В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с контрабандой стратегически важных ресурсов. Проанализирована статистика стратегически важных ресурсов на примере леса и лесоматериалов. На основе проведенного исследования предлагается дать решение проблемы контрабанды. На сегодняшний день эта проблема является весьма актуальной не только в нашем регионе, но и во всей стране в целом.
Ключевые слова: контрабанда, стратегически важные товары и ресурсы, лесная отрасль, лес и лесоматериалы, незаконная рубка, нелегальный оборот, таможенные органы, экспорт, уголовная ответственность, экономическая безопасность.
В последнее время все большее распространение во всей приступной среде завоевывает контрабанда. Она причиняет вред всем сферам жизнедеятельности государства и ее опасность представляется в том, что:
– Наносится экономический вред государствам, так как не поступают в бюджет страны установленные таможенные пошлины и платежи на ввозимые и вывозимые товары;
– Увеличиваются доходы контрабандистов, что способствует развитию их незаконной деятельности.
Важнейшей опасностью в сфере экономической безопасности является сохранение экспортно-сырьевой модели развития экономики, потеря контроля над национальными ресурсами, уменьшение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономических обстоятельств, упадок состояния энергетики и сырьевой базы промышленности, сохранение условий для коррупции криминализации хозяйственно-финансовых отношений. Явное неблагоприятное воздействие на обеспечение национальной безопасности может оказать дефицит стратегически важных ресурсов. Все вышеуказанное определяет актуальность темы исследования.
Стратегически важные ресурсы, составляют значительный объем российского экспорта, в связи с чем формируют основную часть поступлений в доходную часть федерального бюджета. Экспорт леса и лесоматериалов относится к числу наиболее криминогенных сфер внешнеэкономической деятельности.
В РФ борьба с контрабандой, главным образом, возложена на таможенные органы. Главной задачей является предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, для реализации которой задействован массивный блок средств и методов, огромное количество сотрудников и единиц техники. «К основным направлениям развития таможенной службы Российской Федерации относятся: таможенное регулирование; осуществление фискальной функции; правоохранительная деятельность; предоставление государственных услуг и осуществление контрольно-надзорных функций; содействие интеграционным процессам и международному сотрудничеству». [1]. Каждое из направлений деятельности непосредственно относится к контрабанде. Из данных таможенной статистики внешней торговли Сибирский федеральный округ является крупным участником международного рынка леса и лесоматериалов.
В 2017 году в регионе деятельности Сибирского таможенного управления экспорт лесоматериалов составил 2 708,2 млн. по сравнению с 2016 годом возрос на 22,3 %. Вывоз лесоматериалов осуществлялся в 55 стран: доля поставок в Китай от общего объема — 83 %, в Узбекистан — 6 %, в Японию — 3 %. Значительные объемы экспортных поставок лесоматериалов оформлялись в Иркутской и Красноярской таможнях. [2]
Незаконный оборот заготовленной древесины влияет на экономическую безопасность страны так, как наносит значительный вред экономике, ухудшают имидж лесной промышленности России и зарубежных стран — потребителей российского круглого леса.
В регионах Сибирского федерального округа, ориентированных на вывоз леса и лесоматериалов, одной из главных препятствий является проблема незаконных рубок и оборота лесопродукции, полученной противоправным способом.
По словам главы Минприроды Сергея Донского, на территории Сибирского федерального округа за 2016 год выявлен 7631 факт незаконной рубки лесных насаждений объемом 1266,0 тыс. м3. Урон, причиненный лесам, составил 6,5 млрд. руб. Значительное число случаев приходится на Иркутскую область 81 %, или 407,1 тыс. куб. Данные незаконной выработки за 2016г в Сибирском федеральном округе изображены на Рисунке 1. [3]
Рис. 1. Незаконная вырубка леса за 2016г., тыс. куб. м.
Из данных сайта рослесхоз, в сравнении с данными 2015 годом увеличение незаконных рубок составило по числу случаев 4 %, по объему –56 %, и по причиненному ущербу — 48 %. Около 70 % незаконных рубок замечено на территории Иркутской области.
Из вышеперечисленных статистических данных можно сделать вывод, что с каждым годом увеличивается объем незаконной вырубки леса и приобретает угрожающий масштаб для экономики страны.
Нелегальное перемещение леса и лесоматериалов через таможенную границу является одним из главных правонарушений. В Уголовном кодексе предусмотрена ответственность за нарушение незаконного перемещения, которая регулируется ст. 226.1 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов». [4]
Например, в Сибирском регионе за четыре месяца 2017 года возбудили 47 уголовных дел по статье 226.1, связанных с нелегальным вывозом древесины. Восемь из них были возбуждены в Новосибирске. В прошлом году в данный период таможни Сибирского региона возбудили 25 таких дел.
Увеличение уголовных дел, связанных с контрабандой леса, замечены были в Алтайской таможне — на 19 дел больше, чем с января по апрель 2016 года, Читинской — на 4 дела, Бурятской — на три дела и Иркутской — на 2 дела. Общая стоимость нелегально перемещенного леса и лесоматериалов с января по апрель 2017 года в регионе составила 317,1 млн. рублей, в Новосибирске — 70,8 млн. рублей. [5]
Контрабанда стратегически важных ресурсов несет за собой наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.
Значимое решение проблемы по незаконным рубкам леса и контрабанде лесных товаров зависит от организованного сотрудничества различных ведомств, а таможенным органам необходимо обеспечить действенный таможенный контроль при пересечении леса и лесоматериалов через таможенную границу Таможенного союза, чтобы не допустить попадания нелегально заготовленной древесины не только на рынок Европейского Союза, но и на рынки других стран.
Для того чтобы зарубежные импортеры в сфере торговли имели дело только с легальным лесоматериалом, в России нужно обеспечить прозрачность отношений в лесном секторе путем скорейшего принятия закона, направленного на пресечение контрабанды леса и лесоматериалов, а также установление соответствующей системы контроля над оборотом круглых лесоматериалов внутри страны.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р (ред. от 07.08.2017) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».
- Экспорт лесоматериалов в Сибири // ТКС. URL: http://www.tks.ru/news/nearby/2018/01/18/0002 (дата обращения: 12.03.2018).
- Незаконная рубка лесных насаждений // Федеральное агенство лесного хозяйства. URL: http://www.rosleshoz.gov.ru (дата обращения: 12.03.2018).
- Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ// «Российская газета» от 25.06.1996 № 118.
- Контрабанда древесины // Федеральная таможенная служба сибирское таможенное управление. URL: http://stu.customs.ru (дата обращения: 12.03.2018).