В статье автором рассматривается творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах. Определено понятие творческого диктанта и этапы его написания. Сделан вывод, что что написание творческих диктантов способствует приобщению школьников к родной культуре, а также воспитанию интереса и уважения к культуре других народов.
Ключевые слова: урок русского языка, творческий диктант, тест, методика написания диктантов, учащиеся 5–6 классов.
In the article the author considers the creative dictation as one of the types of grammatical-stylistic exercises on the development of the speech of students in Russian classes in grades 5–6. The concept of creative dictation and stages of its writing are defined. The conclusion is drawn that the writing of creative dictations contributes to the involvement of schoolchildren in their native culture, as well as the education of interest and respect for the culture of other peoples.
Keywords: lesson of the Russian language, a creative dictation, a test, a technique for writing dictations, students of grades 5–6.
Самый эффективный способ для формирования личностных универсальных учебных действий (УУД) — это творческий диктант. Дело в том, что систематическое написание подобных диктантов позволяет развивать речь учащихся. Творческий диктант — это в то же время инструмент, который помогает решать задачи развития речи, обучает правописанию. Но в понимании термина «творческий диктант» пока что не существует полного единства. П. Г. Василенко, С. Н. Бегидова, Л. В. Манжос к творческому диктанту относили такой вид упражнения, при котором воспитанники записывают, составляют предложения с данными словами [1, с. 36]. Н. Е. Вакулина считает, что творческий диктант — это собирательное название разных упражнений творческого плана. Как правило, он проводится и для обучения орфографии, и для развития речевых способностей детей [3, с. 24]. Е. А. Попова относит к творческим диктантам упражнения, при которых ученики вставляют в диктуемый учителем текст — слова, словосочетания некой грамматической категории, заменяют в диктуемом тексте определенные слова, словосочетания прочими, близкими по значению грамматическими категориями 5, с. 219].
Привлечь детей к творческому процессу работы с разными языковыми конструкциями поможет написание такого вида творческого диктанта, как составление текста, по некоторым словам, по словосочетаниям, которые диктует педагог. К сожалению, сегодня существует очень мало методических разработок заданий такого типа. Причины того явления состоят в следующем. Прежде всего, не все методисты относят указанное упражнение к одном и тому же виду творческих диктантов. Далее, отсутствие разработанности методики проведения этого вида работы, а также системы ее оценки, проведения.
Написание определенных форм творческих диктантов в 5–6 классах позволяет научить ребенка работать в коллективе. Данное умение формируется при написании творческого диктанта на основе наблюдений. Этот вид работы предусматривает определенную подготовку к нему — например, можно проводить экскурсии. При этом ученикам приходится не только наблюдать за явлением и предметом, но и соблюдать при этом этические, моральные нормы, контролировать свои поступки.
Написание творческого диктанта требует от учеников большой самостоятельности. Нужно активизировать логическое мышление, суждения. Следовательно, в течение изучения курса русского языка в 5–6 классах особое внимание должно быть уделено развитию, формированию начальных навыков написания сочинений, диктантов, прочих творческих работ. Работа над речевым развитием должна проходить систематически, что предусматривает наличие в школах, которые направлены на совершенствование главных компетенций обучающихся (лингвистической, языковой, коммуникативной) и их творческих способностей. Что касается последнего, то оно в свою очередь говорит о том, что нужно учитывать тестонаправленный подход в обучении русскому языку. Его суть заключается в текстовой деятельности обучающихся, что предусматривает «процесс восприятия, интерпретации и порождения текстов учениками в комплексе главных показателей общей культуры человечества» [1, с. 37].
Считаем, что вместе с прочими показателями работу по развитию речи нужно строить от «слова к тексту». В данном случае написание творческого диктанта в 5–6 классах осуществляется в 2 этапа:
‒ подготовительная работа;
‒ написание самого диктанта.
На подготовительном этапе нужно применять творческие диктанты с заменой, творческие диктанты на расширение текста. Эти виды диктантов предшествуют написанию одного из самых сложных видов — диктанта с продолжением. Эти диктанты могут решать следующие задачи: помогают детям усвоить основные лингвистические категории и понятия, осознать их взаимосвязь, роль в речи; учат по образцам выстраивать собственное высказывание, учитывая требования типа речи, стиля, композиции, особенности содержания предложенного текста; способствуют обогащению словарного запаса школьников, учат выбирать языковые средства на основании речевой ситуации, позволяют сформировать чувство стиля.
Далее нужно обратиться к содержанию текстов в творческих диктантах на основе наблюдения. Их условно можно разделить на две группы по теме [4, с. 187]:
‒ природа в родном краю;
‒ школьная жизнь.
Основная масса текстов в 5–6 классах, которая посвящена природе родного края: «Наша прогулка в морозный солнечный день», «Здравствуй, зима!», «Какой мы увидели весну в лесу» и так далее. Темы заставляют современного ребенка, по преимуществу поглощенного техническим, научным процессом, обратить внимание на окружающий мир, его красоту. Обращаясь к такой тематике, логично будет со стороны педагога привлечь внимание детей к сохранению растительного и животного мира, что можно сделать при написании творческих диктантов с заменами.
Тексты со второй группы творческих диктантов в 5–6 классах на основе наблюдений посвящены жизни школы, о чем свидетельствуют названия «Наша библиотека», «Наша школа». Характер данных текстов дает возможность воспитать положительное отношение к учебе, к познавательной деятельности, желание получать умения, новые знания, совершенствовать имеющиеся знания. Но понимание ученика сосредоточено не только на жизни школы [4, с. 186]. Следовательно, написание текстов творческих диктантов по наблюдениям нужно сочетать с работой над текстами, которые направлены на замену или вставку слов, словосочетаний, которые ознакомят детей с окружающим миром. Главными темами данных текстов в творческих диктантах выступают: приготовление пищи, уборка в помещении, оказание первой медпомощи, отдых, работа с животными. Данные тексты помогают развивать профессиональный, личностный потенциал, развивать самоопределение школьников.
Творческие диктанты, посвященные вставке слов и словосочетаний, в основу которых заложен региональный материал, помогают интеллектуальному, духовному развитию детей, находят отклик в их сердцах, заставляют иначе смотреть на окружающий мир, на самих себя, формируют высокие нравственные качества, гражданскую точку зрения. Диктанты сильно влияют на укрепление исторической преемственности поколений, на развитие, сохранение богатства языка, культуры страны [3, с. 46].
Получается, тексты такого типа формируют осознание себя как гражданина, представителя народа, а значит, культуры. Мало того, написание творческих диктантов помогает приобщить школьников к родной культуре, а также воспитать уважение, интерес к культуре других народов. Сформировать названные личностные УУД дают возможность творческие диктанты на вставку слов, словосочетаний. Творческий диктант, как вид стилистических, грамматических упражнений по развитию речи детей помогает решить задачи развития речи детей, решать на уроке воспитательные и образовательные задачи. Особенно эффективными являются диктанты на вставку слов по картине, так как это — подготовительный этап перед написанием сочинения по картине. Так, в 6 классе пишется творческий диктант на вставку слов на основании картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». После того, как дети рассмотрят картину, проанализируют ее содержание, читаются предложения, ребята ставят вопросы к определенным словам и ищут для них имена прилагательные [2, с. 101].
Можно сделать вывод, что обращение к музыке, живописи, литературе дает возможность воспитать у детей чувство любви к собственной стране, уважение к прочим народам. Обратившись к культурному наследию разны стран, педагог работает не только в рамках предметной сферы «русский язык», но и в рамках мета предметной сферы, что важно в плане требований ФГОС второго поколения.
Можно сделать вывод о том, что при постоянно применении их на уроках русского языка в 5–6 классах, есть возможности для формирования почти всех групп личностных УУД: позитивное отношение к познанию, к учебе, желание получать новые умения и знания, совершенствовать существующие знания. Кроме того, ребенок получает желание участвовать в созидательном, творческом процессе. Осознание себя как члена общества, индивидуальности, способность к самооценке своих действий, поступков, интерес, уважение к другим народам, стремление к прекрасному, к красоте — все это можно развивать с большим успехом.
Литература:
- Василенко П. Г., Бегидова С. Н., Манжос Л. В. Развитие художественно-творческих способностей, обучающихся стилизованному декоративному рисованию//Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2015. Вып. 3 (162). С. 36–43.
- Граф, Т. А. Творческий диктант в системе правописно-речевых работ по русскому языку / Т. А. Граф // Наука и общество: взгляд молодых исследователей: мат-лы восьмой Всерос. науч. конф. шк-ков и студентов с междунар. участием (Абакан, 27–28 ноября 2014 г.) / под ред. Л. А. Чиколаевой. — Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. — С. 100–101
- Вакулина, Н. Е. Диктант как прием обучения орфографии, пунктуации, развития речи учащихся: учеб.-метод. пособие / Н. Е. Вакулина. — М.: ФЛИНТА, 2012. — 113 с.
- Первухина, Е. В. Формирование личностных универсальных учебных действий в процессе лингвостилистического анализа текстов-образцов на уроках русского языка и литературы / Е. В. Первухина // VIII Кирилло-Мефодиевские чтения «Славянское слово в контексте времени. Межвузовский сборник научно-методических статей. — Ишим, 2016. — С. 187–192.
- Попова, Е. А. Прецедентные тексты региональной направленности на уроках русского языка / Е. А. Попова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. — Воронеж, 2015. — С. 219–221.