Структура образования состоит из 4 основных компонентов:
‒ знание;
‒ опыт творческой работы;
‒ опыт осуществления деятельности;
‒ эмоционально ценностное отношение к своей деятельности, к самому себе.
Необходимо уделить внимание организации самостоятельной работы по цели. Тем самым рассматривается второй компонент структуры образования — опыт творческой работы.
На первом уровне самостоятельной работы студентов рассматривается первый тип — формирование у студентов умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется.
С помощью метода «Дерево решений» студенты далее разрабатывают свои планы спортивных залов и спортивных площадок, т. е. выходим на первый уровень самостоятельной работы студентов по цели.
Организация праздников должна начинаться с составления программы праздника, которая состоит из торжественной части, показательных выступлений, спортивных соревнований, массовой части (игры и развлечения). Чтобы праздник прошёл успешно создаётся оргкомитет. В школе общее руководство осуществляет директор и заместитель по воспитательной работе.
Оргкомитет с учётом материальной базы, условий имеющегося физкультурного инвентаря разрабатывает и утверждает программу и сценарий праздника, планирует сроки проведения. Обычно они приурочиваются к праздничным датам, к окончанию учебного года. Утверждается план организационно-подготовительных мероприятий, формируются спортивные службы праздника:
- Служба технического обеспечения ведёт подготовку мест соревнований, подбор, изготовление, ремонт инвентаря и оборудования, обновляет разметку всех спортивных площадок и секторов, места для репетиций, хозяйственное и медицинское обеспечение.
- Служба музыкального и художественного оформления: заботятся о музыкальном оформлении праздника и художественном оформлении.
- Служба, точнее члены судейской коллегии. В состав коллегии могут быть включены дети, проявившие интерес к судейству, педагоги, родители, знакомые с отдельными видами спорта.
В ходе подготовки необходимо тщательно разработать программу отдельных видов игр и соревнований, подготовить призы для участников (призы готовятся заранее).
Секретариат готовит протоколы, секретари отдельных видов состязаний определяют личные места участников и подводят командные итоги.
Для того чтобы участники и зрители могли следить за ходом соревнований вывешиваются специальные таблицы.
- Служба подготовки детей к соревнованиям (служба, осуществляющая репетиции):
‒ составление комплексов упражнений — показательные выступления.
‒ костюмы участников спортивного праздника имеют немаловажное значение. Они должны быть спортивными, красивыми, яркими. Дополняют костюмы участников такие детали, как эмблемы, значки, символы. Эти дополнения должны быть созвучны теме выступления и нести определённую идейную нагрузку.
‒ спортивные соревнования. В эту часть программы можно включить различные эстафеты, игры соревновательного характера с использованием различных предметов (мячей, воздушных шаров, обручей, скакалок, гимнастических лент).
К каждой репетиции следует относиться серьёзно, имея чёткий план действий. Интерес ребят к изучаемым упражнениям во многом зависит от методических приёмов, применяемых руководителем во время репетиций.
К репетициям предъявляются следующие требования: правильное освоение отдельных поз, положений, точная отработка всех движений, синхронность и выразительность при выполнении упражнений, отработка элементов построения и перестроения, проведение соревнований по этапам.
Спортивно-гимнастические выступления класса принято оценивать по 10 балльной системе:
‒ правильность выполнения упражнений — 4 балла;
‒ синхронность и чёткость выполнения — 3 балла;
‒ быстрота и чёткость выполнения перестроений — 2 балла;
‒ костюмы участников — 1 балл.
В этом случае оценки всех судей суммируются, и полученный результат делится на количество судей (или результат суммируется).
Немаловажное значение имеет учёт судьями элементов высокого мастерства: красоты и выразительности движений, непринуждённости, виртуозности и артистичности исполнителей. Синхронность и чёткость выполнения упражнений характеризуются чётким выполнением всех движений, гармоничным сочетанием движений учащихся с музыкой одновременным выполнением движений всеми участниками. Быстрота и чёткость построений и перестроений должны сочетаться с высокой организованностью.
Необходимо продуманно составлять программу спортивного праздника, чтобы практически все учащиеся (класса, школы) становились участниками праздника.
Обычно программа праздника разрабатывается в соответствии с интересами и возможностями исполнителей. Для детей младшего школьного возраста подбирают простые упражнения, чаще всего игрового характера, в их выступлениях используются несложные перестроения, весёлая и ритмичная музыка. Продолжительность — 3–5 минут.
В плане-сценарии необходимо рассмотреть следующие пункты (моменты):
- Цель праздника.
- Время и место проведения.
- Спортивная база (оборудование, инвентарь).
- Вид деятельности детей (групповой, индивидуальный, эстафеты, танцы, конкурсы и т. д.).
- Методы организации детей.
- Музыкальное и художественное оформление.
- Сюрпризные моменты.
- Начало праздника.
- Окончание.
- Определение победителей, награждение.
В сценарном плане детально разрабатывается содержание праздника в целом, а также каждой его части, определяются композиции, номера, составление рисунков построений и перестроений, продолжительность каждой части, характер музыкального сопровождения и художественного оформления, очень тщательно продумывается сюрпризный момент — диалог с ведущим.
3 тип организации самостоятельной работы заключается в составлении своего сценария в альбоме для рисования — формируем знания третьего уровня, которые лежат на основе нетиповых заданий.
Для того чтобы организовать и провести спортивный праздник необходимо в группе учащихся осуществить распределение служб по организации, а сделать это должны сами студенты. Для этого необходимо поговорить о роли педагога в психологической подготовке учащихся для участия в спортивном празднике.