвитой по сравнению с европейскими государствами, в следствии утраченной синхронизации курсов.
Это не проблема конкретной линии учебников. Если мы ознакомимся с программами и учебно-методическими комплексами других издательств, увидим примерно такую же картину.
Нужно отдать должное авторам предметной линии учебников А. А. Данилова, О. Н. Журавлёвой, И. Е. Барыкина: они продумали и по возможности попытались решить проблему: в учебнике существует постоянная рубрика «История в лицах: современники». В ней помещены краткие сведения о видных исторических деятелях России и других стран мира, живших примерно в одно время. Замысел интересный, помогает уточнить и оживить восприятие конкретного времени.
Вопрос синхронизации курсов истории России и всеобщей истории решён в примерной основной образовательной программе основного общего образования (2015г):
Синхронизация курсов всеобщей истории иистории России
Всеобщая история |
История России |
|
5 класс |
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Первобытность. Древний Восток Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим. |
Народы и государства на территории нашей страны в древности |
6 класс |
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XVвв. Раннее Средневековье Зрелое Средневековье Страны Востока в Средние века Государства доколумбовой Америки. |
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ КРОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII –XVвв. Восточная Европа в середине I тыс. н. э. Образование государства Русь Русь в конце X — начале XII в. Культурное пространство Русь в середине XII — начале XIII в. Русские земли в середине XIII — XIV в. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. Культурное пространство Формирование единого Русского государства в XV веке Культурное пространство Региональный компонент |
7 класс |
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVIIвв. От абсолютизма кпарламентаризму. Первые буржуазные революции Европа в конце ХV— начале XVII в. Европа в конце ХV— начале XVII в. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. Страны Востока в XVI—XVIII вв. |
РОССИЯ ВXVI— XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА КЦАРСТВУ Россия в XVI веке Смута в России Россия в XVII веке Культурное пространство Региональный компонент |
8 класс |
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIIIв. Эпоха Просвещения. Эпоха промышленного переворота Великая французская революция |
РОССИЯ ВКОНЦЕ XVII— XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА КИМПЕРИИ Россия в эпоху преобразований Петра I После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» Россия в 1760-х — 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Народы России в XVIII в. Россия при Павле I Региональный компонент |
9 класс |
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIXв. Мир кначалу XXв. Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. Страны Азии в ХIХ в. Война за независимость в Латинской Америке Народы Африки в Новое время Развитие культуры в XIX в. Международные отношения в XIX в. Мир в 1900–1914 гг. |
IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ВXIX— НАЧАЛЕ XXвв. Россия на пути к реформам (1801–1861) Александровская эпоха: государственный либерализм Отечественная война 1812 г. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм Крепостнический социум. Деревня и город Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Пространство империи: этнокультурный облик страны Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли Россия в эпоху реформ Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация «Народное самодержавие» Александра III Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Этнокультурный облик империи Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений Кризис империи в начале ХХ века Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма Общество и власть после революции «Серебряный век» российской культуры Региональный компонент |
Однако и на сегодняшний день мы занимаемся по учебникам всеобщей истории, вошедшим в федеральный перечень учебников, прошедших соответствующую экспертизу, по программам не соответствующим историко-культурному стандарту и не соответствующим требованиям установленным примерной основной образовательной программой основного общего образования.
На мой взгляд, главная проблема перехода на обучение по новым учебникам истории России — «рассинхронизация» курсов истории России и всеобщей истории, что противоречит мировоззренческой задаче историко-культурного стандарта. Уверена, эта проблема должна уйти и со временем уйдёт из школьного исторического образования.
Литература:
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (2015г)
- Рабочая программа История России. 6–9 классы. (А. А. Данилов, О. Н. Журавлёва, И. Е. Барыкина) М. «Просвещение» 2016г
- Всеобщая история. Рабочие программы предметной линии учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы М. «Просвещение» 2014г