Знакомство детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром является средством формирования представлений и знаний о мире. Эти представления основаны на эмоциональном опыте, на правильном отношении к ним. Средство формирования адекватных представлений и знаний об окружающем мире служит источником первого конкретного багажа знаний и самых запоминающихся, радостных переживаний, которые сопровождают нас в течение всей жизни. Наиболее продуктивный способ формирования представлений об окружающем мире у дошкольников — применение дидактических игр.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. К. Бондаренко [2, с.67], Л. А. Венгером [1, с.56]. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Педагоги дошкольных учреждений во время организации дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста должны стараться учитывать возрастающие возможности детей. В этом возрасте дети очень любознательны, наблюдательны, проявляют интерес ко всему новому, необычному: им хочется самим отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. При отборе игр главное внимание необходимо обращать на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.
По мнению Е. И. Тихеевой, дидактические игры — это лишь один из компонентов воспитательно-образовательной работы с дошкольниками наряду с беседой, изобразительной деятельностью, пением, гимнастикой, трудом. Как считает Е. И. Тихеева, содержанием дидактических игр по формированию представлений об окружающем мире является сама окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов.
А. К. Бондаренко указывает, что организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ [2, с.30].
Успешное руководство дидактическими играми, во-первых, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, во-вторых, имеет четкое определение задач, в-третьих, указывает определение места и роли в целостном воспитательном процессе и, в-четвертых, определяет взаимодействие и другими играми и формами обучения. Руководство дидактическими играми должно быть нацелено на развитие и поощрение познавательной активности, инициативности и самостоятельности дошкольников. Направлено на применение детьми разных способов решения игровых задач, а также, должно обеспечивать доброжелательные отношения между всеми участниками игрового процесса. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом [4, с.67].
При проведении дидактических игр по формированию представлений об окружающем мире необходимо очерчивать следующий круг педагогических, образовательных задач:
– расширение представлений об окружающей действительности;
– расширение и уточнения знаний о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, формирование знаний о зимующих и перелетных птицах;
– закрепление знаний о труде взрослых;
– уточнение представлений о предметах и их признаках.
О. Дыбина в работе «Игра — путь к познанию предметного мира» отмечает, что планирование и проведение дидактических игр должно занимать существенное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, игры могут выступать, как составная часть занятия. Кроме того, в часы, отведённые для игр, дидактические игры планируются, организуются и проводятся как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. В данном случае дети могут играть по своему желанию как коллективно, так и небольшими группами или же по одному. В воспитательном плане педагог должен предусматривать подбор игр и дидактического материала для проведения игр в соответствии с общим планом педагогической работы.
При формировании представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста приемлемо использование разнообразных дидактических игр: игры с предметами, настольно-печатные игры, игры — пазлы.
В играх с предметами возможно использование игрушек и реальных предметов (предметы обихода, орудия труда), объектов природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). В играх с природным материалом актуально использование натуральных семян растений, листьев, разнообразных цветов, камешков, ракушек. Игры с использованием природных, натуральных материалов позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формировать мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Во время проведения прогулки, где дети непосредственно соприкасаются с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами возможно проведение игр «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх могут уточняться, конкретизироваться и обогащаться представления детей о свойствах и качествах предметов, формироваться умения проводить исследование, делать выводы. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дошкольники выполняют определенные роли, например, покупателя или продавца в играх типа «Магазин», пекарей в игре «Пекарня», игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения [5, с. 182].
Настольно-печатные игры, разнообразные по содержанию, обучающим задачам и оформлению, помогают педагогам уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, активизировать мыслительные процессы. В играх «Какое время года», «Когда это бывает?» происходит закрепление представлений дошкольников о временах года. В играх «С какого дерева листок», «Птицы, рыбы, звери», «Что за птица», «Природа и человек» расширяется и систематизируются представления об обитателях животного мира, явлениях природы. В словесных играх: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — не нужно» педагогами закрепляются представления о функциях и действиях тех или иных предметов, а в игровых упражнениях дети учатся различать предметы по качествам и свойствам.
При формировании представлений детей о родном крае, городе, его достопримечательностями целесообразно использовать такие дидактические игры, как «Мой город», «Мой край», «Мы живём на Сибири», «Животный мир Прибайкалья», «Прогулка по Иркутску».
Таким образом, можно отметить, что дидактические игры играют важную роль в формировании представлений об окружающем мире детей старшего дошкольного возраста. Благодаря дидактическим играм происходит накопления чувственного опыта, значительно расширяются представления детей об окружающем мире, активно развиваются все психические процессы, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. В дидактической игре активно формируется познавательный интерес, а на базе познавательного интереса развиваются интеллектуальные способности, что имеет огромное значение для умственного воспитания детей.
Литература:
- Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М.: Просвещение, 1989. 176 с.
- Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. 2-е изд. М.: Просвещение, 1983. 192 с.
- Дыбина, О. Игра — путь к познанию предметного мира / О. Дыбина // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С.45.
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) / сост. е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; под ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986. 112 с.
- Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры / А. А. Смоленцева. М.: Просвещение, 1987. 182 с.