Во всех вузах страны студенты выделяются в категорию повышенного риска. Основанием для этого является существующее в системе высшего образования противоречие между необходимостью оптимизировать деятельность высшего профессионального образовательного учреждения с целью сохранения здоровья студентов и одновременной интенсификацией учебного процесса с целью повышения качества и уровня готовности к профессиональной деятельности.
По моему мнению, цели и задачи, которые ставятся в качестве главных, которые способствуют сохранению и поддержанию здоровья школьников, носят общеприменительный характер и поэтому могут использоваться всеми категориями студентов, включая курсантов военных училищ.
Сам термин здоровье сберегающие технологии по-разному воспринимается преподавателями в вузах. Некоторые считают, что это аналог санитарно-гигиенических норм, но это не совсем так. На самом же деле это условия, которые создаются в учебном заведении для поддержания, и укрепления физического, духовного, интеллектуального и эмоционального благополучия обучающихся. Сюда относятся физкультурно-оздоровительные, образовательные, психологические, педагогические, медико-гигиенические методы поддержания и улучшения здоровья.
Здоровье — это высшая ценность для человека, и эта ценность может быть получена только постоянным трудом и усилием над собой. Здоровье человека является основным жизненным ресурсом, средством для достижения наиболее важных целей. Поэтому работа над здоровьем человека стала составляющей качественной характеристикой любого уважающего себя человека.
За последние время, снизилось качество абитуриентов, поступающих в вузы МО РФ по показателям физического и психического состояния.
Актуальность здоровье сберегающих технологий у курсантов военных училищ связана с многократным увеличением нагрузок на организм: психических, физических, моральных в процессе учебной деятельности по сравнению с гражданским вузом. Поступление в высшие военное учебное заведение характеризуется сменой деятельности и осложнением процессов адаптации. Курсанты испытывают высокую психо-физиологическую нагрузку на все функциональные системы организма. Поэтому здоровье формирующие технологии должны стоять в основе процесса всей учебной деятельности курсанта и в дальнейшей службе, для готовности военнослужащего к выполнению ответственных боевых и других задач в соответствии с его предназначением.
В связи с этим назрела необходимость создания работающей системы и среды сохранения и укрепления физического и психического состояния курсантов методами организации физической подготовки с общеоздоровительной направленностью и формирования у курсантов здоровье сберегающей модели поведения. Особое значение в этом плане приобретают мероприятия, основывающиеся на педагогических принципах физической подготовки военнослужащих — укреплении физического и психического благополучия и формирование у курсантов модели здорового образа жизни, оптимального физического состояния.
Здоровье сберегающие технологии — это система мер, которая состоит из взаимосвязи и взаимодействия всех составляющих образовательной среды, направленных на сохранение здоровья. Этитехнологии можно рассматривать как гарант безопасности для курсанта и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровье сбережения.
Только тогда мы сможем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по исключительно верным принципам, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья.
Двигательная активность с оздоровительной направленностью рассматривается как основной, а в некоторых случаях и единственный способ формирования и поддержания здоровья, являясь главной задачей образовательного процесса.
Занятия по физической подготовке, спортивно-массовая работа проводимая в военных вузах, самостоятельное физическое совершенствование и активный отдых призваны решать большое количество оздоровительных задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной и физической работоспособности, активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в системах организма (кровеносной, дыхательной, опорно-двигательной) и т. д.), упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и т. д.
Главное предназначение здоровье сберегающих образовательных технологий — обеспечить курсанту возможность укрепления и сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни и во время несения службы, выполнения боевых и других задач в соответствии с их назначением.
Для достижения поставленной цели на занятиях по физической подготовке используются следующие средства:
– средства двигательной направленности;
– оздоровительные силы природы;
– гигиенические факторы.
Добиваться от курсантов четкого выполнения распорядка дня, выполнения приказов и команд от командиров и начальников, соблюдения личной гигиены. Одним словом, все, что окружает обучаемого на протяжении его пребывания в Военном ВУЗе. И самое главное — личный пример отношения к службе и воинскому долгу, внешний вид, строевая подготовка, командирская требовательность и педагогический такт всех офицеров, прапорщиков и гражданского персонала Военного ВУЗа. Во-вторых, это конкретные мероприятия воспитательной работы, которые имеют свои специфические формы, методы, целью которых является формирования у курсантов и слушателей тех или иных качеств, навыков, знаний, необходимых будущему офицеру.
Физическая подготовка в числе главных факторов способствует приобщению курсантов к здоровому образу жизни, так как:
– обеспечивает гармоничное физическое, духовное и социальное развитие;
– способствует развитию и поддержанию на требуемом уровне основных физических качеств;
– формирует навыки в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашного боя, военно-прикладного плавания;
– способствует повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности и окружающей среды;
– воспитывает психическую устойчивость, уверенность в своих силах, целеустремленность, смелость и решительность, инициативу и находчивость, настойчивость и упорство, выдержку и самообладание;
– формирует готовность курсантов к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и ведения боевых действий.
Основными формами формирования здорового образа жизни курсантов в ходе занятий физической подготовкой и спортом является:
– учебная деятельность (плановые занятия по физической подготовке, контрольно-проверочные формы, соревнования, сдача норм ВСК);
– внеучебная деятельность (спортивные секции, спортивные праздники, брейн-ринги, спортивные игры);
– спортивные состязания: соревнования, спартакиады, чествования лучших спортсменов, победителей соревнований, награждение победителей, встречи с ветеранами спорта и военной службы;
– постоянный мониторинг состояния здоровья, спортивной подготовленности, собственного отношения к приобщению к здоровому образу жизни.
Здоровье сберегающее направление обеспечивает регламентацию поведения курсантов в процессе занятий физическими упражнениями, повышение положительной мотивации к занятиям, насыщенности межличностных контактов. Все это способствует эффективному формированию навыков по сохранению и укреплению здоровья.
Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе позволяет не только избежать снижения состояния здоровья, но и способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности курсантов. (новые веяния в педагогике)
Решение задачи формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта особенно важно для такой категории молодежи, как курсанты высшего военного учебного заведения, поскольку современный военный специалист должен отличаться не только высоким уровнем профессиональной подготовки, но хорошим здоровьем.
Литература:
- Автореферат диссертации по теме «Средства физической культуры для сохранения здоровья курсантов в процессе военно-профессионального обучения»
- Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–04/dissertaciya-sredstva-fizicheskoy-kultury-dlya-sohraneniya-zdorovya-kursantov-v-protsesse-voenno-professionalnogo-obucheniya#ixzz58KhPbbX5 УДАЛЫХ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
- Формирование у курсантов военных училищ ценностного отношения к здоровому образу жизни как фактор профилактики девиантного поведения
- Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–01/dissertaciya-formirovanie-u-kursantov-voennyh-uchilisch-tsennostnogo-otnosheniya-k-zdorovomu-obrazu-zhizni-kak-faktor-profilaktiki-dev#ixzz58KhvHYWR Автореферат диссертации по теме «Формирование у курсантов военных училищ ценностного отношения к здоровому образу жизни как фактор профилактики девиантного поведения».