Глобальный мир стремительно преобразуется. Одной из ярких и неординарных тенденций современности является устойчивый рост «знаниеемкости» экономики. Экономика во все большей степени базируется на научных знаниях. Ключевыми двигателями развития современной экономики, обеспечивающей стабильность жизнеобеспечения населения, деятельности хозяйствующих субъектов и регионов в целом, являются кадровые ресурсы. Следующим инструментом может стать создание в регионах центров компетенций, которые будут действовать в формате государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: бизнес, государство, наука, образование.
The global world is rapidly transforming. One of the bright and extraordinary tendencies of the present is the steady growth of the «knowledge-intensity» of the economy. The economy is increasingly based on scientific knowledge. The key drivers of the development of the modern economy, which ensures the stability of life support for the population, the activities of economic entities and regions in general, are human resources. The next instrument can be the creation of competence centers in the regions that will operate in the format of public-private partnership.
Keywords: business, state, science, education.
Глобальный мир стремительно преобразуется, обретая качественно новые черты, параметры и характеристики. Радикально меняется политический, экономический, социальный, технический и технологический ландшафты. Одной из ярких и неординарных тенденций современности является устойчивый рост «знаниеемкости» экономики.
Экономика во все большей степени базируется на научных знаниях. Они не только пронизали все факторы производства и материализовались в них (рабочая сила, предметы и средства труда, технологии, источники энергии, инновации и нововведения), но и сами в ходе реализации стали принимать форму товара, вовлекаться в хозяйственный оборот и становиться объектом купли-продажи. Все это ведет к тому, что закономерно начинает доминировать ситуация, при которой, как утверждает Президент Международного института «Тройной спирали» Генри Ицковиц, «экономика все больше работает на ресурсной базе знаний. Наука стала альтернативным двигателем экономического роста в классическом триумвирате земли, труда и капитала — традиционных источниках богатств» [3, с. 11].
Превращение науки в решающий компонент эффективности и конкурентоспособности экономики побуждает государства и бизнес выделять на ее развитие огромные финансовые средства. Все составляющие силы государства и его конкурентоспособности (экономическая и военная мощь, дипломатические возможности и геополитический потенциал) будут во многом определяться уровнем развития науки и степенью материализации ее достижений на практике. Если в ряде стран отмечается эффективная реализация действующей модели организации и управления наукой, то в России ситуация более сложная. Налицо отставание от промышленно развитых государств. Но есть сектора, где наши позиции особенно прочны и конкурентоспособны. Это атомная энергетика, космос, оборонно-промышленный комплекс, производство военной авиационной техники, средств ПВО и ПРО, строительство атомных подводных лодок и атомных ледоколов и т. д. Наука поможет, но для этого надо изменить отношение к ней и государства и бизнеса. Россия унаследовала от СССР мощный научный комплекс, на развитие которого выделялось порядка 5 % ВВП. По словам академика В. Фортова, фундаментальную науку представляли 340 институтов Академии наук, а прикладную — 5500 «почтовых ящиков». [4, с. 53].
Роль государства в становлении инновационной высокотехнологичной экономики видится в использовании государственных инструментов управления данными процессами и в первую очередь — применение накопленных знаний в государственных институтах, академиях, университетах. Не обойтись без частных инвестиций в НИОКР. В основном прикладными исследованиями и инженерными разработками должен заниматься бизнес. Сделать это непросто. Как говорил известный российский миллиардер и политик Михаил Прохоров, «бизнес ленив в смысле инноваций и не очень хочет ими заниматься» [5, с. 40].
Государство вводит различные формы стимулирования и поощрения внедрения инноваций. Но в ряде случаев использует прямые или косвенные методы принуждения. Можно выделить относительно мягкие инструменты (регламенты, стандарты, необходимость соблюдения санитарных и 324 экономических норм, запреты или ограничения на определенные виды деятельности) и жесткие (штрафы, административные наказания, инициирование смены собственников, уголовное преследование, национализация, конфискация и т. д.).
Ключевыми двигателями развития современной экономики, обеспечивающей стабильность жизнеобеспечения населения, деятельности хозяйствующих субъектов и регионов в целом, являются кадровые ресурсы.
Поэтому повышение качества подготовки кадров для экономики региона является необходимым условием обеспечения динамичного развития Российской Федерации и перевода экономики на инновационный путь развития. В 1990-е гг. на волне «разгосударствления» высшей школы, а также повышенного спроса со стороны потребителей образовательных услуг появилась масса учебных заведений, где было открыто обучение по специальностям, которые сейчас входят в специализацию «Экономика и управление» [6, с.89].
В то время сложилось явно ошибочное мнение, что подготовка экономистов и управленцев не требует специальной материальной базы, высококвалифицированных научно-педагогических работников, специальных образовательных технологий. Поэтому, сегодня наметились проблемы в недостаточной подготовке компетентных специалистов. Очевидно, что сегодня крайне необходимо включение среднего и малого предпринимательства в образовательные проекты и программы. Одним из актуальных инструментов здесь является практико-ориентированная (дуальная) модель подготовки кадров. Не менее важным считаем этап независимой оценки качества подготовки кадров, с применением таких инструментов, как обязательная профессионально — общественная аккредитация образовательных программ, общественная аккредитация образовательных организаций и сертификация квалификаций, которые активно разрабатываются Минобрнауки [1].
Следующим инструментом может стать создание в регионах центров компетенций, которые будут действовать в формате государственно-частного партнерства. Думается, что для полноценной и качественной подготовки современных кадров для бизнеса необходима тесная связь между властью, наукой и бизнесом. В России существуют различные формы взаимодействия государства и бизнеса, но часто они носят нецивилизованный характер, и в том числе криминальный, и являются неэффективными. Поэтому необходимо развивать цивилизованные формы взаимодействия государства и бизнеса, которые были бы эффективны и взаимовыгодны. К такой форме относится государственно-частное партнёрство (ГЧП). Но само по себе ГЧП как действующий эффективный институт не сложится, для этого нужно использовать институциональное проектирование.
Институциональное проектирование включает в себя два компонента, один из которых связан с объектом деятельности (институт), а второй с её характером (проектирование) [6, с.78].
Институциональное проектирование — частный случай процесса принятия решений, когда модель поведения начинает навязываться другим индивидам посредством некоторого механизма принуждения или санкционирования [7, с.55].
Институциональное проектирование — деятельность, направленная на разработку моделей экономических институтов, сознательно и целенаправленно внедряемых в хозяйственное поведение [2, с.99].
Исходя из определения институционального проектирования, данного В. Л. Тамбовцевым, институциональный проект — это разрабатываемая, а затем внедряемая модель экономического института. В. Л. Тамбовцев отмечает, что основной проблемой методологии институционального проектирования является обоснование и выработка таких принципов, следование которым позволило бы субъектам формировать институты, эффективно решающие проблемы, для преодоления которых они создаются [1].
Государственно-частное партнёрство (ГЧП) — институциональный альянс, подкрепленный политической волей, между государством и частным бизнесом в целях повышения эффективности государственного управления, использования государственного имущества, реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР за счет передачи бизнесу ответственности за предоставление традиционных государственных услуг или выполнение определённых функций.
Институциональное проектирование в сфере государственно-частного партнёрства будет способствовать замене нецивилизованных форм взаимодействия государства и бизнеса, цивилизованными. Институциональное проектирование может учесть экономическую эффективность существующих и разрабатываемых институтов и возможные институциональные ловушки, и способы их преодоления, а также разработать правила, предусматривающие снижение оппортунистическое поведение агентов.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “Об образовании в Российской Федерации” [Электронный ресурс] // Система «ГАРАНТ». — Режим доступа: http://base. garant.ru/70291362/.
- Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно — частном партнерстве, муниципально- частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде- рации» [Электронный ресурс] // Система «ГАРАНТ». — Режим доступа: http://base. garant.ru/71129190/.
- Аганбегян А. О судьбе академической науки в России // Экономическая политика. 2013. № 4.
- Алферов Ж. Развитие человечества идет благодаря смене технологий, а смена технологий рождается научными исследованиями и разработками // Инновации. 2015. № 3.
- Бочарова С. Депутаты заживут богаче // Ведомости. 2015. 25 февраля. 6. Иванов В. В., Малинецкий Г. Г. Наука и технологии как факторы геополитики. // Инновации. 2014. № 9.
- Ицковиц Г. Волна предпринимательских университетов. От самых истоков к двигателю глобальной экономики // Инновации. 2014. № 8.
- Тамбовцев, В. Л. Основы институционального проектирования. Издатель: ИНФРА-М, 2008.