Компьютерные технологии и средства мультимедиа как часть информационных технологий формируют принципиально отличный стиль учебной деятельности, который оказывается более психологически приемлемым, комфортным, мобилизующие творческие возможности.
Ключевые слова: физическое воспитание, компьютерные технологии, практические занятия, студенты
Большинство студентов высказываются в пользу активных форм деятельности: дискуссий, лабораторно-практических работ, изучения первоисточников и это должно сопровождаться использованием современных информационных технологий.
Компьютерные технологии как часть информационных технологий формируют принципиально отличный стиль учебной деятельности, которой оказывается более психологически приемлемым, комфортным, мобилизующим творческие возможности и интеллектуальной потенциал студента [1].
Применительно к практическому использованию компьютерных технологий в образовательном процессе означает:
‒ тщательно обработанную мотивацию обучения не только «принудительного» характера (оценки), но и личной заинтересованности и удовлетворения учебным процессом;
‒ оценку по конечному результату, широкую свободу выбора, поощрение разумного творчества в процессе обучения;
‒ индивидуальный подход к обучаемому и его адаптацию в процессе обучения [2].
Технология компьютерного обучения рассматривается как обучение с учетом конечных результатов деятельности обучаемого, причем ему придается характер устойчивого, целенаправленного и эффективного процесса познания.
Компьютерные технологии как технические средства обучения развиваются в рамках существующего учебного процесса, поэтому в большей или меньшей мере должны быть совместимы с этим процессом, но в тоже время создаваемые или созданные КТ — только средство в построении между педагогом и студентом, а управление познавательной деятельностью происходит только в пределах модели избранной преподавателем для проведения занятий по физической культуре. КТ могут активно влиять на изменения не только методики преподавания, но и целиком на всю технологию учебного процесса. Реализация новых видов управляющих воздействий в условиях применения КТ в значительной степени упрощается благодаря индивидуализации обучения и возможностям быстрого контроля знаний, как нового материала, так и любого пройденного. В условиях существующей организации учебного процесса, принятой за основу для его последовательного совершенствования и повышения качества усвоения нового материала на занятиях физической культурой, нужно выделить критерии необходимости, возможности и целесообразности использования КТ.
Необходимость использования КТ и мультимедийных средств на практических занятиях по спортивным видам спорта, так как традиционная система физического воспитания не обеспечивает оздоровительного эффекта.
Возможность применения КТ появилось в связи с тем, что монитор сердечного ритма достаточно объективно регистрируют ЧСС в процессе выполнения физических упражнений и игровой деятельности студента, педагогические наблюдения, видеозапись, слайды для совершенствования технических приемов и тактических действий. Управления совершенствованием включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности студента и контроль над этой деятельностью. Эти процессы непрерывно взаимодействуют: результат контроля влияет на содержание управляющих воздействий (физических упражнений) то есть на дальнейшую организацию деятельности. В свою очередь: организация определенной деятельности, требует и определенной формы контроля и конкретного способа регистрации. (Методика информационной технологии монитор сердечного ритма — интерфейс — компьютер). Использование современных информационных технологий монитора сердечного ритма, интерфейса, компьютера регистрирующий ЧСС при проведении физических упражнений, что практические занятия по традиционной системе физического воспитания студентов проходит в среднем на пульсе 112 уд/мин и носит не развивающий характер, так как оптимальной зоной для студентов 20 лет является диапазон от 150 до 177 уд/мин.
Компьютерные технологии нашли широкое применение в образовательном процессе высшей школы [3]. Но, несмотря на это, существующие разработки в области использования компьютерных технологий в физическом воспитании студентов носят как правило, частный характер: созданы базы данных обучающихся, мониторинг их физического развития и двигательной подготовленности, а особенно в спортивно-ориентированном физическом воспитании. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что основными направлениями использования компьютерных технологий в физической культуре в вузе является статистический анализ и графическое изображение цифрового материала; текстовое редактирование методической документации; обучение и контроль теоретических знаний студентов; контроль физического развития и подготовленности занимающихся; оценка результатов соревнований по различным видам спорта; контроль и оптимизация технических приемов и тактических действий; контроль физической работоспособности испытуемых; создание компьютерных тренажерных комплексов на базе персональных компьютеров.
Применение графиков, мультипликаций — средств видеотехники — позволяет воссоздать реальную обстановку игровой деятельности в спортивных играх как баскетбол, волейбол, гандбол и футбол (например, имитация выполнения броска мяча в ворота или в кольцо, передача мяча, ведение мяча, подача мяча и т. д.).
Мыслительная деятельность студента на занятиях физической культурой с применением компьютера способствует быстрому усвоению двигательных навыков, и процесс становится интенсивнее и многообразнее.
Естественно, по-другому конструируется занятие: педагог специально продумывает отдельные его элементы, в которых используется компьютер, предусматривает интеграцию традиционных и интерактивных средств совершенствования, разрабатывает способы управления двигательной деятельностью.
Особое внимание обращается на:
‒ представление в удобной форме различных спортивных приемов, протекающих в реальности с большой скоростью (бег, прыжки и другие двигательные действия);
‒ использование компьютера для формирования у студента правильного представления о технике двигательного действия.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что современный этап развития компьютерной техники и её применение в учебном процессе характеризуется использованием компьютерных технологий при составлении обучающих программ. Появилось множество программных продуктов на лазерных дисках, созданных на базе мультимедийных, офисных интернет-технологий, графических изображений, анимация и система программирования.
Литература:
- Волков, В. Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе. //Теория и практика физической культуры. — М., 2001. — № 5. — С. 56–61.
- Немова О. А. Повышение эффективности физического воспитания студентов средних профессиональных образовательных учреждений с использованием информационных технологий. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Хабаровск — 2006.-24с.
- Бешевень Н., Сергиенко К. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в ВУЗе. — Кишинев. ШТИИЦА. — 114с.