Процесс формирования личности подростка поэтапен и многосторонен. Конечно, нет одного фактора, который является единственно важным в становлении молодой личности. Однако всё же можно выделить несколько основных аспектов, влияющих на данный вопрос: семья, социум.
В семье ребёнок получает «инструкцию» как ему жить, общаться, в социуме ребёнок-подросток применяет полученные навыки, усваивает и перерабатывает личный опыт. В процессе формирования личности особенно важны первые шаги, первые годы жизни ребёнка. Именно в этот период ребёнок получает информацию, не осознавая это. Как только маленький человек начинает реагировать на слова близких, он слышит: «нельзя», «можно», «делай то», «не делай это», «мы знаем лучше» или, наоборот, «скажи нам, что ты хочешь». Говоря эти фразы, по-другому, воспитывая ребёнка, взрослые уверены, что формируют основную часть личности человека. Но это не так. Основную главную роль в формировании личности играет неосознанное восприятие, стороннее наблюдение, калькирование моделей поведения, получаемых подростком. Другими словами, можно сколько угодно рассказывать пятикласснику о вреде курения, читать лекции, показывать фильмы, пугать кунсткамерой, ремнём, советом профилактики, но первым делом, выйдя из школы, молодой человек с улыбкой достанет очередную пачку. Почему так происходит? А происходит так, потому что этот молодой человек с раннего детства наблюдал курящих за углом воспитателей, на кухне и балконе — родителей, в кино — супергероев, в подъезде — друзей. В подобной ситуации происходит обесценивание получаемой информации. Этот принцип работает и в хорошем. К примеру, в семье, где папа, а в идеале и мама, вместе занимаются спортом, ведут адекватно здоровый образ жизни и делают это с удовольствием, для себя, в такой семье ребёнок, столкнувшийся с вопросом курить или не курить, ни минуты не будет мучиться выбором. Для такого подростка здоровая социальная позиция, активность и умение получать удовольствие от жизни — не что-то сверхъестественное, а обыкновенная норма.
Конечно, дети наблюдают не только за курящими или спортсменами, они, действительно, как чернозём, впитывают в себя всё, что выпадает на кожу их восприятия. Еда, одежда, погода, анекдот, рассказанный во дворе, разговор, услышанный в магазине в очереди, котята в подвале, мёртвый голубь, найденный на крыше, — всё это так же уникальный бесценный жизненный опыт, через который ребёнок знакомится с такими понятиями, как жизнь-смерть, добро-зло, радость-печаль.
Отдельным аспектом формирования личности, имеющим немаловажную роль, является музыка. За время своего существования человечество определяет музыке особую роль. Музыка присутствовала и присутствует в жизни каждого человека, независимо от социального статуса, образования, интеллекта, воспитания. С рождения до смерти каждого. И конечно же, в первые годы жизни человек подвергается влиянию (разного рода) музыки. Как именно музыка воздействует на выстраивание личности? Это воздействие можно разделить на два момента: осознанное восприятие, бессознательное. Первый музыкальный опыт ребёнок получает ещё в утробе матери. Из всех способов восприятия самым острым у ещё не родившегося младенца является слух. И каждый звук, доносящийся извне: речь матери, лязг кастрюль, шум воды в душе, рёв мотора, разговоры — всё это уже музыка. Само собой, если звуки будут резкими, пугающими, реакция ребёнка будет адекватной. Он начнёт всячески проявлять своё недовольство, страх или даже боль. Представьте, что вы находитесь в помещении, а в соседней комнате происходит что-то странно-страшное: крики, ругань, удары, при этом вы не понимаете ни слова, вы чувствуете только агрессию, захотите вы войти в ту комнату? А если всё же войдёте, то с каким ожиданием, первым опытом? И наоборот, если вы в том же самом помещении, вам уютно, тепло, время от времени вам приносят всякие вкусности, по вечерам включают радио, разговаривают с вами, и пусть вы не понимаете ни слова, не видите вашего собеседника, но рано или поздно вы захотите выйти из комнаты уже с любопытством и приятными ожиданиями. Продолжение музыкального опыта в более узком понимании происходит дома. Здесь ребёнок уже начинает распознавать и дифференцировать получаемую звуковую информацию. Он определяет, когда мама говорит с ним, а когда поёт. Кроме мамы маленького человека с рождения окружают музыкальные гаджеты. Буквально из каждого утюга он слышит про облака, друга в пути, ёлочку и прочие хиты. Трудно назвать обилие этой действительно качественной музыки (в оригинале) положительным. Более того, любая музыкальная игрушка довольно быстро наскучит малышу. А вот папин телефон или бабушкино радио на столе вряд ли наскучит когда-либо. Это происходит оттого, что наше понимание интересов ребёнка и действительные интересы этого ребёнка различаются. К тому же, лучше игрушек, моделирующих жизнь, является сама жизнь. И не стоит забывать о запретном плоде. Всё то, что нельзя, ценится на порядок выше. В таких условиях конечно важно какой рингтон звучит из папиного смартфона и какая радиостанция у бабушки в приоритете. Однако совсем не значит, что если бабушка заслушивается Шопеном, а кофе пьёт под Астора Пьяцоллу, то у ребёнка выработается любовь и тяга к классике. Для него это будет нормально. Даже больше, для него это будет нормально у бабушки дома. И здесь мы затрагиваем ещё один момент — одновекторности воспитания ребёнка. Так же с уверенностью можно сказать, что ребёнок с ранних лет знакомый с творчеством группы Воровайки и поющий Деду Морозу под ёлочкой «Хоп, мусорок», в отличие от первого, впитает и будет транслировать полученный опыт везде и всюду. Можно подумать, что музыка академическая или попросту качественная, является сложной и, как следствие, менее жизнеспособной. Но это не так. Ценные металлы потому и ценны, что их мало. Сложная музыка ценна потому, что для её восприятия необходим качественный музыкальный опыт, а людей с таким опытом мало. Помимо привычных локаций ребёнок рано или поздно начинает выходить в свет. Практически в любом общественном месте так или иначе звучит музыка. Мы не берём ориентированные на ребёнка места, говорим только о местах обыкновенных: общественный транспорт, магазины, городские праздники, взрослые компании, в которые родители часто берут с собой детей и так далее. Мотивированные родители всегда отслеживают среду, в которой находится их ребёнок, следят за тем, чтобы не было ненормативной лексики, содержание песен было соответственным, как и содержание разговоров. Само собой, за своим поведением такие родители следят больше всего. Если же по каким-либо причинам место не подходит, родители забирают ребёнка и спокойно уходят.
По мере взросления ребёнок начинает формировать свой собственный вкус. Он поёт те песенки, которые ему нравятся, которые он понимает. Конечно это песенки про ёжиков, собачек, солнце, машинки. Этот этап одинаков примерно у всех детей, однако существуют исключения, когда четырёхлетние мальчик или девочка хорошо знакомы с творчеством взрослых музыкальных коллективов, но нельзя назвать это знакомство осознанным выбором, здесь скорее имеет место восприятие мелодики, ритма, эмоциональной наполненности, слова же звучат как иностранный язык.
Пубертату предшествует период, который можно обозначить, как псевдосамостоятельный музыкальный выбор. В этот период ребёнок транслирует всё то, что слышит от авторитетных для него людей, чаще, -родителей, реже — учителей, друзей. Ребёнок искренне уверен, что ему нравится творчество популярного рэпера или отсидевшего забулдыги, поющего про шконарь и запретку, потому что кроме этой музыки он ничего не слышит. Более того, если дома он споёт песенку про дружбу или осень, которую выучил с хором, на него косо посмотрят или даже высмеют его же родители. Не стоит забывать о том, что у родителей есть друзья с подобными музыкальными пристрастьями, а у этих друзей есть дети. Слушая или любя иную музыку, маленький человек рискует выпасть из «стаи», стать чужим собственной семье, что, в его понимании, ставит под угрозу вопрос его идентификации и безопасности. Но, повторюсь, выбор этот делается легко и непринуждённо: авторитет родителей безоговорочен, как и их выбор.
Следующий этап протекает параллельно периоду сепарации от родителей. Молодой человек уже имеет музыкальный опыт и предпочтения, данные семьёй, но уже может с большей свободой смотреть «по сторонам». Однако, нельзя сказать, что выбор музыки на данном этапе является полностью самостоятельным. Родительская фигура слишком велика, и даже при удачной своевременной сепарации имеет место инерционность. Другими словами, если подросток всю юность слушал рэп, он не сможет даже в момент импринтинга перейти на Бетховена. Скорее он выберет смежные жанры, в идеале с элементами речитатива и общностью затрагиваемых тем. Подведём итог. Роль музыки в формировании личности опасно недооценивать, более того, музыка может выступать в роли помощника, так и катализатора торможения. Не стоит полагаться на случай и пускать развитие музыкального вкуса на самотёк, но разумно формировать его: вкус к хорошей еде прививает хорошая еда.