Приоритетная образовательная область «Речевое развитие».
Интегрируемые образовательные области программы: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Цель: формировать чувство патриотизма.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
- Конкретизировать представления детей о российской армии.
- Обобщить и расширить знания детей о защитниках Отечества.
Развивающие задачи:
- Поддерживать проявление речевой активности в умении рассуждать, делать самостоятельные выводы.
- Развивать познавательные способности и умение анализировать.
- Развивать быстроту мышления, внимание.
- Развивать познавательный интерес к историческим моментам жизни страны.
Воспитательные задачи:
- Формировать активную гражданскую позицию.
- Воспитывать патриотические чувства и уважение к людям военных профессий.
Методы и приемы.
Словесные: беседа, художественное слово: С. Маршак, В. Гудимов, И. Даренский, Л. Некрасова; уточнение, вопросы, устное народное творчество, логические рассуждения.
Наглядные: рассматривание слайдов, фотоиллюстраций «Военная техника», схемы «Военная техника», карта РФ, карточки большие и маленькие к игре «Разведчик», карточки «Богатство России», открытки, красная лента, пограничный столб-муляж, мяч, флажок.
Практические: игра (словесная, дидактическая), элементы ТРИЗ, метод сотрудничества, исследования и анализа, моделирование на карте «Граница».
Здоровьесбережение: физкультминутка, зрительное упражнение.
Предшествующая работа: чтение стихов об армии, рассматривание тематических альбомов «Защитники Отечества», «Богатство Родины», открыток, посещение фотовыставки, моделирование из палочек «Военная техника», беседы о Родине, армии.
Словарная работа.
Существительные: Отечество, Родина, Отчизна, воин, боец, армеец, защитник, танк, ракета, корабль, самолет, подводная лодка, вертолет, артиллеристы, пехотинцы, пограничники, разведчики, саперы, десантники, минеры, февраль, фуражка, самолет, мужество, стойкость, храбрость, солдат, паек, экипаж, снайпер, прицел, полк, парашют, канат, моряк, причал, храбрец, поступок, винт, праздник, полк, салют, столб, граница, бинокль, рейд, аэродром, причал, крыло, гусеница, пушка, ствол, перископ, якорь, козырек, горизонт, подкова, казак, танкодром.
Прилагательные: смелый, стойкий, мужественный, храбрый, добрый, умный, отважный, заботливый, крепкий, героический, бесстрашный, военный, сильный, могучий, мужественный, солдатский, танковый, снайперский, вражеский, корабельный, пехотный, парашютный, морской, вертолетный, праздничный, летный
Глаголы: служить, защищать, охранять, гордиться, управляет, прыгает, гремит, взлетают, швартуются.
Оборудование: фотоиллюстрации, слайды «Военная техника», флажок, схемы, мяч, бинокли, карта РФ, карточки большие и маленькие к игре «Разведчик», карточки «Богатство России», открытки, красная лента, пограничный столб — муляж.
Содержание игровой образовательной ситуации.
На столе или на магнитной доске поздравительная открытка к празднику, второй лист с изображением флага России, третий с изображением красно звезды.
Воспитатель обращается к детям, указывает на открытки:
— Ребята, когда мы дарим такие открытки, говорим такие слова:
«Поздравляем вас, желаем быть сильными, смелыми, храбрыми. Вы — наша опора и защита. Пусть вас окружает мир, и благополучие. С праздником!»
— Скажите, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить? — о празднике, 23 февраля, День защитника Отечества.
— Ребята, как вы думаете, 23 февраля — это день рождения, праздник или карнавал? — Это день рождения нашей армии, праздник, торжественны день, его нельзя назвать карнавалом.
Игровое двигательное упражнение:
Дуют ветры в феврале, — дети шагают
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле — руки опускают сверху вниз волнообразными движениями
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль — руки в стороны,
Самолетов звенья.
Это празднует февраль — хлопки
Армии рожденье. (Самуил Маршак «Февраль»)
Воспитатель обращает внимание на иллюстрацию с изображением флага России.
— О чем еще будет наш разговор? — о России, о нашей стране, о нашей Родине.
— Как еще мы называем нашу Родину?
— Наша…Отчизна,
— наше…Отечество.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения В. Гудимова «Россия, Россия, Россия»:
Нет края на свете красивей,
Нет Родины, в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
— Давайте расскажем о нашей стране России?
Игровая ситуация «Богатство нашей Родины».
Дети работают с картой и карточками.
Дети находят на карте главный город страны и отмечают его карточкой флага России, рассказывают о богатстве нашей Родины. Свой рассказ сопровождают маленькими карточками — картинками и располагают их на карте.
— Богата наша страна лесами, они дарят нам чистый воздух и радуют своим пением птицы. В реках, морях и озерах много рыбы. В полях выращивают пшеницу, подсолнечник, кукурузу. Земля дарит нам щедрый урожай фруктов и овощей. Много в нашей стране производят мяса, молока и яиц. Богата наша страна и умельцами. В нашей стране делают мебель, машины и игрушки. Печатают книги и запускают в космос космические ракеты. Богата наша земля и подземными богатствами: драгоценными камнями, золотом, углем, газом и нефтью.
Воспитатель обращается к детям:
— Наша страна какая? — большая, великая, необъятная, огромная, величавая, красивая, богатая.
— Все может родная земля: порадовать своей красотой, напоить водой, теплым хлебушком угостить. Только сама свои богатства защитить не может.
Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением красной звезды.
— Кто стоит на защите нашей Родины? — защищает нашу Родину наша армия.
— Наша армия никогда ни на кого не нападала. Но если враги приходили на нашу землю, то воины сразу становились на защиту своего Отечества, проявляли свое мужество, силу, бесстрашие и героизм.
— Давайте вспомним слова А. Невского: «Приходите к нам с миром. Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет русская земля».
Нашей Армии любимой
День рожденья в феврале.
Слава ей, непобедимой!
Слава миру на земле! (И. Даренский).
Воспитатель проводит словесную игру «Скажи иначе».
— солдат (воин, боец, армеец, защитник);
— сильный — могучий;
— смелый (бесстрашный, храбрый, мужественный, отважный).
— Кто служит в армии? — дети отвечают на поставленный вопрос, при этом, смотрят на карточки с изображением схем военной техники из палочек: танк, ракета, корабль, самолет, подводная лодка, вертолет (танкисты…).
— О ком еще надо сказать? — об артиллеристах, о пехотинцах, о пограничниках, о разведчиках, о саперах, о десантниках, о минерах.
Воспитатель предлагает дидактическую игру «Разведчик».
Дети рассматривают карточку с изображением картинок военной техники в течение 10 секунд, переворачивают ее, затем по памяти находят лишнюю картинку из числа предложенных. По просьбе воспитателя называют лишнюю картинку, и проверяют результат.
Словесная игра «Измени по образцу»:
— солдат — …солдатский …(паек);
— танк — …танковый… (экипаж);
— снайпер — …снайперский…(прицел);
— враг — …вражеский…(солдат);
— корабль — …корабельный…(груз);
— пехотинец — …пехотный…(полк);
— парашют — …парашютный…(канат);
— моряк — …морской …(причал);
— храбрец — …храбрый…(поступок);
— вертолет — …вертолетный…(винт);
— праздник — …праздничный…(салют);
— летчик — …летный…(отряд);
— воин — …военный…(парад).
Дидактическая игра «Подбери парное слово»:
Самолет — …крыло;
танк — …гусеница;
пушка — …ствол;
подводная лодка — …перископ;
корабль — …якорь;
собака — …пограничник;
вертолет — …винт;
фуражка — …козырек.
Словесная игра «Так это или нет?»
«Дайте правильный ответ, так бывает или нет?»
Танкист управляет самолетом.
У танка нет ствола.
Артиллеристы стреляют из пушки.
Десантники служат на подводной лодке.
Пограничник управляет подводной лодкой.
С парашютом прыгают десантники.
Подводная лодка — это пассажирский транспорт.
Солдаты защищают свою Родину.
Защитники Отечества — это смелые люди.
Во славу армии гремит праздничный салют.
Если армия сильна — непобедима и страна.
Словесная игра «Дополни предложение».
Соревнования танкистов в стрельбе проходят на… танкодроме.
Корабли стоят на… рейде.
Военные самолеты и вертолеты взлетают с…военного аэродрома (с палубы авианосца или военного корабля).
Подводные лодки швартуются у…военного причала.
Пограничники служат на… границе.
— Зачем нужны пограничники? — пограничники охранят границу.
— И зорко всматриваются в горизонт.
Зрительное упражнение «Горизонт»: 1–4 — чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слево-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо. 5–8 — повторить линию горизонта справо-налево.
Воспитатель предлагает детям взять бинокли и представить себя пограничниками. Дети смотрят на карту.
— Скажите, как называется красная линия на карте?- это граница.
— Зачем она нужна?- показывает границы нашей страны. (Дети красной лентой обозначат границу на карте). Поставим пограничный столб — это знак границы.
— «Граница... На первый взгляд — ничего особенного. Идет она вдоль речки, или по тропе, или по чистому полю. Но это только на первый взгляд. А если подумать? Ведь граница — порог нашего дома, через него нельзя пропустить незваных гостей. И в мирные дни она постоянно живет боевой жизнью». (Никита Карацупа).
— Ребята, вы заметили, что граница нашей Родины совпадает с границей нашего края.
— Как называется наш край? — Краснодарский, казачий.
— И первыми ее защитниками были казаки. Кто такие казаки?- это сильные и храбрые люди.
— Казаки надежные и верные товарищи, помогают друг другу и службу нести, и хозяйство вести. Казаки всегда храбро служили и честно жили.
Верный помощник казака — конь, с казаком в бою сражался и в поле трудиться помогал.
Воспитатель предлагает детям игру «Передай подкову».
Дети передают подкову под музыку, у кого осталась подкова, тот говорит пословицу, например:
Где казак — там и слава.
Доброе братство — дороже всякого богатства.
Жить — Родине служить.
Родина — мать, умей за неё постоять.
— Мы казачата — дружные ребята, я хочу подарить вам подковы и желаю вам счастья, здоровья и исполнения желаний.
— Вот и сейчас казачье войско с воинами нашей армии стоит на страже Родины. Есть такое выражение «Граница на замке». Почему так говорят, наша граница на замке?- дети объясняют.
Наша Армия родная
Стережет покой страны,
Чтоб росли мы, бед не зная,
Чтобы не было войны. (Л. Некрасова).
— Скажите, российский воин, защитник Отечества, он какой? — ответы детей.
— Мы гордимся нашими воинами. Наши мальчики будущие защитники Отечества, но и сейчас они внимательны к своим родителям, девочкам и помогают своим друзьям.
Звучит бой курантов в записи.
— В честь Армии Российской, в честь мира на земле гремит праздничный салют.
Литература:
- Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных особенностей дошкольников 6–7 лет. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
- Материал из опыта работы воспитателя Митряшкиной Натальи Михайловны (Всероссийский педагогический журнал «Познание», электронное издание).
- Шарохина В. Л., Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы. — М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. — (Психологическая служба).