Пояснительная записка
Методическая разработка проведения деловой игры «#я_здоровый_человек» для учащихся танцевальной группы 8–12 лет по теме «За здоровый образ жизни» содержит большой воспитательный потенциал и направлена на организацию интерактивной творческой деятельности учащихся.
Методический материал предназначен для работы с учащимися педагогам дополнительного образования (руководителям танцевальных коллективов), педагогам — организаторам, старшим вожатым.
Актуальность и практическая значимость
В современном обществе одной из ключевых проблем общегосударственного масштаба является повышение уровня здоровья детей. На здоровье детей влияет много причин: плохая экология, медицина, питание, травматизм, вредные привычки и т. д. Чтобы улучшить здоровье молодого поколения, необходима физическая активность, которая является одной из граней общей культуры.
На базе Дома юных техников им. Ю. А. Гагарина с 2017 года Е. А. Гладыревой организована танцевальная группа «PRO_Dвижение», в которой учащиеся 8–12 лет изучают классические, современные и стилизованные направления хореографии. За небольшой период заметны первые результаты совместной работы педагога и учащихся: укрепление и развитие физических данных, более точное техничное исполнение сложных элементов и переход на усложненные — о чем свидетельствуют внешние изменения, а также положительные отзывы родителей. Успешность в саморазвитии среди учащихся носит мощный мотивационный эффект.
В феврале 2018 года в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы по современным и стилизованным направлениям хореографии группы «PRO_Dвижение», было реализовано данное событие.
Продолжительность деловой игры «#я_здоровый_человек»: 45 минут
Количество учащихся: 20 человек
Новизна
Методический материал по проведению деловой игры «#я_здоровый_человек» для учащихся 8–12 лет разработан с учетом возраста, интересов и имеющихся знаний современных детей о здоровом образе жизни, а также специфике направления деятельности — хореографии.
Методическая разработка представлена в форме деловой игры. Игра предполагает творческую работу учащихся в группах, разделена на три тематических блока: 1) здоровое питание, 2) здоровое движение, 3) здоровые привычки. К каждому блоку подобраны игровые задания.
Ход игры предполагает постоянную смену видов творческой деятельности — что создает интерактивное общение педагога и учащихся.
Цель: формирование правильного мотивационного мышления и отношения учащихся танцевальной группы к концепции здорового образа жизни
Задачи:
‒ способствовать формированию представления о значении здорового питания, здорового движения и здоровых привычек в жизни современного ребенка 8–12 лет;
‒ развивать умения рассуждать, анализировать, обобщать полученные знания по теме здорового образа жизни;
‒ поддерживать чувство заботы к собственному здоровью.
Материально- техническое оснащение:
- Учебный класс
- Круглый стол, стулья
- Компьютер (или ноутбук) и презентация по заданной теме
- Комплект проектной аппаратуры и музыкальный центр
Раздаточный материал:
- 20 лент (по 15 см. длиной) четырех цветов: голубые — 5 штук, синие (васильковый оттенок) — 5 штук, синие (темный оттенок) — 5 штук, фиолетовые — 5 штук.
- набор карточек с названиями продуктов: рыба красная «горбуша», «кока-кола, кефир, «фанта», сметана, чипсы, мясо, шоколад «сникерс» с орехами, вафельные трубочки со сгущенкой, морковь, капуста, конфеты, сливочное масло, яблоки, картофель фри, груши, сухарики, свёкла, хлеб, творог, йогурт, пельмени, молоко, сок апельсиновый, яйца, рис 1 кг., греча 1 кг., бананы, лимон, булочки с изюмом.
- 4 комплекта купюр «Банка приколов» номиналом 500 рублей — 1 штука, 100 рублей — 10 штук, 50 рублей — 4 штуки.
- 4 небольшие корзины.
- 4 ватмана формата А3 с изображением на каждом листе образов двух человечков в зеленом цвете и красном.
- Цветные вырезки из журналов
- Наборы фломастеров — 4 штуки.
- 4 листа ватмана с изображением образов двух человечков в зеленом и красном цвете.
Сценарий проведения деловой игры «#я_здоровый_человек» для учащихся танцевальной группы 8–12 лет по теме «Здоровый образ жизни»
Этапы |
Содержание работы |
|
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я говорю вам «здравствуйте», а значит, я желаю вам здоровья! Задумывались ли вы о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно потому, что здоровье для человека — самая главная ценность. Особенно это важная ценность для таких людей как вы — увлеченных современной хореографией. Наша встреча пройдет в непривычном для вас формате — деловой игры! Сегодня мы поговорим о здоровом образе жизни в интерактивном режиме! Обо всем по порядку… |
|
Педагог: что такое здоровье? — ответы учащихся Педагог: что значит быть здоровым? — ответы учащихся Педагог: состояние здоровья в большей степени зависит от нас самих. Что может повлиять на состояние здоровья? — ответы учащихся Педагог дополняет или подтверждает: образ жизни, окружающая среда, питание. Совершенно верно! Что включает в себя понятие «здоровый образ жизни»? — ответы учащихся Педагог: исходя из ваших ответов, давайте сделаем вывод: здоровый образ жизни — когда человек соблюдает здоровое питание, занимается здоровым движением и имеет здоровые привычки! Я предлагаю вам сыграть в деловую игру, название которой звучит так: «#я_здоровый_человек». Игра пройдет в три этапа:
По итогам игры вы получите полезные для здоровья призы! Для начала нужно разделиться на четыре команды по пять человек! Педагог предлагает выбрать одну из ленточек и завязать на запястье. После выбора цвета ленты и крепления на запястье — учащиеся садятся рядом друг с другом по цвету лент. |
Основной этап |
Педагог:Первый блок игры называется «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ». Скажите, зачем человек кушает? — ответы учащихся Педагог дополняет или подтверждает: Без еды человек не может долго прожить, еда и вода необходимы человеку в течение всей жизни. Азербайджанская пословица гласит «Дерево держится корнями, а человек пищей». Как вы понимаете смысл этой пословицы? — ответы учащихся Педагог: Не все продукты, которые ребенок употребляет, ему полезны. Особенно для ребенка такого возраста, как вы, и который ведет активный образ жизни. То есть занимается танцами или спортом. Педагог: давайте представим ситуацию: каждая команда отправляется в магазин за покупкой продуктов. Вы получите на команду сумму денег в размере одна тысяча семьсот рублей. Ваша задача — выбрать в магазине полезные для вас продукты и на кассе их проверить, то есть оплатить. На столе лежат карточки названием вниз. Задача детей — в течение 1,5 минут набрать в корзину своей команды продукты для здорового питания. По результатам задания педагог подводит итог: проверяет названия карточек, соответственно расход финансов команды. Чем больше команда потратила денег и приобрела полезных продуктов — тем лучше. Педагог: ребята, каждая команда справилась с заданием и в копилку каждой команде летит по 1 баллу. |
Педагог: второй блок игры называется «ЗДОРОВОЕ ДВИЖЕНИЕ». я прочитаю вам небольшой рассказ, внимательно послушайте и постарайтесь выделить главную мысль. Название «Молодой старичок». Я знал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идёт, хотя дверь была закрыта; только он один во всей квартире волочил ноги, словно дряхлый старик. А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сначала подопрёт голову одной рукой, потом другой и, в конце концов, ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина. А почему? Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ребята бегут трудиться — зимой на дворе снег разгребать, весной цветы сажать, осенью — новые деревья. А он всякий раз найдёт предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамеечку у стены — у него, мол, на прошлой неделе был насморк, и он себя плохо чувствует. Вот так он и стал молодым старичком. Педагог: главная мысль — если не давать мышцам работу, организм слабеет, тело становиться хилым. Необходимо с раннего детства следить за правильной осанкой, заниматься здоровым движением. Бороться с ленью. Педагог: о вас так сказать нельзя, потому что каждая из вас занимается хореографией. Каким еще здоровым движением вы занимаетесь? — ответы учащихся. Предлагаю вам прямо здесь, и сейчас устроить минутку здорового движения! Вставайте на ножки, повторяйте движения. Учащиеся выходят, встают свободно в зале. Педагог под музыку показывает упражнения физической разминки — учащиеся повторяют. Педагог: молодцы! Замечательно! Настроение стало лучше, правда, ребята?! — ответы учащихся Педагог: в этом и есть волшебная сила здорового движения — в красоте и силе нашего физического тела! Каждая команда была активной и получает по 1 баллу в этом этапе. Присаживайтесь на свои места! |
|
Педагог:третий блок игры называется «ЗДОРОВЫЕ ПРИВЫЧКИ». Давайте поговорим о здоровых привычках. У человека бывает много различных привычек. Привычки могут приносить человеку пользу, сохраняют его здоровье, потому их называют полезными. Но бывают и такие, которые наносят вред здоровью — это вредные привычки. Самые вредные привычки — это курение, употребление спиртных напитков и наркотиков. Я предлагаю каждой команде создать человечка по имени «Ох» и человека по имени «Ах!» Посмотрите на листы ватмана: вы видите только их образы. Зеленого человечка будут звать «Ах», а красного «Ох!» Ваша задача нарисовать им одежду, написать вокруг здоровые и вредные привычки, может даже нарисовать их настроение. Время на выполнение задания: 5 минут. Учащиеся разукрашивают человечков. Педагог: время вышло, дорогие друзья! Давайте знакомиться с человечками по имени «Ох» и «Ах». Скажите, почему человечек по имени «Ох» красного цвета? — ответы детей Педагог дополняет или подтверждает: красный — яркий цвет! В данном случае его можно считать тревожным. О чем тревожиться за красного человечка? — ответы детей Почему человечек «Ох» зеленого цвета? — ответы детей Педагог дополняет или подтверждает: верно, ребята, он спокоен! Зеленый — цвет гармонии и спокойствия. У человека по имени «Ах» все замечательно! |
|
Подведение итогов Рефлексия |
Педагог: а теперь нужно вам сделать выбор: на какого человека похож каждый из вас? — ответы детей На человека по имени «Ах!» Получается, вы человек со здоровыми привычками?! Тогда берите ножницы и режьте ватман посередине — между человечками. Нам понадобится человек по имени «Ах!» Учащиеся разрезают ватман посередине, оставляют перед собой зеленого человечка. Педагог: каждый участник команды пишет свои фамилию и имя возле человечка. Учащиеся пишут фамилию, имя, педагог приклеивает к каждому ватману полоску с надписью: «#я_здоровый_человек» Педагог: я вас поздравляю! Вы прошли три этапа деловой игры и портрет человечка каждой команды достоин звания «#я_здоровый_человек» |
Педагог: ребята! Вы сегодня доказали, что вы ведете здоровый образ жизни! Если вам понравилось занятие, то человечка своей команды нужно сфотографировать на телефон и по возможности разместить на стену в нашей группе ВКонтакте (https://vk.com/clubaerodance), указав «#я_здоровый_человек». Благодарю за активное участие, до свидания! |
Литература:
- Гладырева Е. А. Методическая разработка театрализованно-игровой программы «Вовка в новогоднем 3Dевятом Царстве!» // Молодой ученый. — 2017. — № 11. — С. 442–448. — URL https://moluch.ru/archive/145/40797/
- Иванова М. Г., Портнова А. Г. Здоровье как предмет исследования в психологии // Психологическая наука и образование, 2006. № 3. — С.99–101.
- Киселева М. В. «Температура тела» страны танцев // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2. — С. 18–21. — URL https://moluch.ru/archive/81/14724/
- Лобанова О. А. Танцевально-двигательный опыт как фактор, способствующий развитию адаптивных свойств личности [Электронный источник] / О. А. Лобанова. — Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ vospitatelnaya-rabota/2015/05/04/tantsevalnyy-opyt-kak-faktor-sposobstvuyushchiy
- Смагин Н. И. Выбор в пользу здоровья! // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 108–110.
- Филиппова И. В. Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 30–33. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/941/
- Фокина Е. М. Проблема здоровья школьников и роль спортивных танцев в сохранении и укреплении здоровья детей в условиях образовательного пространства // Молодой ученый. — 2013. — № 8. — С. 508–511. — URL https://moluch.ru/archive/55/7497/