В статье дается краткий анализ жалоб и обращений граждан в Высшую квалификационную коллегию судей РФ, Квалификационные коллегии судей субъектов РФ, из которого делаются выводы о несоответствии большого числа таких обращений компетенции квалификационных коллегий, в которые они направляются. Обосновывается необходимость проведения просветительской работы с населением по вопросам деятельности квалификационных коллегий судей в Российской Федерации, их месте среди органов судейского сообщества, возложенных на них полномочиях, а также различиях полномочий Высшей квалификационной коллегии судей РФ и Квалификационных коллегий судей субъектов РФ.
Ключевые слова: органы судейского сообщества, квалификационные коллегии судей, жалоба, обращение, полномочия Высшей квалификационной коллегии судей РФ, полномочия Квалификационных коллегий судей субъектов РФ, судебная власть, дисциплинарная ответственность судей.
Судебная система играет важнейшую роль в регулировании общественных отношений. С ее помощью соблюдаются права и законные интересы граждан и организаций, реализуется регулирующая функция государства, она способствует восстановлению справедливости. Судья является основной фигурой данной системы, носителем судебной власти. Для того, чтобы судьи могли принимать объективные и беспристрастные решения, ст. 122 Конституции РФ устанавливает гарантии неприкосновенности судей, которые призваны ограждать от произвола и ущемления их прав при осуществлении деятельности по отправлению правосудия. Для соблюдения указанных гарантий и выражения интересов судей в Российской Федерации были созданы органы судейского сообщества, среди которых особое место занимают квалификационные коллегии судей. Существует 2 вида таких коллегий — на федеральном уровне сформирована Высшая квалификационная коллегия судей РФ, а на уровне субъектов Квалификационные коллегии судей субъектов РФ. Несмотря на некоторые различия (в основном они касаются уровня тех судов, в отношении которых коллегиями рассматриваются вопросы), наиболее важные полномочия, возлагаемые на квалификационные коллегии судей, едины для обоих видов коллегий. Это полномочия по отбору кандидатур на должность судьи, присвоению им квалификационного класса, привлечению судей к дисциплинарной ответственности, приостановлению, возобновлению или прекращению полномочий судьи и др. Реализация всех обозначенных полномочий обеспечивает охрану судейской независимости, а также способствует укреплению авторитета судебной власти.
Квалификационные коллегии судей являются открытым органом, они не ограничены рамками судебной системы, а активно взаимодействуют как с представителями других ветвей власти, так и с населением, и в последнее время эта тенденция только усиливается. Одной из наиболее распространенных форм влияния на деятельность квалификационных коллегий судей является подача жалоб и сообщений о совершении судьей дисциплинарного проступка. Обращаясь к статистике, можно сказать, что право на обращение в квалификационные коллегии судей реализуется гражданами достаточно часто. Так, за 2016 год в Высшую квалификационную коллегию РФ было подано 11 801 обращение, в квалификационные коллегии судей субъектов — 44 459 обращений [1, с. 4]. Примерно половина из них содержала сведения о совершении судьей или руководителем суда дисциплинарного проступка. Причины подобных обращений можно выделить в несколько групп:
1) грубое или систематическое нарушение процессуальных или иных норм (примерно 67 %);
2) волокита (25,7 %);
3) неэтичное поведение судьи в отношении участников процесса и иных граждан (приблизительно 5,9 %);
4) признаки коррупционных правонарушений (0,6 %);
5) недостойное поведение судьи в быту (0,7 %)
Вместе с тем, как отмечается, среди всех этих обращений очень небольшая часть относится непосредственно к полномочиям квалификационной коллегии судей, в которую они были направлены. Так, в своем отчетном докладе на IX Всероссийском съезде судей председатель Высшей квалификационной коллегии судей РФ Тимошин Н. В. отмечает, что «основную массу из года в год составляют жалобы, в которых заявители выражают несогласие с судебными актами или процессуальными действиями и требуют от коллегий привлечь судью к дисциплинарной ответственности» [2, с. 22]. Как следует из анализа поступающей в квалификационные коллегии почты, это заключение распространяется на деятельность всех квалификационных коллегий судей.
Рассмотрим эту ситуацию на примере Высшей квалификационной коллегии судей. В соответствии с данными, жалобы граждан нередко содержат следующие требования: «вынести решение по моему заявлению в форме судебного постановления», «передать дело другому судье», «вынести постановление о рассмотрении жалобы в порядке надзора», «инициировать рассмотрение жалобы в надзорном порядке», «обязать суд выслать мне копию определения», «отменить арест на имущество» и др. [3] Естественно, все эти требования совершенно не соответствуют полномочиям квалификационных коллегий судей. Фактически это было бы вмешательством в деятельность судов, что противоречит действующему законодательству.
Другая проблема — недостаточная мотивированность требований жалобы. Часто в них содержится просьба — например, провести оценку знаний, профессионального уровня судьи, его соответствия служебным критериям, привлечь к ответственности и т. п. — однако нет сведений о совершении судьей какого-либо проступка. При том, что в п. 2 ст. 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей указано, что жалоба, помимо прочего, должна содержать сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка.
Еще одна ошибка, с которой сталкиваются квалификационные коллегии судей при рассмотрении обращений граждан, заключается в том, что в них не учитывается разделение полномочий между Высшей квалификационной коллегией судей и Квалификационными коллегиями судей субъектов РФ, а также между квалификационными коллегиями и органами государственной власти. Например, в Высшую квалификационную коллегию судей часто поступают обращения граждан, содержащие сведения о недостойном поведении претендентов на должности судей районных судов и мировых судей. Однако не следует забывать, что, согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в РФ», Высшая квалификационная коллегия судей дает заключение о назначении на должности председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов. Остальные заключения относятся к компетенции Квалификационных коллегий судей субъектов. Однако граждане в обращениях часто путают их полномочия, и в итоге направляют корреспонденцию ненадлежащей коллегии. Такие обращения приходится перенаправлять, что не способствует их скорейшему рассмотрению. Подобная ситуация складывается с ходатайствами о проверке сведений, содержащихся в средствах массовой информации, о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти. Известно, что такие проверки проводятся в отношении судьи коллегией, которая рекомендовала его на эту должность. Следовательно, и требования об этом должны направляться в соответствующую коллегию судей. Также часто граждане, помимо требований о привлечении к дисциплинарной ответственности, ходатайствуют о привлечении судей к уголовной ответственности. При этом используются формулировки: «прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ о возбуждении уголовного дела в отношении судей» [3]. Однако квалификационные коллегии судей лишь дают согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности, самостоятельно инициировать возбуждение уголовного производства они не вправе. Поэтому в этом случае целесообразно обращаться в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который полномочен провести проверку указанных в обращении доводов и в случае их подтверждения внести в квалификационную коллегию соответствующее представление.
На основании всего изложенного можно сделать вывод о том, что граждане, обращающиеся в квалификационные коллегии судей, зачастую не имеют представления об истинной правовой природе коллегий, их задачах и полномочиях. В этом случае направляемые ими жалобы, обращения не могут быть рассмотрены квалификационной коллегией ввиду отсутствие у нее таких полномочий, и либо возвращаются заявителю, либо направляются в другие квалификационные коллегии и государственные органы. Для того чтобы снизить процент таких обращений «впустую», представляется необходимым проводить просветительскую и разъяснительную работу с гражданами, информировать их о деятельности квалификационных коллегий судей не только в специализированном «Вестнике», но и в популярных средствах массовой информации. Хочется верить, что это позволит гражданам более тщательно подходить к выбору требований, предъявляемых в квалификационные коллегии судей, и форм их выражения и, как следствие, снизить количество жалоб и обращений, направляемых в коллегии без учета их полномочий, освобождая возможность для решения действительно важных вопросов, относящихся к их компетенции.
Литература:
- Итоги работы в 2016 году // Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. — 2017. — № 2(52). — С. 3–7.
- Отчетный доклад Председателя Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации // Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. — 2017. — № 1(51). — С. 17–23.
- Жаловаться надо грамотно. Обзор почты ВККС РФ // Квалификационная коллегия судей Республики Марий Эл. URL: http://me.vkks.ru/publication/46212/ (дата обращения: 28.03.2018).