Ключевые слова: Арктика, национальная экономика, экономическая политика России, инвестиционная политика.
Предвосхищая развитие событий, высказывание президента на заседании Совета безопасности Российской Федерации в 2014 году точно и безошибочно определило суть происходящих сейчас процессов: «Следует учитывать и динамично меняющуюся внешнеполитическую, социально-экономическую обстановку в мире, которая чревата новыми рисками и вызовами национальным интересам России, в т. ч. — в Арктике». Какова же суть этих вызовов сегодня? Почему обладание таким богатым регионом не гарантирует безоговорочного роста национальной экономике, а утеря ведет к краху самостоятельной экономической политики в мировом хозяйстве? [2].
Главными факторами, существенно влияющими на социально-экономическую динамику региона можно считать следующие:
очаговость хозяйственного освоения региона, дополненная низкой плотностью населения;
экстремально высокая ресурсоемкость всякой деятельности, удаленность и дезинтегрированность основных транспортных магистралей;
исключительные природно-климатические условия и жесткий климат;
посредственная устойчивость экологических систем, подверженность их даже незначительному влиянию.
Получается, что такой набор явно негативных факторов определяет медленный темп развития и освоения региона, что напрямую сказывается на стабилизации отечественного рынка, невозможности проводить последовательную политику импортозамещения продукции, диверсификации важных производств и, что критически важно, на экономической безопасности как важнейшей части общей системы национальной безопасности Российской Федерации. Примечательно, что для эффективности устранения данных проблем в высших эшелонах власти идет активное лоббирование создания специального Арктического министерства. При этом фокус-контроль угроз именно экономической политике России в регионе целесообразен по двум основным взаимозависимым направлениям: социальная и экономическая сферы.
По первому стоит говорить о главенствующей роли человеческого ресурса в общей системе сил и средств, необходимых для освоения Арктики. О необходимости установления долгосрочной связи людей с местом их работы, дающим возможность не только заработка, но и развития личности, обустройства быта, обеспечения семьи. По второму же акцент необходим на комплексности и разноплановости освоения ресурсов в регионе. Доминанта очевидна — углеводороды. Однако перспектива должна появиться и у таких видов деятельности, как добыча редких полиметаллических руд, то есть цветных и драгоценных металлов. Пилотный проект добычи свинцово-цинковых руд в настоящее время реализуется лишь госкорпорацией «РОСАТОМ», и то он носит скорее геологоразведочный характер, но точно не геолого-бурильный с возможность добычи прямо сейчас.
Данные Аналитического центра при Правительстве РФ позволяют сделать вывод, что государство реально рассчитывает вывести корпорации на существенные показатели в добыче нефти на Арктическом шельфе только в первой половине 2020-х годов, что обусловлено неустойчивым прогнозом по санкционному и контрсанкционному режиму. Такое прогнозирование опирается на постулат о том, что цены на нефть не приобретут текущую негативную статику на постоянной основе. Целевой сценарий от Минэнерго выглядит таким образом, что к 2030-м годам России необходимо удержать планку добычи в 525–530 млн. тонн нефти в год, дабы предыдущие вливания были окупаемы, а национальная экономика смогла амортизировать негативные эффекты от конкуренции на внешних рынках с растущим спросом на сланцевую нефть. Это требует главного — ввода в строй новых месторождений, которые будут развернуты на шельфе, причем особенно — с трудно извлекаемыми ресурсами. Действующие нефтяные разработки могут иссякнуть и тогда падение добычи может достигать порядка 35 % к 2020 году. Фактически, это не менее 50 млн. тонн нефти (только с шельфа) в год, включая 30 млн. тонн с месторождений в водах Арктики.
Катализируя отечественные научные и промышленные разработки, Арктика формирует новый подход в обеспечении транспортировки посредством Северного морского пути (далее — СМП), в проведении геолого-разведывательных работ. Деятельность в Арктике ставит серьезные задачи перед научно-исследовательским комплексом, стимулируя его активизацию и дополнительные заказы. Еще в 2015 году Совбез России поручил создать ВГМС (высокоэллиптическая гидрометеорологическая многоцелевая система) «Арктика-М», дающая возможность мониторинга для обеспечения навигации круглый год, авиаперелетов, изучения атмосферы и климата, хозяйственной деятельности на шельфе арктических морей. Примером практически-ориентированного проекта стали работы в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы». Эти работы предусматривают выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок по теме «Создание новых методов и средств мониторинга гидрометеорологической и геофизической обстановки на архипелаге Шпицберген и в Западной арктической зоне Российской Федерации». Развитие СМП опирается на принципы ГЧП: государство создает транспортную инфраструктуру, регионы развивают порты и прибрежное хозяйство, компании эксплуатируют арктический флот [4].
Вынося за рамки технологические и транспортные аспекты в экономической политике России, стоит отдельно акцентировать внимание на непосредственных механизмах экономического развития. Сложная международная обстановка, постоянно меняющаяся политическая карта мира, потеря надежных тылов в странах СНГ [5] — все это динамично изменяет экономическую стратегию государственной политики, требуя создания надежного «арктического тыла» на пространстве от Урала до Комсомольска на Амуре. Парадоксально, но даже осознание такого масштабного переустройства отечественной экономики на высоком государственном уровне не позволило в корне изменить систему экономического стимулирования развития АЗР. Заложенная еще во времена СССР система начисто лишена механизмов рыночной саморегуляции и активизации спроса. Главным катализатором все еще выступает государство, размещая государственные заказы, организовывая международное сотрудничество, ставя планы и сроки их реализации практически по всем ключевым направлениям деятельности в регионе. Безусловно, такой подход может иметь и положительный эффект из-за снижения издержек на организацию управленческого механизма, но в то же время он принципиально сужает применение инновационных методов, которым характерно дистанцироваться от государственного бюрократизма.
Ряд целевых программ реализует законодательную волю на создание условий для быстрого развертывания мощностей Российской Федерации в регионе при наступлении комфортных и выгодных условий, конъюнктуры в мировом хозяйстве. С другой стороны, государство точно нацеливается на применение всех доступных инструментов для сохранения ведущего статуса России в Арктике. Здесь в национальной экономике главный вектор задан на создание опорных зон (Ненецкая АО — центр нефтепереработки, Ямал — центр газопереработки), чему способствует комплекс своевременно развернутых [3] территориальных инструментов развития: ТОР, свободные порты, СЭЗ, ОЭЗ и другие. С 2014 года началось последовательное вхождение в лексикон понятия «социальной ценности» извлекаемого сырья в регионе. Этим подчеркивается то, что Россия в Арктике надолго, а ее экономические успехи — это успехи завтрашнего освоения региона, носящие долгосрочную перспективу и требующие систематического финансирования. В таком контексте Арктика выступает в роли «подушки безопасности» российской экономики в последующие десятилетия, гарантируя высокую инвестиционную привлекательность, которые необходимо всего лишь обеспечит сохранностью от системных рисков.
Практические возможности СМП сегодня упираются в логистико-управленческие проблемы, ведь касательно учреждения единого оператора этого маршрута среди заинтересованных субъектов пока нет консенсуса [1]. Первая заключается в необходимости реализации этого шага. Вторая апеллирует к закреплению исключительного статуса Администрации СМП, что даст возможность учредить особые и всеобъемлющие полномочия этой структуры. В понимании всех главная задача контролирующе-координирующего органа здесь — создание условий для безопасности мореплавания, которую в принципе и обеспечивает Администрация. Принципиально нужна более жесткая, более отлаженная координация между Минтрансом России, Администрацией СМП, ФГУП «Атомфлот» и судовладельцами для гарантирования максимальной безопасности мореплавания.
Говоря сегодня о перспективах и рисках российской экономики, следует понимать, что ее непростое положение вызвано многофакторной системой, сложившейся по субъективным и объективным факторам. Политическая ситуация в мире стала главным резонатором ухудшения основных экономических показателей. Субъективная роль иностранных кредиторов, поставщиков высокотехнологичной продукции и ряда советников по экономической безопасности определила тревожные перспективы реализации стратегически важных проектов. Как раз Арктика в этом вопросе оказалась и направлением секвестра бюджета, и источником восстановления баланса в национальной экономике. Такой дуализм продиктован высочайшим потенциалом региона, куда Правительство старается замкнуть смежно ориентированные отрасли промышленности и производства, попутно осуществляя инвестиционную политику кооперации на международном уровне. Но объективно Арктика — действительно «белое пятно» инфраструктуры России, где нет высокоинтегрированных экономических связей на постоянной основе. Пока не будет запущен комплекс межотраслевого и межрегионального сотрудничества в регионе, нельзя будет рассчитывать на «эффект локомотива» от Арктики в отечественной экономике. От того, как и когда будет реализовано все вышеуказанное, будет зависеть выживаемость российской экономики и ее конкурентоспособность в мировом хозяйстве.
Томас Манн писал, что немцам свойственно решать свои собственные проблемы за счёт остального мира. Русский философ Дмитрий Галковский в связи с этим остроумно подметил, что русские решают мировые проблемы за собственный счёт. Решит ли Арктика глобальные проблемы XXI века не в ущерб нам? Будет видно не скоро, но потенциал точно позволяет сделать национальные интересы локомотивом развития важнейшего региона планеты. Сегодня получается далеко идущий вывод, что Арктика будущего — это будущее России.
Литература:
- Богоявленский В. И. Современное состояние и перспективы освоения нефтегазовых ресурсов циркумарктического региона // Арктические регион: Проблемы международного сотрудничества. Хрестоматия в 3 томах / РСМД [под общ. ред. И. С. Иванова]. — М.: Аспект Пресс, 2013.
- Загорский А. Международное сотрудничество в Арктике // Мировая экономика и международные отношения. 2016, № 7.
- Основные социальные и экономические проблемы развития области, риски и ограничения развития // Север промышленный. — 2012. — № 2.
- Структура и динамика грузоперевозок по Северному морскому пути: история, настоящее и перспективы // Арктика: экология и экономика № 4 (20), 2015 г.
- Храмчихин А. А. Влияние украинского кризиса на военно-политическую обстановку в Арктике. Северный морской путь: развитие арктических коммуникаций в глобальной экономике. Арктика-2015: VI Всероссийская морская научно-практическая конференция. Материалы конференции. Мурманск, 13–14 мая 2015 г.