Как ваш ребёнок воспитан? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (198) март 2018 г.

Дата публикации: 27.03.2018

Статья просмотрена: 365 раз

Библиографическое описание:

Потапова, Г. Я. Как ваш ребёнок воспитан? / Г. Я. Потапова, А. Г. Сорока. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 170-173. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48946/ (дата обращения: 16.11.2024).



Все родители хотят видеть своего ребёнка хорошо воспитанным. Но воспитанность не формируется само по себе. Само определение «воспитанность» говорит о том, это результат долгой и упорной шлифовки человека. К сожалению некоторые родители считают, что культура поведения и общения, вежливость, сдержанность — это удел взрослых и поэтому говорят: «Всё придёт с возрастом, а пока, что с него нечего спрашивать? Ведь он ещё ребёнок». Не считают нужным знакомить его с элементарными нормами поведения. Им кажется естественным, что ребёнок, встретившись в дверях со взрослым, отталкивает его и старается проскочить вперёд; не умеет вести себя за столом, в транспорте, во время спектакля в театре ест мороженое, шелестит обёрткой от конфет, подаёт громкие реплики и т. д. Всё эти и подобные признаки невоспитанности почему-то не тревожат некоторых родителей. Пример: … В дом пришли друзья с пятилетней девочкой. Девочка, опережая отца и мать суёт свою ладонь в руку хозяйке: — Здравствуйте! (очевидно подражает взрослым). А мы к вам в гости! Вы и есть тетя Ира? Та самая мамина подруга? А угощать нас будете? Громко спрашивает девочка. Затем начинает кружиться на носочках, стараясь продемонстрировать и своё новое платье с воланами и огромный бант в волосах и гольфы. Останавливается и смотрит: ждёт восторгов.

— Какая ты нарядная! — хвалит её хозяйка — Да, это очень модно! — Солидно соглашается девочка.

И снова вопросы, вопросы … И когда наконец все они исчерпаны, ребёнок вслушивается в разговор взрослых и время от времени вставляет реплики.

Как можно расценивать такое поведение ребёнка? Ведь даже короткая встреча позволяет составить впечатление о воспитанности или не воспитанности данного ребёнка.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» указывает на необходимость на протяжении всего дошкольного возраста формировать культуру поведения, этические представления, учить ребёнка вести себя красиво, сдержанно. Ведь привлекательность малыша не только в красивой причёске, одежде, но и в красоте его поведения. И это главное!!!

В этой связи нельзя забывать и о примере взрослых, ибо формы поведения маленький ребёнок начинает усваивать, подражая близким людям. Не зря говорят: дети — зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения ребёнок начинает перенимать, когда он ещё не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны.

Пример: мальчик, увидев соседей по подъезду, приветливо улыбается им и чётко произносит: «Здравствуйте!» По его лицу видно, что это ему доставляет удовольствие. Так он поступает по примеру папы и мамы. К тому же он знает, что означает это приветствие, ему объяснил папа — Сказать: «Здравствуйте» — значит пожелать здоровья. Это хорошее пожелание — произносить его надо доброжелательно, вежливо.

Бывают и такие случаи: в автобус вошли отец и сын. Они сели на свободные места. Папа положил руку на спину сына и задремал. По примеру отца сын зажмурился. Однако из-под щёлок ресниц продолжал наблюдать за дорожными событиями… Вот на ближайшей остановке вошла женщина и остановилась рядом. Мальчуган попытался было освободиться из-под папиной руки, чтобы встать, но рука вежливо прижала сына к сидению. — Сиди! — приказал он, не открывая глаз. — Так я чтобы уступить … — А я сказал сиди — повторил отец. Мальчик покорно сел и посмотрев в бесстрастное лицо папы, громко сказал: — А в детском саду воспитательница говорит, чтобы мальчики…

— Ты помолчишь?! — прервал его отец. А вот и остановка, которая заставила папу и сына подняться. Направляясь к выходу, он наклонился к сыну и хохотнул … — У нас женщины имеют одинаковые права с мужчинами. Так-то вот!

Приучайте ребенка правильно пользоваться вилкой, не бойтесь давать ему нож (конечно, не слишком острый, c тупым концом). Пусть ребенок привыкает, есть, держа вилку в левой, а нож в правой руке. Этот навык легко формируется в детстве и закрепляется на всю жизнь. [3,158]

Напоминайте ребенку, что пищу надо брать понемногу, тогда ее легко пережевывать, что сидеть с набитым до отказа ртом, из которого вываливается не поместившаяся еда, очень некрасиво и соседям по столу видеть это неприятно.

Если вы хотите приучить ребенка пользоваться салфеткой, не забывайте ставить салфетки на стол.

Если ребенок выходит из-за стола не поблагодарив, напомните ему об этом. Напоминайте также о необходимости благодарить взрослых и детей за оказанную помощь, проявленное к нему внимание. Дети среднего дошкольного возраста обычно не забывают здороваться, приходя в детский сад, и прощаться, уходя домой. Но и об этом иногда приходится напоминать. Вежливость, внимание к человеку требуют, чтобы, прощаясь, здороваясь, дошкольник называл имя и отчество того, к кому он обращается, чтобы смотрел при этом в лицо.

Необходимо приучать детей сдержанно вести себя в общественных местах: на улице, в транспорте и т. д. Дети не должны громко разговаривать, затевать возню, бегать, требовать, чтобы им освободили им место у окна. Ребенку следует объяснить, что своим несдержанным поведением он может помешать окружающим, что необходимо считаться с людьми, которые находятся рядом. Дети не должны злоупотреблять заботой и вниманием, которыми окружают их взрослые. С малых лет нужно приучать ребенка сдерживать свои желания, если они идут вразрез с желаниями окружающих. Мы же нередко оправдываем эгоистичное поведение ребенка тем, что «он еще маленький».

Но, воспитывая уважение к другим, необходимо относиться с уважением и к нему самому. К сожалению, еще приходится слышать, как раздраженные поведением сына или дочери родители кричат: «неряха», «неумеха» и т. п. Безусловно, когда поступок ребенка заслуживает осуждения, мы должны дать ему понять, что недовольны им, даже возмущены, разгневались, но это надо делать, не унижая его. Чувство собственного достоинства нужно воспитывать, оберегать. Если мы сформируем у ребенка это чувство, то успешнее сможем решать многие задачи воспитания.

Ребенка среднего дошкольного возраста можно учить культуре деятельности, умению приготовить все необходимое, не отвлекаться, доводить начатое до нужного результата, бережно обращаться с вещами. Здесь огромную роль играют показ, разъяснение, пример взрослого. Показывайте ребенку, как, в какой последовательности, какими приемами следует выполнять то или иное дело. Поощряйте желание ребенка принять участие в труде взрослых. Работая вместе с взрослыми, дети перенимают у них рациональные приемы труда, его организации.

Для того чтобы освоенное ребенком умение совершенствовалось, становилось для него привычным, нужно упражнение. Здесь необходимы контроль и напоминание взрослых. Такое напоминание делается доброжелательным спокойным, но твердым тоном.

Наиболее трудно усваивают дети правила взаимоотношений. Поэтому необходимо чаще напоминать сыну, дочери, что они должны здороваться первыми, что нельзя входить в чужую комнату не постучавшись, что нужно уступать место старшим и т. д.

Уже в раннем детстве ребёнок способен усвоить простейшие правила общения с окружающими. Так, в два-три года малыши способны проявлять эмоциональные чувства отзывчивости, доброжелательности, привязанности, уважения ко всем членам семьи, к сверстникам. В 3–4 года ребёнку доступны некоторые несложные формы организованного поведения — не мешать окружающим криками и шумом, в общественных местах не кричать, не разговаривать громко, не толкать прохожих.

Пятилетние дети способны оценивать свои чужие поступки, поэтому особенно важно формировать в них воспитанность к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении: «Я вёл себя хорошо». Или: «Своим поступком я огорчил бабушку». Малыш испытывает стыд, за то, что плохо себя вёл, обидел товарища, или подвёл маму, не выполнил своё обещание. У детей этого возраста развиваются коллективные навыки, они тянуться к совместной деятельности с детьми, умеют уважать общий замысел игры и подчиняются её правилам. [1,128]

Очень важно проявлять нетерпимость к таким отрицательным проявлениям ребёнка, как назойливость, развязность, бесцеремонность, дерзость, жадность, лень, лживость, эгоизм, тщеславие, ко всему тому что, тормозит его нравственное развитие.

Нельзя забывать о воспитании у детей самостоятельности, привычек к трудовым усилиям, бережливости, аккуратности, умением замечать непорядок и устранять его по собственной инициативе. Ребёнок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд людей и поэтому он должен относиться к общественному имуществу, как будущий созидатель и гражданин.

Присмотритесь к своему ребёнку, как он ведет себя, можно ли считать, что вы развили в нём такое ценное проявление воспитанности, как вежливость. Это качество украшает, делает привлекательным растущего человека, вызывает у него симпатии у окружающих. [4,124]

Важно добиться, чтобы вежливость детей основывалась на искренности.

Попробуйте уронить какой-нибудь предмет — носовой платок, записную книжку, карандаш — посмотреть, как прореагирует ваш ребёнок, поднимет и подаст вам или «не заметит».

Последнее время многие родители хотят, чтобы их ребёнок вел себя раскованно. Но, увы, они не всегда могут определить границы, где кончается раскованность и начинается развязность.

Одна мать, которая старалась, чтобы ребёнок вёл себя раскованно и поэтому не стеснялся посторонних, наставляла его: «Не обращай ни на кого внимания, веди себя, будто на тебя никто не смотрит». Позже, когда сын стал первоклассником, она жаловалась: «Сын ни капельки не считается с нами, делает то, что хочет. Так надерзил мне при посторонних, что мы с отцом готовы были сквозь землю провалиться. Сделали ему замечание, а он в ответ: «А что особенного я сделал! Подумаешь»».

Считаете ли вы обязательным прививать своему ребёнку трудолюбие? Будет ли ваш ребёнок любить труд или смотреть на него, как на тяжкое бремя — значит сделать его дальнейшую жизнь или счастливой, или лишённой счастья.

С самого раннего детства надо приучать детей к самостоятельности. Они должны уметь обслуживать себя: одеваться, раздеваться, умываться, чистить зубы, после еды полоскать рот. Их нужно учить не только замечать неряшливость во внешнем виде и устранять её, но и беречь одежду, обувь, личные вещи, дети должны уметь пользоваться салфеткой, носовым платком, расчёской, отворачиваться и закрывать рот при кашле и чихании, должны есть аккуратно, вести за столом спокойно, брать пищу небольшими порциями, благодарить старших при выходе из-за стола.

Значимое место отводится воспитанию у детей культуры речи — способность отвечать, вступать в разговор со взрослыми, поддерживать беседу, задавать вопросы, чётко и ясно формулируя мысль и употребляя вежливые формы обращения, отвечать на вопросы полным ответом с хорошей дикцией и ясным произношением, разговаривать правильно в доброжелательной форме.

Если осуществлять всё это неправильно на протяжении всего дошкольного детства, то поведение ребёнка станет выражением его воспитанности.

Нельзя преувеличивать способности детей, ставить своё «Я» на первое место, чтобы ребёнок не вырос эгоистом.

Нужно учить детей не хвастаться своими успехами. Например, удачно выполненными заданиями, красивым платьем, новой игрушкой. Не рассуждать о том, в чём они мало смыслят. Часто надо говорить: «Ты такой же, как и все», «не только ты умеешь, но и другие тоже!». И если у тебя что-то получается лучше, помоги тому, у кого возникают трудности.

Литература:

  1. Авдеева, Н. Н., Мещерякова, С. Ю. Вы и младенец: у истоков общения. — М.: Педагогика, 1991
  2. Бауэр, Т. А. Психическое развитие младенца. — М.:Прогресс, 1985
  3. Валитова, И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: задачи и упражнения. — Минск: Университет, 1997
  4. Волков, Б. С. Задачи и упражнения по детской психологии. — М.: Просвещение, 1991
  5. Волков, Б. С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. — М.: Творческий Центр, 2003
  6. Галигузова, Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. — М.: Интор, 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, взрослый, детский сад, дошкольный возраст, Сын, воспитанность, культура поведения, место, носовой платок, ребенок среднего.


Задать вопрос