В статье рассматриваются изменения в обществе, охватывающие почти все сферы социальной жизни. Автор акцентирует внимание на социальной гендерной роли и ее проявлении в новых обстоятельствах.
За последние десятилетия прошлого века и в начале нового случились серьезные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека. Произошел большой скачок в науке и технике, что привело к развитию станкостроения и роботизации. На многих производствах, где преобладал в основном мужской труд, стали применять новые технологии, который, в свою очередь, открыли новые профессии и возможности для женщин.
Эти существенные изменения в труде, в науке, в обществе породили новое понимание слова «пол». Это слово «гендер» как отражение изменившихся социальных ролей мужчин и женщин. В наше время женщины все больше заменяют мужчин в их труде, их прогресс налицо: наука, производство, политика, спорт, культура — все то, что считалось чисто мужскими привилегиями. При этом женщины не ушли от своих прямых обязанностей и до сих пор совмещают ответственную работу с поддержанием семейного очага, ведь продолжение рода, воспитание детей, забота о них остались на хрупких женских плечах. Материнская любовь является природной сущностью женщины, которую никто не отменял, о которой нужно помнить и ценить как мужчинам, так и женщинам [1].
В своем исследовании мы хотим остановиться на таком сложном феномене, как культура и искусство, который охватывает все сферы социальной жизни в ее основных проявлениях, отражает изменения, происходящие в обществе, определяет в том числе и половые различия людей, то есть гендерные характеристики. Мужчины и женщины являются культурными продуктами общества и неизбежно проявляют свою социальную гендерную роль в различных видах деятельности.
Высшая идеальная форма проявления культуры — это искусство. Но что можно отнести к искусству? Ответ на этот вопрос был дан еще в античные времена: вся сфера деятельности человека, которая требует определенных навыков, обучения, умений и т. д., является искусством. И мы с этим полностью согласны, так как в разряд искусства попадали чисто практические ремесла (плотничество, ткачество, гончарное дело и т. д.).
Искусство как особая сфера деятельности человека, аккумулирующая эмоционально-духовное наследие предыдущих поколений, помогает человеку не только устанавливать контакты с миром и жизнью, осознавать свое место в мире, но также способствует совершенствованию.
Испокон веков существовало разделение труда по половому признаку: на заре цивилизации мужчины охотились и рыбачили, работали с металлом, изготовляя оружие и орудия труда. Женщины оставались у домашнего очага, и именно домашний труд стал основой многих культурных ценностей будущего. Так, от первобытных ремесел произошло искусство керамики (изготовление посуды), ткачество, садоводство, ювелирное дело и т. д.
Многие эти виды искусства впоследствии также были освоены мужчинами. Уверенная, сильная мужская рука мастера видна в казахской посуде из дерева, в грузинской чеканке, в резьбе карпатских мастеров, в огромных глиняных амфорах Античной Греции. А женская легкая, кропотливая рука — в шитье, вышивке, кружевах, ткачестве.
У кочевых народов, в частности у нас, казахов, изготовление кошмы было чисто женской прерогативой. После стрижки овец шерсть надо помыть, обвалять, изготовить кошму и нити. Шерсть — это основополагающий материал в быту кочевника. Летний дом, который по-русски называют юртой, сами казахи зовут «киіз үй», дословно — дом из кошмы, или войлочный дом. И в самом деле: его каркас состоит из связанных особенным способом жердей. Все они обшиваются кошмой с национальными орнаментами, снаружи юрта обтягивается толстым войлоком, внутри тоже много войлочных изделий (рис. 1) Также присутствуют ковры и текемет[1] — шерстяная дорожка (каз. алаша). И все это домашнее убранство было сделано руками женщины, со временем достигшей вершин в этом искусстве.
Рис. 1. Казахская юрта
Рис. 2. Валяние кошмы
Физиологическое различие мужчин и женщин подспудно делит их на слабый и сильный пол, что и привело к разделению труда и обязанностей. Начиная с древних времен все это хозяйство постепенно усовершенствовалось, и многие женские ремесла переходили в руки мужчин, и наоборот.
Рис. 3. Текемет
В наше время, когда феминизм делает большие сдвиги в обществе, многими сугубо мужскими профессиями овладевает «слабый пол».
В ближайшем будущем развитие IT-технологий даст несравненно новый толчок женщинам для овладения все новыми и новыми профессиями, что, в свою очередь, приблизит гендерное равноправие.
Известный современный французский философ, психолог, психоаналитик Люс Иригарей попыталась выявить альтернативное женское видение картины мира. Речь не о том, что женское восприятие более непосредственно, более чувственно или эмоциональнее, чем мужское. Иригарей не делает женщин равными мужчинам, сфера ее интересов содержит риск стирания того, что свойственно женщинам, но дает возможность проявить себя и развиться женским отличиям. Поскольку пока мы воспринимаем женщину как противоположность мужчине, мы не думаем о ней как о женщине. Это возможно, только когда мы позволяем женщине быть другим человеком, с собственной манерой поведения и собственным мнением. Для этого необходимо искать области, в которых женская субъективность может быть выявлена и все еще впереди, и, следовательно, словам «женщина» и «женское» предстоит обрести новое значение.
Некогда институт матриархата в первобытной общине устанавливал безусловное право женщины-матери на господство. Сегодня же в социополитическом гендерном измерении утверждает себя феминизм как идеология «свободной» гендерно-модифицированной, самодостаточной женщины — эмансипе, selfmade woman инновационной эпохи. Это немаловажное обстоятельство позволяет диагностировать сегодняшнюю гендерную ситуацию не столько в качестве попытки реанимировать матриархат как изначальный архетип коллективного бессознательного, сколько в качестве социогенетической метаморфозы традиционного патриархального мира в направлении превращения его в форму тотального гинекея, устанавливающего свои правила игры и властные полномочия гинекократии — абсолютной власти женщин — эмансипе, не обязательно обремененных традиционной функцией матери, хранительницы очага [2].
В XX веке женщины-казашки выступали в основном в качестве политического инструмента, что превратило центральноазиатскую девушку и женщину в символ цивилизаторской миссии, изображая идеал женщины как сильного и дисциплинированного работника.
Сегодня эта сила и дисциплина проявляется в новых обстоятельствах, когда переход к рыночной экономике привнес крутые изменения в повседневную и общественную жизнь в Центральной Азии.
Литература:
- Сарсембаева Р. Б. Рыночная трансформация Казахстанского общества. Опыт гендерного анализа. — Алматы: LEM, 2004. — С. 235–239.
- Иригарей Л. Этика полового различия М., 2005. — 283 с.
[1] Текемет — казахский настенный ковер (безворсовый)