Особенности организации бухгалтерского учета для юридических лиц любой организационно-правовой формы, осуществляющих свою деятельность в транспортной отрасли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (198) март 2018 г.

Дата публикации: 23.03.2018

Статья просмотрена: 2600 раз

Библиографическое описание:

Деянышева, Е. С. Особенности организации бухгалтерского учета для юридических лиц любой организационно-правовой формы, осуществляющих свою деятельность в транспортной отрасли / Е. С. Деянышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48910/ (дата обращения: 16.11.2024).



Несмотря на то, что бухгалтерский учет базируется на единых принципах и правилах, закрепленных в соответствующих документах, в отдельных отраслях и на отдельных предприятиях он может иметь свои особенности, имеющие место лишь в данной отрасли. Данные различия в ведении бухгалтерского учета связаны со спецификой и характером отрасли.

Рассмотрим особенности ведения бухгалтерского учета в транспортной отрасли. Для этого необходимо дать расшифровку понятию «транспортная отрасль», что подразумевает и что включает в себя данная инфраструктура. Хотелось бы отметить, что транспортная отрасль является одной из важнейших сфер государства, от которой напрямую зависит благоприятное развитие народного хозяйства страны и развития на международном рынке, так как перевозки осуществляются не только в пределах страны, но и заграницей. Компании, осуществляющие транспортные услуги, которые являются субъектами транспортной отрасли, осуществляют не только услуге по перевозке грузов из пункта отправления в пункт назначения, но и смежные услуги — погрузочно-разгрузочные работы (ПРР), экспедирование перевозимого груза, хранение товара, подготовка груза к перевозке. К основным объектам транспортной отрасли можно отнести транспортные средства, возможные пути сообщения и устройства.

Специфику ведения бухгалтерского учета рассмотрим в транспортных организациях, которые, как упоминалось выше, являются субъектами транспортной отрасли. У транспортных компаний свой документооборот и налогообложение, а также особенный состав статей затрат.

При бухгалтерском учете в транспортной отрасли появляется необходимость в отражении особенностей, указанных ниже. Данные особенности распространяются как на организации, занимающиеся перевозкой грузов, так и на организации, специализирующиеся на пассажирских перевозках.

‒ необходимо осуществлять учет автотранспортных средств.

‒ необходимо учитывать расход и приобретение ГСМ, т. е. горюче-смазочных материалов;

‒ необходимо регулярно формировать и распечатывать путевые листы (для автотранспорта). Помимо путевых листов, в организации в обязательном порядке для осуществления деятельности могут также создаваться товарно-транспортные накладные, железнодорожная или авиагрузовая накладная (для особого типа перевозки), коносамент (в основном, при морских и речных перевозках), документы о перегрузке с одного вида транспорта на другой (при осуществлении мультимодальных перевозок);

‒ необходимо осуществлять контроль расхода ГСМ для каждого транспортного средства организации. Списание ГСМ происходит строго исходя из пробега автотранспортного средства и в соответствии с нормами, установленными Министерством Транспорта РФ.

‒ необходимо на постоянной основе составлять и вести отчетность по транспортному налогу.

Транспортный налог предусмотрен и установлен Налоговым кодексом РФ для владельцев автотранспортных средств. Сумма транспортного налога рассчитывается в каждом случае индивидуально, исчисляется исходя из количества лошадиных сил транспортного средства. В случае, если основными средствами организации являются воздушные или водные средства передвижения, то расчет будет производиться по другой установленной схеме. А налогооблагаемая база может быть выражена в единице транспорта, либо во вместимости средства, то есть единицей расчета будет являться одно водное или одно воздушное средство передвижения.

Помимо специфического транспортного налога, организации, осуществляющие услуги по перевозке также облагаются налогом на имущество, налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость.

При налоговом учете изначально любая транспортная организация должна выбрать систему налогообложения, в соответствии с которой будет вести свою деятельность. Это может быть ОСНО (общая система налогообложения), УСН (упрощенная система налогообложения) или ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Возможность применения ЕНВД при налогообложении (п. 3 ст. 346.29 НК РФ) при определенном количестве транспортных средств в организации (для перевозки грузов) или определенном количестве посадочных мест (для перевозки пассажиров). Более точные критерии для использования данной схемы устанавливаются регионами РФ.

Теперь следует определиться, какой документ более практичен и удобен при расчете транспортных услуг. Министерство Финансов РФ рекомендует использовать перечень, указанный в методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Однако, по мнению многих бухгалтеров, данный перечень является очень приблизительным и пользоваться им нужно аккуратно.

Большая часть бухгалтеров, работающих в транспортной отрасли, в работе при бухгалтерском учете затрат пользуются методическими рекомендациями Роскомторга.

Примерный состав расходов на транспорт:

‒ Оплата услуг за погрузочно-разгрузочные работы с перевозимыми товарами, оказанных сторонней организацией.

‒ Материалы, использованные под оборудование автотехники дополнительными возможностями (стойки, стеллажи и пр.), а также для утепления транспортных средств (солома, мешки и т. д.).

‒ Оплата складских помещений на станциях, морских и речных портах, аэропортах.

‒ Плата за использование различных подъездных путей и т. д.

‒ Оплата проезда транспортного средства по платным дорогам, а также за въезд на территорию предприятий.

Также стоит уделить внимание особым затратам, которые необходимы для получения права на оказание транспортных услуг и для обеспечения функционирования транспорта:

‒ регистрация и страхование транспортных средств;

‒ страхование транспортных средств, которое будет включаться в затраты частично, в течение времени действия страхового полиса;

‒ наличие уже специально подготовленных людей для управления транспортным средством, а также затраты на осуществление медосмотра с целью выявления профессиональной компетенции;

‒ затраты на специальные материалы для транспортного средства;

‒ регулярное техническое обслуживание имеющихся транспортных средств и периодический технический осмотр.

В целях улучшения налогового учета в транспортной компании необходимо создать идентичные списки расходов на транспорт как для бухгалтерского учета, так и для налогового. Списывать расходы на транспорт необходимо в соответствии с Налоговым кодексом.

Для бухгалтерского учета транспортных услуг основным документом является договор о поставке. Согласно условиям данного договора расходы на транспортировку могут быть как вписаны в стоимость, так и нет. В случае, когда расходы вписаны в стоимость, их можно отнести к расходам на продажу, в случае когда не вписаны — расходы идут дополнительной строкой в счете, и в этом случае клиент оплачивает их отдельно от товара.

Бухгалтерский учет может иметь следующие разновидности, в связи с особенностью предоставления транспортных услуг, отраженных в договоре:

1. Услуга по перевозке осуществляется сама по себе или же обозначена отдельно в договоре на поставку товаров. В этом случае перевозки должны отражаться в доходах-расходах как отдельный вид деятельности:

‒ выручка от реализации: Дт 62 Кт 90,

‒ НДС от реализации: Дт 90 Кт 68,

‒ прямые затраты по оказываемым услугам: Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70,

‒ косвенные затраты: Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76,

‒ затраты учтены в финансовом результате: Дт 90 Кт 20, 26.

  • В случае если согласно договору поставки продавец осуществляет доставку товара до покупателя самостоятельно своими силами и стоимость этой услуги включена в стоимость товара, то в доходах перевозка, как отдельный вид не отражается, а расходы, возникающие в связи с доставкой, относятся к расходам по продажу (коммерческие):

‒ учтены затраты на доставку: Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70;

‒ затраты отнесены на финансовый результат: Дт 90 Кт 44.

При учете затрат в транспортной отрасли особое внимание стоит обратить на пункты ниже:

  • Используемые в организации транспортные средства должны обязательно учитывать: в балансе, в случае если они собственные или взяты в лизинг с учетом на балансе получателя, или за балансом, если они арендованы или получены в лизинг с учетом на балансе лизингодателя. Это позволит обоснованно принимать к учету все затраты по их содержанию.
  • Все транспортные средства, входящие в автопарк организации должны быть зарегистрированы за перевозчиком. Регистрация может быть постоянной, если средства в собственности, или временной, если они арендованы или взяты в лизинг. Наличие регистрации, даже временной, обязывает перевозчика к начислению и уплате транспортного налога.
  • Учет и отражение в затратах ГСМ, являющихся необходимой частью для работы транспорта, производится строго в соответствии с регламентированными нормами их списания. Эти нормы либо утверждены законодательно (и должны применяться для определенных отраслей), либо разрабатываются самостоятельно в организации. Организация учета расхода ГСМ должна производиться по каждому из транспортных средств и применяться согласно соответствующему алгоритму списания с отнесением излишков расхода в затраты, не уменьшающие базу по прибыли.
  • Безопасность работы автотранспортного средства в зимнее время года зависит от использования специальных шин, рассчитанных не на один сезон. Появляется потребность в организации не только неоднократной выдачи шин со склада, но и их приема на ответственное хранение летом с соответствующим отражением данных операций в учете.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017). Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения. Глава 26.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Глава 28. Транспортный налог.
Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, транспортная отрасль, затрата, средство, транспортное средство, транспортный налог, услуга, перевозка, перевозка грузов, расход.


Похожие статьи

Особенности учета деятельности субъектов малого предпринимательства без образования юридического лица

Особенности предпринимательской деятельности, осуществляемой сети Интернет, по законодательству Российской Федерации

Особенности и направления совершенствования учета затрат на производство строительно-монтажных работ на современном этапе

Правовые основы реализации административно-правового статуса некоммерческой организации в отношениях легализации и контроля их деятельности

Особенности правового регулирования дисциплинарного производства в рамках административной юрисдикционной деятельности таможенных органов Российской Федерации

Совершенствование и модернизация нормативно-правовых мероприятий, направленных на обеспечение финансирования деятельности муниципальных казенных учреждений

Особенности финансовой отчетности индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в РФ

Правовые основы взаимодействия собственников помещений многоквартирных домов и организаций, осуществляющих деятельность по управлению такими домами

Особенности методики составления консолидированной отчетности железнодорожного транспорта в соответствии с МСФО

Характеристика условий договора поставки для государственных или муниципальных нужд в Российской Федерации

Похожие статьи

Особенности учета деятельности субъектов малого предпринимательства без образования юридического лица

Особенности предпринимательской деятельности, осуществляемой сети Интернет, по законодательству Российской Федерации

Особенности и направления совершенствования учета затрат на производство строительно-монтажных работ на современном этапе

Правовые основы реализации административно-правового статуса некоммерческой организации в отношениях легализации и контроля их деятельности

Особенности правового регулирования дисциплинарного производства в рамках административной юрисдикционной деятельности таможенных органов Российской Федерации

Совершенствование и модернизация нормативно-правовых мероприятий, направленных на обеспечение финансирования деятельности муниципальных казенных учреждений

Особенности финансовой отчетности индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в РФ

Правовые основы взаимодействия собственников помещений многоквартирных домов и организаций, осуществляющих деятельность по управлению такими домами

Особенности методики составления консолидированной отчетности железнодорожного транспорта в соответствии с МСФО

Характеристика условий договора поставки для государственных или муниципальных нужд в Российской Федерации

Задать вопрос