Интеграционный метод обучения в школах и его особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (198) март 2018 г.

Дата публикации: 24.03.2018

Статья просмотрена: 4548 раз

Библиографическое описание:

Абдуллаева, Н. М. Интеграционный метод обучения в школах и его особенности / Н. М. Абдуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 141-142. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48825/ (дата обращения: 19.12.2024).



В этой статье раскрыты особенности использования интеграционных образовательных технологий, который помогает ученику изучать материал в призме изучения других предметов, даёт возможность для развития речи ученика, для расширения кругозора младших школьников, развивает умственные способности и организационные деятельности учеников, проявляет желание к учёбе и формирует положительные нравственные качества.

В современных общеобразовательных учреждениях педагоги практикуют множество методов обучения, направленных на максимально-целостную передачу информации ученику с тем, чтобы он мог наилучшим образом усвоить преподанный на уроке материал. В наш информационный век перед учителем открываются широкие возможности для применения на практике новейших информационных технологий с тем, чтобы провести урок с наибольшей пользой для учащихся.

Но вместе с новыми методами практикуются и старые ставшие уже привычными педагогическими технологиями, которые уже прошли проверку временем и на деле уже доказали свою эффективность. Одним из таких методов является интеграционный метод обучения.

Сначала раскроем суть понятия «Интеграционные методы обучения». До сегодняшнего дня существует множество определений касающиеся интеграционной технологии. В разных источниках даётся различные характеристики этой технологии. Но наиболее точное определение интеграционной технологии даётся Г. Ф. Федорцем: «Межпредметные связи — это педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших своё отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функцию в их органическом единстве».

Г. Ф. Федорц привел доводы с которыми трудно не согласиться. Интеграционный метод обучения и межпредметных связей помогает ученику полностью воспринять преподанную тему, посмотреть на него с другой, часто неожиданной стороны, учиться проводить нужные параллели.

Какую пользу может принести данный метод обучения? В этом случае можно привести несколько доводов, которые помогут прояснить вопрос о целесообразности его применения на уроках.

– Этод метод помогает ученику изучать материал в призме изучения других предметов;

– Даёт возможность для развития речи ученика, для расширения кругозора младших школьников;

– Развивает умстстсвенные способности и организационные дятельности учеников;

– Проявляет желание к учёбе;

– Формирует положительные нравственные качества;

Интеграция в обучении ориентируется на развитие и на саморазвитие личности школьника.

Различают три уровня интеграции

  1. Внутрипредметная интеграция. Она подразумевает, что ясно уже из названия, связь преподаваемой темы с прежними, которые уже были преподаны раньше, то есть в этом виде интеграции предлагается синтез предыдущих фактов, понятий, принципов двух и более тем. Здесь можно сказать, что предмет, изучаемый на уроке, может стать логическим продолжением предыдущей темы. Учитель, раскрывая предмет изучения на уроке, проводит параллели с прежде изученными темами. Это даёт возможность для воспроизведения в сознании ученика прежнего урока и закрепляет его в сознании. Это означает что ученик не только усваивает новый урок и повторит предыдущий, а это поможет сделать уровень его знаний глубже.
  2. Межпредметная интеграция-это синтез фактов, понятий, принципов двух или более дисциплин. По сравнению с прежним, вышеописанным методом, этод метод даёт преподавателю более широкие возможности для воплощения в жизнь задумок, приготовленных на время урока. Условием для данного метода обучения являются одинаковые или близкие методы исследования. Такие уроки строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.
  3. Транспредметный метод обучения подразумевает применение одинаковых фактов, методов при изучении различных дисциплин, преподаваемых в общеобразовательных учреждениях типа школа. Нужно особо отметить то обстоятельство, что не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке можно назвать интегрированным уроком. Для этого нужно чтобы совпали несколько факторов, и один из них-наличие ведущей идеи, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока.

Возможности интеграционной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика, и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель — ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям. Осознание учащимися личностной значимости изучаемого и потребности в достижении определенных учебных результатов мотивируется четким описанием комплексной качественной цели, которой может ученик достичь по завершении урока, критериев уровней усвоения и методической обеспеченностью в их достижении каждым учеником, реальный же результат всецело зависит от самого ученика.

Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины. Потребность в самореализации удовлетворяется, во-первых, возможностью с помощью интегрированного урока учиться всегда успешно и, во-вторых, свободой выбора творческой деятельности и нестандартных заданий.

Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; экспериментальную работу.

При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.

Интеграционная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.

В результате по урокам — модулям увеличивается объём работы, появляются навыки самоконтроля, самооценки, улучшается организация учебного труда, учатся работать в парах подгруппах, увеличивается накопляемость оценок.

Использование интеграционной технологии на уроках внеклассного чтения даст наибольший результат. Такие уроки больше заинтересует учеников чем традиционные. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным.

Результаты этой работы таковы: увеличивается объём работы, появляются навыки самоконтроля, самооценки, улучшается организация учебного труда, чаще работают в парах, увеличивается накопляемость оценок.

Дальнейшие уроки с использованием интеграционных технологий и использование модульной технологии на уроках внеклассного чтения позволит дополнить и обогатить теоретические основы новых методик преподавания.

Литература:

  1. Мавлонова Р. А., Арабова M., Салохиддинова Г. “Педагогик технология” Tашкент, Фан, 2008.
  2. Мавлонова Р. А., Рахмонқулова Н. Х. “Бошланғич таълимни интеграциялашнинг педагогик технологияси” Tашкент, Илм зиё, 2009
  3. Матчонов С.va boshqalar “4-синф “Ўқиш китоби” дарслиги, Янги йўл полиграф сервис, 2010
  4. Юлдашев Ж. Г. “Бошланғич таълимда замонавий педагогик технология асослари” Tашкент, Ўқитувчи, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): урок, интеграционная технология, ученик, возможность, внеклассное чтение, интеграционный метод обучения, метод обучения, навык самоконтроля, призма изучения, учебный труд.


Похожие статьи

Инновационные аспекты использования ИКТ на уроках естественнонаучного направления

В статье рассматриваются инновационные аспекты использования ИКТ, которые позволяют подойти к вопросу преподавания предметов естественнонаучного цикла с качественно новой стороны. Грамотное использование возможностей современных информационных технол...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Современные технологии начального общего образования

В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста посредством сократического диалога (метода)

В данной статье рассматривается опыт работы использования сократовского диалога с детьми дошкольного возраста. Данная работа — это обобщение опыта, помогающая педагогам научиться использовать сократовский метод ведения диалога в образовательном проце...

Аддитивные технологии и актуальность их применения в образовательном процессе

В статье рассмотрены аддитивные технологии наших дней и актуальность их применения в образовательном процессе. В результате проведённого анализа автор статьи показывает, что технология 3Д-печати позволяет решать нетривиальные задачи в лабораториях, п...

Образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучной направленности

Современные тенденции развития высшего профессионального образования требуют нового подхода к организации учебного процесса, с целью развития и формирования профессиональных компетенций обучающихся. Автор предлагает к использованию современные образо...

Роль и место средств обучения в учебном процессе

В статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне, повысить интенсивность труда ...

Похожие статьи

Инновационные аспекты использования ИКТ на уроках естественнонаучного направления

В статье рассматриваются инновационные аспекты использования ИКТ, которые позволяют подойти к вопросу преподавания предметов естественнонаучного цикла с качественно новой стороны. Грамотное использование возможностей современных информационных технол...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Современные технологии начального общего образования

В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста посредством сократического диалога (метода)

В данной статье рассматривается опыт работы использования сократовского диалога с детьми дошкольного возраста. Данная работа — это обобщение опыта, помогающая педагогам научиться использовать сократовский метод ведения диалога в образовательном проце...

Аддитивные технологии и актуальность их применения в образовательном процессе

В статье рассмотрены аддитивные технологии наших дней и актуальность их применения в образовательном процессе. В результате проведённого анализа автор статьи показывает, что технология 3Д-печати позволяет решать нетривиальные задачи в лабораториях, п...

Образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучной направленности

Современные тенденции развития высшего профессионального образования требуют нового подхода к организации учебного процесса, с целью развития и формирования профессиональных компетенций обучающихся. Автор предлагает к использованию современные образо...

Роль и место средств обучения в учебном процессе

В статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне, повысить интенсивность труда ...

Задать вопрос