В статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллектива, реализуемый старшим воспитателем ДОУ с привлечением всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагогов, специалистов ДОУ и родителей воспитанников). Приводятся практические рекомендации по выбору содержательной части каждого блока методического сопровождения педагогов ДОУ.
Ключевые слова: педагогический коллектив, методическое сопровождение педагогов, дошкольное образование.
Постановка проблемы. На сегодняшний день в условиях реализации ФГОС ДО в практической работе подавляющего большинства дошкольных образовательных учреждений возникают непредвиденные сложности, трудности, требующие своевременного и быстрого реагирования от педагогов, которые в силу отсутствия подобного рода опыта деятельности, остро нуждаются в помощи — методическом сопровождении. Проблема методического сопровождения педагогов ДОУ носит комплексный характер, так как она отражает механизмы взаимодействия людей в социальной сфере, выступает во временной, пространственной и институциональной формах, может быть отражена посредством системно-структурных, процессуальных и деятельностных характеристик (И. А. Липский).
Цель статьи заключается в раскрытии сущности методического сопровождения педагогов ДОУ.
Изложение основного материала. Важнейшим требованием к реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является постоянное методическое сопровождение педагогов. В условиях современного дошкольного образовательного учреждения методическое сопровождение воспитателя можно рассматривать как наиболее оптимальный способ организации методической деятельности. Методическое сопровождение — это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта. Сущность методического сопровождения педагогов заключается в систематической коллективной и индивидуальной деятельности педагогических кадров, направленной на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства [2].
Анализируя результаты наблюдений за взаимоотношениями детей в старших группах детского сада, можно сделать вывод о недостаточном, а порой и низком уровне сформированности у детей навыков продуктивного общения. Формирование коммуникативных навыков остается вне зоны внимания воспитателей. В основном педагоги занимаются развитием познавательных умений детей и налаживанием общей дисциплины в группе. Современное семейное воспитание зачастую не в состоянии обеспечить полноценное коммуникативное развитие ребенка. Все это приводит к тому, что дети предпочитают играть самостоятельно, изолированно от других, не принимая сверстников в свои игры. Возрастает количество конфликтных ситуаций. Есть дети, которые умеют общаться только со взрослыми [1, c. 54–55].
Для решения вышеперечисленных проблем, а также для более качественной подготовки к школе в плане их социальной готовности и предупреждению школьной дезадаптации необходимо методическое сопровождение педагогов ДОУ в процессе формирования социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе, как наиболее эффективная форма работы в детском саду.
Ведущая цель такого рода методического сопровождения: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития навыков свободного и продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками.
Методическое сопровождение педагогов ДОУ строится по блокам (диагностическому, психологическому просвещению и профилактики, а также по блоку консультирования педагогов) и реализуется старшим воспитателем с привлечением всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагогов, специалистов ДОУ и родителей воспитанников) [5].
Диагностический блок. В начале сопроводительной работы с педагогами нужно сделать акцент на диагностическом интструментарии при работе с дошкольниками для выявления актуального уровня сформированности социально-коммуникативной готовности ребенка к школе. Данной работе обязательно предшествует внимательное изучение педагогом и психологом коммуникативного поведения каждого ребенка в группе сверстников, его эмоционального благополучия, а также общий уровень психологического комфорта группы и стиль взаимоотношений педагогов с воспитанниками. С этой целью проводятся наблюдения разных видов деятельности воспитанников, уточняющие беседы с воспитателями. Анализ результатов наблюдений позволяет выявить детей, испытывающих трудности в общении, особенности взаимодействия взрослых и детей, влияние взрослых на формирование социально — коммуникативных навыков каждого ребенка.
Затем психологом проводится более тщательное, углубленное обследование детей. По мере необходимости к обследованию подключаются логопед и дефектолог. Это необходимо детям, у которых нарушения речи или задержка психического развития тормозит формирование коммуникативных навыков.
По результатам обследования выявляются особенности социально-коммуникативного развития ребенка, планируется содержание индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, проводится консультирование педагогов и родителей воспитанников по подготовке детей к школе.
Блок психологического консультирования необходим не только педагогам ДОУ, но и родителям дошкольников. С самого рождения ребенок постепенно овладевает социально-коммуникативным опытом через эмоциональное общение со взрослыми. Именно они: родители, педагоги контролируют, направляют общение детей, показывают способы взаимодействия, одобряют или не одобряют то или иное поведение ребенка в общении. Поэтому на них ложится огромная ответственность по формированию социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе.
Блок психологического просвещения и профилактики является очень важным в методическом сопровождении педагогов ДОУ. Темы просветительской и профилактической работы варьируются в зависимости от конкретных условий и актуальных на текущий момент проблем, но некоторые темы рекомендованы для обязательного освещения. В данной работе необходимо учитывать не только вопросы общения ребенка со сверстниками или взрослых с детьми, но и особенности взаимодействия взрослых друг с другом (общение педагогов в коллективе и взаимоотношения родителей в семье). Это важно, так как личный пример взрослого — один из эффективных методов развития тех или иных качеств личности ребенка.
В рамках профилактической работы с педагогами на педсоветах и педчасах проводятся психологические тренинги, направленные на формирование навыков общения и сплоченность коллектива. Для родителей и педагогов оформляются тематические информационные стенды.
Примерная тематика просветительской работы с педагогами ДОУ:
– «Понятие коммуникативного развития. Методы и приемы формирования коммуникативных навыков детей в детском саду».
– «Искусство общения в коллективе: взаимоотношения между педагогами, социально — психологический комфорт группы».
– «Повышение профессионального мастерства педагогов» (совершенствование коммуникативных навыков).
– «Общение — это серьезно!»
– «Роль воспитателя в становлении межличностных отношений детей в группе сверстников».
– «Детские конфликты: предупреждение и регулирование».
– «Такие «удобные» дети — работа воспитателя с застенчивыми и малоактивными детьми».
– «Учим детей общению».
– «Стиль семейного воспитания. Как построить оптимальное взаимодействие с ребенком».
– «Социальная адаптация ребенка к школе» [4, c.45].
Главная задача методического сопровождения на данном этапе — помочь педагогам и родителям организовать правильное взаимодействие с детьми в детском саду и дома. Для этого проводятся индивидуальные и групповые консультации, на которых рассматриваются конкретные коммуникативные затруднения ребенка во взаимодействии с другими детьми, родителями или педагогами; разрабатываются пути решения выявленных проблем, демонстрируются различные приемы общения с ребенком для формирования у него адекватного коммуникативного поведения для формирования социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Психологическое консультирование проводится по запросу педагогов, а так же по инициативе старшего воспитателя в случае особой актуальности проблемы.
Выводы. Таким образом, в статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде диагностического блока, психологического просвещения и профилактики, а также блока консультирования педагогов. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллектива, реализуемый старшим воспитателем ДОУ с привлечением всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагогов, специалистов ДОУ и родителей воспитанников). Данное исследование не исчерпывает всех практических вопросов методического сопровождения педагогов ДОУ в виду широты изучаемого явления, поэтому дальнейшие научные изыскания будут направлены на вопросы, связанные с методическим сопровождением педагогов в процессе формирования социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Литература:
- Алиева, Н. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: дис... канд. пед. наук / Н. Ф. Алиева. — Екатеринбург, 1994. —230 с.
- Виноградова Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. — М.: Айрисс-пресс, 2008.- 192 с.
- Дубцова, М. В. Методическое сопровождение педагога в условиях современного дошкольного учреждения / М. В. Дубцова // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: международная заочная научно-практическая конференция. — 2015г. — С. 55–58
- Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: Академия, 2000. — 415 с.
- Новицкая В. А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: диссертация... кандидата пед. наук — Санкт-Петербург, 2007. — 281 с.